Статья: "Открытое занятие «Море жизни и корабль судьбы»"

Статья " Открытое занятие  «Море жизни и корабль судьбы»"

ГКУ СО ЯО СРЦ "Искорка"

Автор: воспитатель Сучкова И.Е.

Конспект занятия "Сбор группы по анализу и планированию «Море жизни и корабль судьбы»"

Цель:

Пробудить в подростках ответственность за свои поступки и готовность к преодолению трудностей.

Задачи:

- формирование у воспитанников умений и навыков анализировать деятельность группы;

- формирование у подростков ответственности за проводимые дела;

- развитие взаимопомощи, взаимопонимания между воспитанниками;

- формирование настроя у детей на совместную творческую работу в коллективе.

Наглядное оформление

Подготовительная работа:

1.Сбор воспитателем информации о результатах воспитательной работы за прошедший период.

2. Выбирается совет дела, члены которого будут помогать в организации групп.

3. Готовятся рисунок, жетоны и наглядные средства для оформления в конверте для каждой группы.

Ход занятия

Игра-разминка «Пересядьте все те, кто…». Это упражнение проходит весело, оно поднимает настроение и очень нравится детям. Участники садятся кружком. Водящий стоит в центре круга. Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, сказано: «Пересядьте все, кто любит мороженое», и все, кто любит мороженое, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

1. Воспитатель. Ребята, подходит к концу учебный год. Давайте обсудим, как мы жили вместе в этом году, решим, как будем жить вместе в следующем году. Но прежде всего ответим на вопрос: какой у нас коллектив? Существует несколько стадий развития коллектива. На какой же стадии развития находится наша группа – решать нам самим. Известный педагог А.Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» определяет стадии развития коллектива и характеризует их (на доску вывешивается плакат со схемой стадий, и подробно характеризуется каждая)

«Песчаная россыпь». Посмотри, сколько песчинок собрано вместе, но в тоже время заметь – ничто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует легкий ветерок – отнесет часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединило. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята.

«Мягкая глина». В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет еще взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.

«Мерцающий маяк». Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.

«Алый парус». Символ устремленности вперед, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу.

«Горящий факел». В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идет на помощь, не дожидаясь призывов.

2. Воспитанники разбиваются на группы, в которых решают, на какой стадии находится их коллектив. Каждая группа отмечает на «горе» точку и обосновывает свое решение.

3. Ребята,покажите, как вы выполнили домашнее задание. У каждого получился свой корабль: у кого-то – линкор с 12 пушками, а у кого-то – почти плот.

При обсуждении мы сравниваем рисунки, по-доброму советуем друг другу научиться выполнять разные домашние дела, дети убеждают друг друга в том, что они не так скучны и трудны, как кажется. У каждого получилось разное количество якорей. Необходимо выразить беспокойство, что если таких якорей будет слишком много, то корабль судьбы может погрузиться в море проблем.

4. «Ребята, наша группа – как этот кораблик, плывущий по морю (указывается на плакат). На его пути встречаются различные преграды, черные тучи и ураганный ветер. Но он смело стремится к своей цели. Давайте подумаем, а что нам мешало жить лучше в этом году? Что нам мешает подняться выше по этой «горе». (Обсуждают в группах, решения записывают на «капельках», вырезанных из бумаги, которые прикрепляются к тучам)».

5. А что нам помогало? Что поддерживало нас в этом году? (Обсуждают и решения записывают на «лучах солнышка»).

6. Что бы мы могли сделать, чтобы нам жилось лучше, дружнее, интереснее, чтобы добиться того, к чему стремимся?(Обсуждают и листочки с записанными на них делами прикрепляются на соответствующие «волны». Листы с совпадающими предложениями наклеиваются друг на друга.)

7. Мы все – одна команда нашего корабля. Давайте разместимся по каютам. На круглых жетончиках с одной стороны отметьте ваше настроение на сегодняшний день, а с другой – напишите свои проблема, которые вас волнуют и которыми вы хотите поделиться с одногруппниками.(Эти жетоны приклеиваются на «иллюминаторы корабля».)

8. А теперь каждый из вас на «флажках» напишет свою микропрограмму – чему бы вы хотели научиться, чего достичь в следующем году? Чего вы лично хотели бы добиться?(«Флажки» приклеиваются на «паруса».)

9. Наш кораблик с поднятыми парусами плывет по морю жизни к заветной цели, но мы еще не очень сильные, чтобы справиться самим со всеми преградами и трудностями. Кто же нам поможет в этом плавании?(Обсуждают и приклеивают листочки на «маяк».)

10. Но наш корабль в море не одинок, ему встречаются на пути и другие корабли. Так и наш коллектив живет среди других коллективов. Что же мы можем сделать для них(предложения воспитанники записывают на «чайках» и приклеивают около «корабля».)

11. Далее анализируются предложенные дела, отбираются для проведения наиболее интересные. Дети определяют дела, которые организуют в ближайшее время, отмечая их «звездочкой». С учетом желания выбираются ответственные за подготовку и проведение каждого дела.

Упражнение «Гусеница». Участники выстраиваются в ряд и кладут руки на плечи стоящему впереди. Между спиной и животом двух участников зажимается надутый воздушный шарик. Запрещается дотрагиваться до шарика руками, только самый первый держит свой шарик на вытянутых руках: это голова гусеницы. А теперь гусеница отправляется в путь и сворачивает в стороны по команде ведущего. Это очень веселая игра, которая дает возможность воспитанникам эмоционально расслабиться.

 


Количество коментариев: 0