Статья: ""Народная коми кукла из бабушкиного сундука""

Тема : «Народная коми кукла из бабушкиного сундука»

Цель: приобщить дошкольников к истории национальной культуры народа коми.

Задачи:

·        Закреплять знания с историей коми  национального костюма, с особенностями его внешнего вида;

  • Учить создавать эскизыкоми костюмов. Учить подбирать цвета и узоры в соответствии с заданной темой.
  • Учить располагать симметрично узоры, подбирать правильно цвета, передачи колорита национальногокостюма. Создавать законченный творческий образ.

·        Развивать интерес к женскому коми наряду.

  • Воспитывать уважение кКоми национальному костюму.

Словарная  работа:  одежда,  сарафан-  сарапан, шушун,  рубаха – дöрöм, передник - водздöра, пояс- вонь, видзаоланныд - зравствуйте, аддзысьлысьтодз - до свидание.

Материалы к занятию: кукла- девочка в национальном костюме, аудиозапись коми песни, шаблоны сарафана, восковые мелки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением коми национальной одежды женщины.

Методические приемы : словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы(демонстрация иллюстраций, одежды), практический метод.

Ход занятия:

 Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа.

С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением. Одежда была праздничная, рабочая.

У разных народов они были разными. Украшали одежду коми орнаментом.

Через орнамент человек пытался воздействовать на силу природы. Изображая знаки Солнца, Луны, звезд, неба, воды, деревьев, он надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней.

Символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия землю.

Ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом. Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды. Расположенная не горизонтально, а сверху вниз, она становилась изображением дождя.

Крестьянские женщины стремились к красоте, рубахи прошлых столетий ювелирно декорировались вышивками и более походили на произведение искусства. Человек, постоянно живший среди природы, был привязан к ней. Поэтому и цвета в одежде не случайны. Красный цвет- символ огня, крови, долголетия, плодородия. Чёрный цвет- символ земли и покоя. Белый цвет символ чистоты в помыслах и делах, милосердие к людям. Зеленыйрост развития растительности.

Ребята из каких тканей шили одежду? из льна. А что делали чтобы лен был цветным? Каким образом получали  цвета?

В то время для тканей использовались только натуральные красители. 

Например: Жёлтый цвет давали – берёза, орешник. Зелёный – крапива. Красный – зверобой. Весной и летом женщины выкапывали корни, собирали пучки трав, нужных для окрашивания нитей. Растения сушили, толкли в ступе или мололи на жерновах. Затем подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день, прибавляли воды и долго кипятили. Чтобы краска была крепкой, клали золу, дрожжи.

Звучит музыка "Марья моль".Ребята, хотите отправится путешествие в  прошлое  коми народа.? (Ответы детей).Закрывайте глаза. Звучит музыка (Дети открывают глаза). Ребята,  посмотрите, вот мы и оказались в прошлом.

Воспитатель вносит куклу в национальном костюме, представляет ее.

Воспитатель«Ребята, посмотрите кто к нам пришел?» Это кукла Настук.

Кукла здоровается на коми языке.(Дети здороваются на коми языке с куклой Настук). Настук обращается к детям:

Здравствуйте. Детушки милые,

Соколики пригожие, да какие все хорошие:

Губки – ягодки, глазки - пуговки,

Щёчки аленьки, все кудрявеньки.

Спасибо. Что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли.

Воспитатель:» Давайте мы с вами рассмотрим одежду на кукле, какая она красивая, интересная и попробуем сравнить ее с одеждой которая на девочках в группе».

- посмотрите, на Настук, одежда длинная, на наших девочках - короткая. Сейчас девочки носят платьица, юбочки, футболки, шорты. А, что же одето на Настук? эта часть одежды называется рубаха- дором. (хоровое закрепление). Его шили из ткани, которую не покупали в магазине, а делали сами. Поверх рубахи  одевали что?(ответы детей).Сарафан - шушун. (хоровое закрепление).

Воспитатель: «Ребята, сарафан какого цвета?»

Дети: «Красного».

Воспитатель: «Да, обычно он в красную и синюю полоску». Сарафан  подпоясывался  тканым  и  плетеным  узорным  поясом  –  вöнь.

Считалось, что вöнь оберегает человека от злых духов. Одежду шили из льна

и  конопли,  которые  сами  выращивали,  зимнюю  одежду  –  из  меха.

Воспитатель: «Ребята, давайте попробуем сравнить на ощупь качество ткани на своей одежде и одежде куклы. Наша ткань мягкая, а на Настук ткань жесткая, грубая».(продолжать закрепление новых слов).

Воспитатель: «Ребята, что еще надето на Настук? Это передник(возьдора)      (хоровое закрепление).На голове завязана лента у куклы. Скажите, девочки, вы сейчас носите такой передник? Такой поясок?

Дети«Нет, не носим».

Воспитатель: «Конечно, нет, потому что такую одежду носили в старину». Скажите,  сейчас  удобно  было  бы  ходить  в  такой  одежде?  Почему?  Такую одежду  одевают  только  на  праздники,  фестивали,  концерты.

Воспитатель: «ребята, давайте ещё раз скажем, из каких частей состоит женский костюм?

Рубашки,  как  мужские,  так  и женские,  украшали  вышивкой.  Считалось,  что  вышивка  –  оберег предохраняла,  оберегала  от  злых  сил. Кукла Настук рассказала, что ей бабушка сшила  красивые сарафаны, и подружки у Настука, тоже захотели такие же красивые сарафаны, но бабушка приболела и не может всем сшить коми орнаменты на одежде. Настук и её подружки очень огорчились, им так хочется гулять в красивых сарафанчиках.

Педагог вместе с детьми обсуждают проблемную ситуацию. Дети выдвигают версии и гипотезы, как помочь. Вместе с детьми педагог предлагает помочь куклам, украсив сарафаны коми орнаментом.

 Самостоятельная работа детей.

Дети самостоятельно выбирают цвет, элементы и составляют узор.

Педагог вместе с куклой Настук помогают детям, подсказывают приёмы работы.

- Что мы хотели сделать вначале?

- Что у нас получилось?

- Что мы делали вначале, а что потом?

- Что было сложным, а что лёгким?

- Как у нас получилось?

- Что вы ещё можете украсить коми узором?

- Что вы можете рассказать родителям?

Воспитатель: Педагог вместе с куклой Настук благодарит детей за помощь «ребята, давайте, попрощаемся с Настук, ей пора идти в гости к другим детям, в другой детский сад. Прощание на коми языке. Дети рассматривают работы, делятся впечатлениями.

 Воспитатель«Ребята, кто сегодня к нам приходил в гости?»

Дети«Кукла Настук».

Воспитатель«Правильно, а скажите в чем она приходила, какая у нее была одежда?»

Дети«На ней был красный сарафан и белая рубашка».

Воспитатель«Молодцы! Правильно! А какие узоры были на сарафане Настук?»

Дети«Коми орнамент»

Воспитатель: «Замечательно! К нам в гости приходила кукла по имени Настук в Коми национальной одежде. Ребята, я думаю, что вам понравился национальный костюм Настук. Он очень красивый!

 


Количество комментариев: 0