- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;
Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;
закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей.
Дидактическое задание «Угадай, кто это?»
(подобрать существительные к прилагательным).
Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .
Серый, зубастый, страшный, хищный - ....
Дидактическое задание «У кого - кто?»
(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медведь – медвежонок/медвежата волк – волчонок/волчата
Дидактическое задание «Назови маму»
(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
у медвежонка мама медведица
Дидактическое задание «Кто где живет?»
(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).
Кто живет в норе? В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.
Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.
Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
Пальчиковая гимнастика
- Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра
«Кто как голос подаёт?»
лиса – тявкает
медведь – рычит
волк – воет
ёжик – фыркает и т.д.
Дидактическое упражнение
«Что лишнее и почему?»
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).
Дидактическое упражнение
«Составлять рассказ о диком животном по плану».
Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята.
Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их.
Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.
Кто где живет.
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая — в норе,
Жучка — в теплой конуре.
В логове лежит волчиха,
Под кустом дрожит зайчиха.
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.
Почитайте с ребенком дома:
«Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин,
«Скачет шустрая синица…» А. Барто,
«В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота»,
«Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей»,
«Лисичка-сестричка и волк»,
«Сказка про Комара Комаровича»,
народные сказки о животных, их повадках.
Комплекс зарядки "Весёлые медвежата" для детей второй младшей группы
Ход зарядки:
Ходьба:
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас,
И зовём с собою вас!
По ровненькой дорожке
шагают наши ножки,
Вот так, вот так,
шагают наши ножки.
Мы шагаем друг за другом,
Лесом и зелёным лугом.
Ходьба на носках:
Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся,
На носочках мы пойдём,
На тот берег попадём.
Бег:
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружили.
Прыжки:
Зайчик быстрый скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы – ребятишки
Воспитатель: Дети, мы пришли в лес на красивую полянку, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролёт,
Снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь.
Кто же я, скажи… (медведь)
Воспитатель: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в маленьких медвежат.
Раз, два, три, мы закружились,
В медвежат мы превратились.
Сейчас все медвежатки сделают зарядку.
ОРУ (без предметов)
Потягивание:
Утром мишенька проснулся,
Мишка к солнцу потянулся.
Вот так, вот так,
Мишка к солнцу потянулся.
Повороты головой:
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили.
Вот так, вот так.
Головой своей крутили
Наклоны:
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
Приседания:
Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
Прыжки:
Мишкам весело играть.
Мишкам хочется скакать.
Раз, два; раз, два,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель:
Стоп! Закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились,
И в ребяток превратились.
Цель: закрепить умение различать предметы по величине, соотносить их с аналогичными по величине игрушками.
Детям предлагается набор мебели (столы, стулья и кровати) трёх величин и аналогичный набор тарелок. Даётся задание сперва «покормить» медведей (посадить каждого медведя на соответствующий по размеру стул, за такой же стол и поставить необходимую по величине тарелку), а затем уложить спать (аналогично подбираются кровати и постельное бельё).
Конспект НОД в младшей группе по теме «Медвежья семья».
Цели: Знакомство детей с окружающем миром, дикими животными.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с внешними признаками медведя, местом обитания, обогащать представления детей об окружающем мире.
Развивающие: Развивать внимание, память, речь, логическое мышление, наблюдательность.
Речевое: Развивать связанную речь, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными значением: мишутка, медвежонок, обогащать словарь детей: большой, сильный, смелый, ласковая, нежная, заботливая, проговаривание звука: [р] .
Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, интерес к окружающему миру.
Демонстрационный материал: Сюжетная картинка «Лес», плюшевые игрушки (медведь, медведица, медвежонок).
Методические приемы: игровая ситуация, беседа- диалог, рассматривание игрушек и беседа по ним, физминутка «Мишка по лесу гулял», творческая деятельность детей, подведение итогов.
Ход НОД
(Дети садятся на стульчики, раздается стук.)
Воспитатель: Ребята, кто-то стучится к нам? (Появляются три медведя: большой, средний, маленький.)
Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришли! (медведи) А давайте с ними познакомимся.
-Давайте рассмотрим их и дадим каждому имя. (большой мишка- папа Миша, средний медведь- мама Маша, маленький медведь- сынок Мишутка.)
Рассказ о медведях.
-Жили-были медведь, медведица и медвежонок (указывает на них). Медведь большой, медведица поменьше, а медвежонок маленький.
Папа Миша ( воспитатель берет самого большого медведя). Какой он - папа медведь? (большой, сильный, смелый). Назовите имен своих пап. Мама Маша (воспитатель берет среднего медведя). Какая наша мама медведица? (поменьше, ласковая, нежная, заботливая). А как зовут ваших мам. Сын Мишутка (воспитатель берет самого маленького медведя) какой наш Мишутка?(маленькие, веселые, озорные) Назовите свое имя. А живет медвежья семья в лесу. Папа медведь и мама медведица учат медвежонка находить в лесу ягоды, корешки, доставать мед из пчелиных ульев. Медвежонок очень любит играть, бегать по лесу, кувыркаться на земле и весело рычать: «Р-р-ры-ы-ы!», а медведь не разрешает медвежонку баловаться, далеко убегать от мамы-медведицы и сердито рычит: «Р-р-ры-ы-ы!». Как рычит медвежонок, а как медведь? (Воспитатель во время рассказа произносит рычание медвежат и медведя по-разному: высоким и низким голосом, дети повторяют так же.)
Воспитатель: Ребята, как хорошо мы поработали, а теперь давайте отдохнем. Смотрите на меня и повторяйте.
Физкультминутка «Мишка по лесу гулял»
(Воспитатель изображает мишку, читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют.)
Мишка по лесу гулял,
(шагают на месте.)
Мишка шишки собирал,
(собирают шишки с пола.)
Очень мишка наш устал,
(наклоняют голову влево - вправо.)
Сел мишутка, задремал.
(прикладывают сложенные вместе ладони к щеке.)
Воспитатель: Ребята мы с вами отдохнули и можем, хорошо потрудится. К нам в гости пришли три медведя и наблюдали за нами, наварное, они очень проголодались. Давайте приготовим угощение для наших гостей - испечем пряники (делают из пластилина пряники).
Какие вы молодцы! Давайте сложим их на досочку и отнесем угощение нашим гостям (дети складывают пряники на досочку и все вмести относят их медведям). (музыка)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Мы с вами очень хорошо потрудились. Приготовили угощение для гостей. Скажите, а кто сегодня приходил к нам в гости (медведи, медвежья семья). Кто они? (папа, мама и сын медвежонок). Как их зовут? (мама – Маша, папа – Миша и сын - Мишутка). А где они живут? (в лесу). Теперь им пора возвращаться домой. Но Мишутка, сказал мне на ушко, что хочет остаться с нами и посмотреть, как мы живем. Вы согласны? (да). Давайте скажем до свидания маме и папе медведям. (до свидания)
Сюжетно – ролевая игра во II младшей группе
«Поездка на День рождения к Медвежонку».
Задачи:
Образовательные:
Закрепить ранее получение знания о труде шофера, кондуктора, продавца. Обогащать словарь, развивать речь детей.
Формировать у детей умение совместно развертывать игру, стимулировать творческую активность детей в игре. Обучить новым игровым действиям.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, доброжелательность, готовность прийти на помощь (взаимовыручку). Формировать культуру общения, культуру поведения. Способность становления эмоционального контакта с товарищами.
Развивающие:
Развивать интерес и желание участвовать в коллективных играх.
Сюжетно – ролевая игра «Автобус».
Активное познание окружающей действительности
Обогащение игрового опыта
3.Д/и «Собери машину» (разрезные картинки, мягкий конструктор)
Цель: продолжать развивать мелкую моторику руки, память, логическое мышление.
Развитие игровой предметной среды
Общение воспитателя с детьми
Сюжетно – ролевая игра «Магазин».
Активное познание окружающей действительности
Обогащение игрового опыта
Развитие игровой предметной среды (оснащение)
Общение воспитателя с детьми
Ход игры.
Организационный момент:
Воспитатель:
Ребята, сегодня почтальон принёс нам красивую пригласительную открытку. А вы хотите узнать, что в ней написано? Тогда давайте прочитаем (читаю) «Дорогие ребята! Я сегодня приглашаю вас к себе на День Рождения! Буду очень рад вас видеть! Ваш друг Медвежонок!»
Ребята, а вы хотите пойти на День рождения к Медвежонку? А как вы думаете, без чего мы не можем пойти на День рождения? Да правильно без подарка? А где мы можем взять подарок? (сделать сами, купить). Ребятки, сделать сами мы уже не успеем, а вот купить мы можем. А где покупают подарки? (в магазине). Правильно. Но в магазин идти далеко. А как было бы здорово, если в нашем детском саду открыли магазин. Согласны?
А скажите, кто работает в магазине? А что может продавать продавец? (одежду, продукты). Молодцы ребята, знаете всё!
А как должен разговаривать продавец с покупателями? (вежливо). А какие вежливые слова вы знаете? Да правильно, молодцы, продавец должен быть вежливым и внимательным. А с чем ваши мамы ходят в магазин?
Вот посмотрите, наш магазин уже открыт. И нам нужно выбрать продавца. Давайте сегодня продавцом буду я, а Катя будет мне помогать. А вы все будете покупателями. А какими должны быть покупатели? Итак, берите в руки пакеты и сумки. А что нужно сначала сделать. Когда заходите в магазин? Да поздороваться. ?