Статья: ""Путешествие в мир "Денег" для детей подготовительной группы"

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Путешествие в мир «Денег»

для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

первой категории

Машкалева Мария Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2020

Слайд №1

Цель:

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогатить представления детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей, активизировать словарь
  2. Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности
  2. Развивать память, мышление, воображение, внимание, мыслительные процессы

  Воспитательные:

  1. Воспитывать социально-личностные качества и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
  2. Воспитывать финансовую культуру
  3. Воспитывать умение работать в паре.

 

Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, столы, видео подборка слайдов, 6 подносов, импровизированная дверь, картинки денег, картинки товаров, клей.

Словарная работа: благотворительность, бартер, обмен, банкноты, купюры.

 

Ход.

(дети стоят перед импровизированной дверью; дверь обклеена деньгами)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в мир Денег. Вход в загадочную мир Денег по паролю. А пароль – это ответ на вопрос «Для чего нужны деньги?». Я начинаю предложение со слов: «Деньги нужны …, заканчивая, придумайте свой ответ, н-р: чтоб заплатить водителю такси»

(дети входят в импровизированную дверь называя пароль)

Дети: (предполагаемые ответы)

- … купить игрушки,

- … купить подарок,

- … купить торт,

- … купить машину,

- … купить путевку на море,

- … купить билет в кино и др.

Воспитатель: Все прошли? Никого не оставили за дверью? Садитесь на стульчики.

(ребята садятся на стульчики, полукругом)

Воспитатель: Может кто-то хочет добавить для чего еще нужны деньги?

(дети отвечают на вопрос)

 

Слайд №2

 

Воспитатель: Молодцы! Все правильно сказали. Давайте обобщим все то что перечислили:

- заплатить за детский сад, школу, институт –нужны деньги на образование

- купить хлеб, мороженое, колбасу – нужны деньги на питание

- заплатить в автобусе, за такси, за билет в самолет – нужны деньги на транспорт

- купить одежду, обувь, головной убор

- вашим родителям нужны день на оплату квартиры, за что они платят: свет, воду, газ…

- купить витамины, лекарства, одноразовые маски (что бы не заразиться) – нужны деньги на медицину

 

Слайд №3

 

Хочу добавить, еще деньги нужны для оказания помощи больным, нуждающимся людям и животным - эта деятельность называется благотворительностью.

(воспитатель закрепляет с детьми новое слово)

  

- Что можно купить на деньги больным?

Дети: (предполагаемые ответы)

- Лекарства, бинты, специальные продукты.

 

Воспитатель: В нашем мире людям нужны деньги. Как вы думаете, всегда ли были деньги?

Дети: (предполагаемые ответы)

- Да.

- Нет.

Воспитатель: Пока вам не скажу кто из вас прав. Чуть позже вместе ответим на вопрос. Предлагаю посмотреть на экран.

 

 

Слайд №4

Воспитатель: Посмотрите, на экране большие круги. Как вы думаете, что это такое?

Дети: (предполагаемые ответы)

- колеса, серьги, кольцо, бусы у великанши, шапка, скульптура…

 Воспитатель:

Ваши предположения не верны. Это деньги, я бы сказала – деньжищи. Эти каменные кольца – деньги острова Яп.

Но начнем с самого начала, когда совсем не было денег.

Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами.

 

Слайд №5

Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки.

 

Слайд №6, Слайд №7

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для приготовления пищи. Так появился бартер – предшественник современных денег. Люди обменивались различными предметами своего труда.

Ребята, посмотрите, как было неудобно обмениваться друг с другом без денег. Нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман и в кошелек не положить, как деньги.

 Давайте и мы с вами как первобытные люди попробуем приобрести товар, но денег у нас нет. Как мы можем это сделать?  

Дети: (предполагаемые ответы)

- без денег трудно купить товар

- поменять один товар на другой

- незнаем как сделать

игра «Обмен»

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Возьмите синие картинки с изображением товара который у вас есть.

(на подносе лежат синие картинки с изображением товара,

 дети берут по одной карточке)

Воспитатель: Мы разделимся на две команды (по 5 человек), и каждому из вас я раздам красные фишки с изображением товара, которого у вас нет, но вы очень хотите его у кого - нибудь выменять. В руках у вас карточки с изображением товара который у вас есть, и вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную, необходимую вам вещь.

 

(дети играют в игру «Обмен»)

(если у кого-то из игроков не получилось, воспитатель помогает)

 

Воспитатель: Понравилось вам обмениваться своим товаром? Легко ли было приобрести товар? В чем испытывали трудности? Кому было легко приобрести товар? Получили желаемый результат?

(дети высказывают свое мнение, впечатления)

Воспитатель: Какие вы молодцы справились с трудной задачей и обменяли один товар на другой. ОБМЕН состоялся.

Воспитатель: Садитесь на стульчики, посмотрите на экран.

(ребята садятся полукругом перед экраном)

 

Слайд №8

 

Воспитатель: Что бы облегчить себе покупку товара, человек придумал деньги. Впервые в мире в Древнем Египте придумали заменитель вещей – каменные деньги. Они были разной формы: квадратными, круглыми, овальными. Их носили на шее, клали в карман. Это было не очень удобно. Покупали на них – домашних животных, зерно, рыбу, украшения, игрушки, шкуры, оружие для охоты, орудия труда.

 

Слайд №9

 

 

Воспитатель: Прошло еще время и люди стали изготавливать деньги из драгоценных металлов. Какие драгоценные металлы вы знаете.

Дети: (предполагаемые ответы)

- золото

- серебро

- медь

- бронза

(если дети не называют, воспитатель помогает детям)

На эти деньги можно было купить: украшения, оружие, продукты питания (рис, мясо), домашний животных, доспехи воинам.

 

 

Слайд №10

Воспитатель: Шли годы, в одной прекрасной стране, под названием Китай. Впервые появились бумажные деньги – они были очень большого размера. Китайцы придумали бумажные деньги, потому что у них не хватало драгоценных металлов. На них можно было купить порох, драгоценные металлы, корабли, соль, рис.

 

Деньги, большого размера тоже доставляли неудобства. (какие? Ответы детей). Их приходилось складывать в несколько раз – мялись, рвались.

 

 

Слайд №11

   

 

Воспитатель: Прошло время, сейчас мы пользуемся современными деньгами. Как мы называем современные деньги?

Дети: (предполагаемые ответы)

- монеты

- купюры

- банкноты

Воспитатель: Все правильно. Я напомню, как они выглядят.

(у воспитателя на подносе лежат современные деньги;

дети рассматривают)

Воспитатель: Ребята, а кто знает каким предметом, заменяющим деньги, пользуются ваши родители при оплате товаров?

 

Слайд №12

 

Дети: Банковской картой.

(если не знают воспитатель показывает банковскую карту)

Воспитатель: В этой маленькой пластиковой карточке может храниться очень много денег, и долгое время. Ею можно расплачиваться в магазинах, в автобусах, а можно снять купюры в банкоматах.

Какие деньги удобнее – бумажные или монеты? А может банковские карточки? Почему? Объясните свой ответ. (ответы детей)

В начале нашего путешествия мы свами называли пароль – что можно купить на деньги. Кто сможет напомнить?

(дети дополняют ответ ребенка,

вспоминаем слово «благотворительность»)

Воспитатель: Помните, я задавала вопрос «В нашем мире людям нужны деньги. Как вы думаете, всегда ли были деньги?». У вас были разные ответы.  Как вы сейчас ответите на вопрос?

(ответы детей)

Рефлексия

Воспитатель: Для того, чтобы вы смогли рассказать своим друзьям, воспитателям, родителям о путешествии в мир «Денег» предлагаю составить Карту.

(Дети составляют интеллект – карту. На столе лежит ватман в середине надпись «Деньги», вокруг наклеены бумажные картинки купюр и монет. От слова «Деньги» в разные стороны расходятся 5 стрелок. На 5 подносах лежат различные виды товаров и один вид денег)

Воспитатель: Предлагаю объединиться в пары – 5 пар.

(дети объединяются в пары)

Воспитатель: Каждая пара выбирает один поднос. Пары встают по кругу, напротив любой стрелки. На подносе сверху лежит картинка «денежки». Вам надо под стрелочкой наклеить «денежку». Потом, обсудив друг с другом, найти товары, которые можно было купить на эти деньги. Наклеить под картинкой вашей «денежки». После того как вы составите карту, вы расскажите о том, что у вас получилось.

(дети выполняют задание, называют свою денежку, перечисляют, что можно было купить на эти деньги)

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием. У вас получилась Карта истории денег. Возьмите ее в группу и расскажите своим друзьям, родителям и воспитателям о том, что вы сегодня узнали.

Какие новые слова вы узнали? – благотворительность, бартер, купюра, банкнота.

  • Хочу попросить вас выполнить очень интересное домашнее задание:

– Вспомните сказку, рассказ, в которых говориться о деньгах и нарисуйте картинку к этому произведению. Приду к вам в гости, вы мне покажете свои картинки.  

  • От себя на память для игр дарю игрушечные деньги. Помните, что это игрушечные деньги, можно использовать их в магазине?

Спасибо. До новых встреч!  

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по познавательному развитию

на тему: «Путешествие в мир «Денег»

для детей подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

первой категории

Машкалева Мария Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2020

Слайд №1

Цель:

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогатить представления детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей, активизировать словарь
  2. Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности
  2. Развивать память, мышление, воображение, внимание, мыслительные процессы

  Воспитательные:

  1. Воспитывать социально-личностные качества и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
  2. Воспитывать финансовую культуру
  3. Воспитывать умение работать в паре.

 

Материалы и оборудование: стулья по количеству детей, столы, видео подборка слайдов, 6 подносов, импровизированная дверь, картинки денег, картинки товаров, клей.

Словарная работа: благотворительность, бартер, обмен, банкноты, купюры.

 

Ход.

(дети стоят перед импровизированной дверью; дверь обклеена деньгами)

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в мир Денег. Вход в загадочную мир Денег по паролю. А пароль – это ответ на вопрос «Для чего нужны деньги?». Я начинаю предложение со слов: «Деньги нужны …, заканчивая, придумайте свой ответ, н-р: чтоб заплатить водителю такси»

(дети входят в импровизированную дверь называя пароль)

Дети: (предполагаемые ответы)

- … купить игрушки,

- … купить подарок,

- … купить торт,

- … купить машину,

- … купить путевку на море,

- … купить билет в кино и др.

Воспитатель: Все прошли? Никого не оставили за дверью? Садитесь на стульчики.

(ребята садятся на стульчики, полукругом)

Воспитатель: Может кто-то хочет добавить для чего еще нужны деньги?

(дети отвечают на вопрос)

 

Слайд №2

 

Воспитатель: Молодцы! Все правильно сказали. Давайте обобщим все то что перечислили:

- заплатить за детский сад, школу, институт –нужны деньги на образование

- купить хлеб, мороженое, колбасу – нужны деньги на питание

- заплатить в автобусе, за такси, за билет в самолет – нужны деньги на транспорт

- купить одежду, обувь, головной убор

- вашим родителям нужны день на оплату квартиры, за что они платят: свет, воду, газ…

- купить витамины, лекарства, одноразовые маски (что бы не заразиться) – нужны деньги на медицину

 

Слайд №3

 

Хочу добавить, еще деньги нужны для оказания помощи больным, нуждающимся людям и животным - эта деятельность называется благотворительностью.

(воспитатель закрепляет с детьми новое слово)

  

- Что можно купить на деньги больным?

Дети: (предполагаемые ответы)

- Лекарства, бинты, специальные продукты.

 

Воспитатель: В нашем мире людям нужны деньги. Как вы думаете, всегда ли были деньги?

Дети: (предполагаемые ответы)

- Да.

- Нет.

Воспитатель: Пока вам не скажу кто из вас прав. Чуть позже вместе ответим на вопрос. Предлагаю посмотреть на экран.

 

 

Слайд №4

Воспитатель: Посмотрите, на экране большие круги. Как вы думаете, что это такое?

Дети: (предполагаемые ответы)

- колеса, серьги, кольцо, бусы у великанши, шапка, скульптура…

 Воспитатель:

Ваши предположения не верны. Это деньги, я бы сказала – деньжищи. Эти каменные кольца – деньги острова Яп.

Но начнем с самого начала, когда совсем не было денег.

Было время, когда человечество, еще не знало, что такое деньги. Это был древний мир. Люди просто обменивались полезными необходимыми вещами.

 

Слайд №5

Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, фигурки из слоновой кости, бусинки, камешки.

 

Слайд №6, Слайд №7

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гончары менялись кувшинами и горшками, земледельцы - зерном и маслом, скотоводы – шерстью, мехом. Пришла людям в голову мысль: можно меняться продуктами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне – большой горшок для приготовления пищи. Так появился бартер – предшественник современных денег. Люди обменивались различными предметами своего труда.

Ребята, посмотрите, как было неудобно обмениваться друг с другом без денег. Нужно было носить какой-то товар с собой, чтобы обменяться. Это было тяжело, занимало много места, в карман и в кошелек не положить, как деньги.

 Давайте и мы с вами как первобытные люди попробуем приобрести товар, но денег у нас нет. Как мы можем это сделать?  

Дети: (предполагаемые ответы)

- без денег трудно купить товар

- поменять один товар на другой

- незнаем как сделать

игра «Обмен»

Воспитатель: Ребята подойдите ко мне. Возьмите синие картинки с изображением товара который у вас есть.

(на подносе лежат синие картинки с изображением товара,

 дети берут по одной карточке)

Воспитатель: Мы разделимся на две команды (по 5 человек), и каждому из вас я раздам красные фишки с изображением товара, которого у вас нет, но вы очень хотите его у кого - нибудь выменять. В руках у вас карточки с изображением товара который у вас есть, и вы должны постараться так произвести обмен, чтобы получить нужную, необходимую вам вещь.

 

(дети играют в игру «Обмен»)

(если у кого-то из игроков не получилось, воспитатель помогает)

 

Воспитатель: Понравилось вам обмениваться своим товаром? Легко ли было приобрести товар? В чем испытывали трудности? Кому было легко приобрести товар? Получили желаемый результат?

(дети высказывают свое мнение, впечатления)

Воспитатель: Какие вы молодцы справились с трудной задачей и обменяли один товар на другой. ОБМЕН состоялся.

Воспитатель: Садитесь на стульчики, посмотрите на экран.

(ребята садятся полукругом перед экраном)

 

Слайд №8

 

Воспитатель: Что бы облегчить себе покупку товара, человек придумал деньги. Впервые в мире в Древнем Египте придумали заменитель вещей – каменные деньги. Они были разной формы: квадратными, круглыми, овальными. Их носили на шее, клали в карман. Это было не очень удобно. Покупали на них – домашних животных, зерно, рыбу, украшения, игрушки, шкуры, оружие для охоты, орудия труда.

 

Слайд №9

 

 

Воспитатель: Прошло еще время и люди стали изготавливать деньги из драгоценных металлов. Какие драгоценные металлы вы знаете.

Дети: (предполагаемые ответы)

- золото

- серебро

- медь

- бронза

(если дети не называют, воспитатель помогает детям)

На эти деньги можно было купить: украшения, оружие, продукты питания (рис, мясо), домашний животных, доспехи воинам.

 

 

Слайд №10

Воспитатель: Шли годы, в одной прекрасной стране, под названием Китай. Впервые появились бумажные деньги – они были очень большого размера. Китайцы придумали бумажные деньги, потому что у них не хватало драгоценных металлов. На них можно было купить порох, драгоценные металлы, корабли, соль, рис.

 

Деньги, большого размера тоже доставляли неудобства. (какие? Ответы детей). Их приходилось складывать в несколько раз – мялись, рвались.

 

 

Слайд №11

   

 

Воспитатель: Прошло время, сейчас мы пользуемся современными деньгами. Как мы называем современные деньги?

Дети: (предполагаемые ответы)

- монеты

- купюры

- банкноты

Воспитатель: Все правильно. Я напомню, как они выглядят.

(у воспитателя на подносе лежат современные деньги;

дети рассматривают)

Воспитатель: Ребята, а кто знает каким предметом, заменяющим деньги, пользуются ваши родители при оплате товаров?

 

Слайд №12

 

Дети: Банковской картой.

(если не знают воспитатель показывает банковскую карту)

Воспитатель: В этой маленькой пластиковой карточке может храниться очень много денег, и долгое время. Ею можно расплачиваться в магазинах, в автобусах, а можно снять купюры в банкоматах.

Какие деньги удобнее – бумажные или монеты? А может банковские карточки? Почему? Объясните свой ответ. (ответы детей)

В начале нашего путешествия мы свами называли пароль – что можно купить на деньги. Кто сможет напомнить?

(дети дополняют ответ ребенка,

вспоминаем слово «благотворительность»)

Воспитатель: Помните, я задавала вопрос «В нашем мире людям нужны деньги. Как вы думаете, всегда ли были деньги?». У вас были разные ответы.  Как вы сейчас ответите на вопрос?

(ответы детей)

Рефлексия

Воспитатель: Для того, чтобы вы смогли рассказать своим друзьям, воспитателям, родителям о путешествии в мир «Денег» предлагаю составить Карту.

(Дети составляют интеллект – карту. На столе лежит ватман в середине надпись «Деньги», вокруг наклеены бумажные картинки купюр и монет. От слова «Деньги» в разные стороны расходятся 5 стрелок. На 5 подносах лежат различные виды товаров и один вид денег)

Воспитатель: Предлагаю объединиться в пары – 5 пар.

(дети объединяются в пары)

Воспитатель: Каждая пара выбирает один поднос. Пары встают по кругу, напротив любой стрелки. На подносе сверху лежит картинка «денежки». Вам надо под стрелочкой наклеить «денежку». Потом, обсудив друг с другом, найти товары, которые можно было купить на эти деньги. Наклеить под картинкой вашей «денежки». После того как вы составите карту, вы расскажите о том, что у вас получилось.

(дети выполняют задание, называют свою денежку, перечисляют, что можно было купить на эти деньги)

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием. У вас получилась Карта истории денег. Возьмите ее в группу и расскажите своим друзьям, родителям и воспитателям о том, что вы сегодня узнали.

Какие новые слова вы узнали? – благотворительность, бартер, купюра, банкнота.

  • Хочу попросить вас выполнить очень интересное домашнее задание:

– Вспомните сказку, рассказ, в которых говориться о деньгах и нарисуйте картинку к этому произведению. Приду к вам в гости, вы мне покажете свои картинки.  

  • От себя на память для игр дарю игрушечные деньги. Помните, что это игрушечные деньги, можно использовать их в магазине?

Спасибо. До новых встреч!  v


Количество комментариев: 0