Статья: "«Автоматизация звука [ш] в словах»."

 

 

Цельавтоматизировать звук [ш] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш],

- продолжать учить правильно произносить звук  [ш] в слогах и словах,

- формировать силу   ротового выдоха,

-закрепить обобщающие понятия «одежда,  игрушки»,

-закрепить умение  определять наличие  и место звука [ш]  в словах,

-упражнять в образовании множественного числа имен существительных,

-формировать умение делить слова на слоги,

-активизировать словарь ребенка прилагательными ( цветной, грузовая,

         соломенная, деревянная, красивая, новогодняя, кисло-сладкая).

Коррекционно-развивающие:

-развивать  внимание, память, мышление, мелкую, общую моторику,      формировать артикуляционную моторику в процессе выполнения артикуляционной гимнастики,

-развивать умение передавать эмоциональное состояние.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к занятию через игровую форму,

-воспитывать навыки самоконтроля, положительный эмоциональный настрой на занятие,

-желание придти на помощь, любознательность, творческое воображение.

Предварительная работа:

-разучивание артикуляционных упражнений для звука [ш],

-разучивание пальчиковой гимнастики «Мышка мылом лапки мыла»,

-работа над общими речевыми навыками.

Оборудование:

Карта «Путешествие маленькой мышки»; карточки с изображением символов артикуляционных упражнений,  индивидуальное зеркало;  трафаретные изображения листьев с нарисованными на них картинками; картинка «Утка в камышах» (наложенные изображения); корзинка; ); пред­метные картинки с символами на обратной стороне и лишние картинки (машина, вешалка, карандаш, шляпа, ромашка, игрушка, вишня, тигр, велосипед); предмет­ные картинки для упражнения «Покупки»; 4 слоговых вагона,  карандаш, цветные карандаши, игрушка -  мышка Шуша, домик, предметные картинки со звуком [ш] (мышь, душ, камыш, малыш, карандаш), раскраска с изображением игрушек, кусок ватки.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Правило речи:

Логопед: каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

Логопед предлагает ребенку рассмотреть домик.

- Посмотри,  на полянке стоит домик. Как ты думаешь, кто же в нем живет? (ответ ребенка). Ты узнаешь это, когда отгадаешь загадку.

Что за серенький зверёк,

Хвостик длинный, как шнурок,

Только кошку увидал,

В  норку-домик убежал? (Мышка)

Логопед: Правильно, это мышка. А зовут её Шуша (логопед достаёт мышку).

-Какой одинаковый  звук повторяется в словах мышка и Шуша?

– Верно, это звук [ш]. Произнеси звук [ш]  перед зеркалом, наблюдая за положением губ, языка и зубов.

  1. Логопед: Давай вспомним, что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?

– Губы слегка выдвигаются вперед.

- Они похожи на бублик или на трубочку?

 – Верно, они круглые как бублик.

- В каком положении зубы? (зубы «заборчиком», сближены).

– Что делает наш язык, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается к  бугоркам за  верхние зубы, а его края загибаются, язык становится «чашечкой»).

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]?  Поднесем ладонь ко рту и произнесем длительно шшшш.

- А голос поёт песенку? (голос   - спит).

– Итак, когда мы произносим  [ш]- губы округлены, слегка выдвинуты вперед, зубы «заборчиком», с небольшой щелью,  язык поднимается к  верхним зубам «чашечкой». Выходит струя теплого воздуха,  голос   - «спит», не поёт песенку.

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

-Молодец!

  1. -Ты обратил(а) внимание, что Шуша очень грустная. А грустная она потому, что никто и никогда не брал её в путешествия, о которых она давно мечтала и о которых так много рассказывали её друзья. А ей так хочется отправиться туда.

-Вика, а ты хочешь отправиться в путешествие?

-Тогда я приглашаю тебя вместе с Шушей  отправиться в небольшое путешествие. В пути нас ожидают весёлые приключения.

  1. Шуша составила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. А вот и маршрут нашего пути.

- Посмотри, здесь на карте все нарисовано.

Что ты видишь в самом начале?

(Домик.)

- В этом домике за высоким забором живет наша мышка Шуша.

Рано утром Шуша проснулась, умылась.

И мы умоемся вместе с ней.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Мышка мылом мыла лапку

(Одной рукой «мыть» другую)

Каждый пальчик по порядку.

(указательным пальчиком коснуться каждого пальца)

Вот намылила Большой,

(«намыливаем»)

Сполоснув потом водой.

Не забыла и Указку,

Смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой -

Кожа сразу стала красной.

А Мизинчик быстро мыла:

Очень он боялся мыла!

(быстро и осторожно «намылить» мизинцы)

(Карельская Е.)

И стала делать зарядку. И мы сделаем зарядку вместе с ней. Потому что для путешествия нам понадобится много сил.

  1. Артикуляционные упражнения«Лопатка»«Одеяло»«Чашечка», «Фокус», »Парус» (карточки с изображением символов артикуляционных упражнений).

Мышка проснулась, открыла окошечко и вышла на кры­лечко (упражнение «Лопата»). Ветерок дует на мышку. При­шлось мышке надеть теплую кофточку (упражнение «Одея­ло»). Пошла мышка пить чай из чашечки. Выпила одну ча­шечку чая (упражнение «Чашечка»), другую, третью. Потом мышка поиграла немного с пушинкой (упражнение «Фокус») и подошла к двери (упражнение «Парус»).

  1. - Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.)

Шуша побежала по дорожке из сухих листьев и зашуршала: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как шуршат листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить: мы…,  ду…, камы… , малы… ,каранда…. (картинки на листьях).

(Показываю и называю листочек с нарисованной на нем картинкой, а ребенок договаривает последний звук.)

  1. - Посмотри, куда дальше ведет дорожка? (ответ ребенка)

- Да, к пруду. Здесь камыши. Шуша любит слушать, как они шумят. Послушай камыши и давай пошумим, как они шумят (ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки):

ша-шу-ша (весело); ши-шо-ши (удивлённо);

ше-ша-шу(сердито); ша-ши-шо (грустно).

- А кто же тут прячется в камышах? (Это утка).

- Испугалась утка, захлопал крыльями. Покажи, как она испугалась и захлопала крыльями (ребенок проговаривает слоги, имитируя руками хлопанье крыльев):

аш-аш;  ош-ош;

ыш-ыш;  уш-уш (испуганно).

  1. -Что дальше подсказывает нам карта? Впереди дорожка, чтобы пройти по ней, нужно выбрать только те картинки, в назва­нии которых «живёт» звук [ш] (9 картинок). Определи место звука ш в названиях картинок (7 картинок) и закрась соответствующий квадратик в звуковой схеме (машина, карандаш, шляпа, вишня). 

-А сейчас  вы­ложи картинки  в виде дорожки.

(Ребенок выкладывает дорожку и еще раз проговаривает слова с отра­батываемым звуком).

-К каждому слову будем подбирать слово-признак.

-Вспомни, на какие вопросы отвечают слова-признаки?

Машина какая? (грузовая)

Шляпа какая? (соломенная)

Вешалка  какая? (деревянная)

Ромашка  какая? (красивая)

Игрушка какая? (новогодняя)

Карандаш какой? (цветной)

Вишня какая? (кисло-сладкая)

-Идем вместе с мышкой по дорожке, а картинки за нами переворачиваются. (На обратной стороне каждой картинки изображен символ).

- Посмотри, кто это повстречался нам на пути? (Черный кот).

 Хочет мышку поймать.

  1. Динамическая пауза.

Вот идет черный кот,

Притаился, мышку ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не попадет.

Логопед: Убежала мышка от кота и побежала дальше по дорожке.

  1. По дорожке мышка привела нас в магазин. В магазине мышка Шуша решила купить подарки своим друзьям. Подскажи, что она там купила. Я начну, а ты продолжи.

Мышка купила много... (Выкладываю перед ребенком картинки: шуба, машина, шкаф, подушка, кувшин, неваляшка). Раздели эти слова на слоги, распредели картинки по вагонам.

  1. Логопед: Пора нам возвращаться домой. А как же нам вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

(Ребенок вспоминает картинки, опираясь на символы).

  -А дальше пойдем по короткому пути. На карте он обозначен еле заметной линией. Возьми карандаш и проведи линии, чтобы был хорошо виден наш путь. (Ребенок проводит карандашом по пунктирным линиям).

- Вот и домик мышки Шуши. Вошла весёлая мышка в дом  и стала сочи­нять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей после­дние словечки.

Рисуют дружно малыши,

У них в руках ... карандаши.

Носит яркий гребешок

Наш веселый ... петушок.

Вот бежит малышка —

Серенькая ... мышка.

Зашуршали тихо шины —

 Это едет к нам ... машина.

Мама просит Машу:

 «Свари братишке ... кашу».

Мышка моется под душем.

 Моет хвостик, моет ... уши.

  1. Развитие графических навыков

Логопед: Давай на память Шуше о нашем путешествии сделаем подарок.  Перед тобой картинка, на ней нарисованы предметы. Как можно их назвать одним словом?                                               Ребенок: игрушки.                                                                                                Логопед: Правильно. Раскрась только те картинки, в названии которых «живёт» звук [ш].

  1. Итог занятия. Рефлексия.

-Нам пора прощаться с мышкой. Ей пора домой. Подарим ей подарок и скажем её досвиданье, до новых встреч!

Логопед: - Тебе понравилось наше путешествие?

– А какой звук помогал нам в пути? – Правильно, звук [ш].

-Ты сегодня  молодец. Я думаю, что и Шуша осталась тоже очень довольна путешествием.


Количество комментариев: 0