Статья: "Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры"

Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры

Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развитая человеческого общества, интерес к своим корням, к историикультуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В нашем дошкольном учреждении данную проблему мы рассматриваем на материале праздничной культуры, т. е. знакомим детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникамПраздник — это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально обозначает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д. Ушинский отмечалпраздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника.

Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь совершением сбора урожая. В основе всех практических - традиций лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего солнцеворотам — макушки лета. Считалось, что в канун праздника проявляются темные силы природы. От них можно уберечься, их можно перехитрить с помощью смеха, шарад, переодеваний, песен и танцев. Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению членов семьи, родственников, людей, живущих в одном селе, деревне, городе. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как люди обмениваются новостями, обсуждают события, прошедшие в стране или местности, где они проживают. Любой праздник, по определению М. М. Бахтина, является первичной формой культурыКультура праздника действительно слагается из культуры игрыкультуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала - словом, из совокупности разных культур.

Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников.

Таким образом, ведущее место в процессе приобретения детьми первых этнокультурных знаний мы изначально отнесли детскому фольклорному празднику. Старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знаний традиций народного праздника, особенностей организации праздничного детства, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Это способствует специализации ребенка формирует у него активную позицию и вызывает у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.

Нами были выделены следующие виды праздников:

1. Народные и фольклорные (праздники народного календаря) — Святки,

Масленица, Праздник русской березки, Осенины;

2. Государственно-гражданские — Новый год. День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.

3. Международные — День защиты детей, Международный женский день Марта;

4. Православные — Рождество, Пасха, Вербное воскресение, Покров;

5. Бытовые и семейные — дни рождения детей, выпуск в школу, а также праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость (праздник мыльных пузырей, оригами, воздушных шаров, бумажных корабликов).

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Считаем особенно важно, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа (как, в прочем и любого другого). Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведения праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ и, конечно же, в той или иной мере дети старшего дошкольного возраста. При оформлении музыкального зала и групп используются рисунки и поделки детей. Привлекаем родителей, они участвуют в подготовке к праздничным мероприятиям (изготавливают образцы народного праздничного костюма, обшивают кукол, являются активными участниками веселья. Совместные переживания взрослых и детей сближают их, родители узнают о способностях и возможностях своего ребенка.

При оформлении помещения мы соблюдаем следующие правила: дизайн должен соответствовать содержанию праздника, законам эстетики и быть понятным ребенку, развивать у него художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характерарусской ментальности.


Количество коментариев: 0