Статья: "Урок чтения и развития речи "Мой край родной""

Методическая разработка урока-заочного путешествия  "Мой край родной"

«Спит ковыль. Равнина дорогая.

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольёт мне в грудь мою теплынь.»

С. Есенин

       Велика, богата и могуча страна родная, но некоторым моим ученикам, обучающимся на дому, в силу особенностей их психофизического развития, доступно в полной мере лишь понятие «Малая родина». Поэтому на это понятие и его изучение и обращаю основное внимание.  Очень интересны и наглядны в этом плане для детей   уроки-экскурсии. На них воспитываются и любовь к своей малой родине, и интерес к природным особенностям края, и уважение к труду, и гордость от богатой истории города, за героев-земляков. Так же и бережное отношение к сохранности внешнего вида и экологии родного города, природы своей малой родины.

      Необходимым условием реализации и систематизации такой формы обучения считаю заинтересованность и помощь родителей. Мы с ними вместе везде: на уроках, на экскурсиях, на внеклассных и общешкольных мероприятиях. В этом вижу залог успеха работы.   «Подлинные встречи» с культурным наследием казачьего края, с людьми, представляющими гордость города, с красотами родной природы и воплощение своих впечатлений от этого в поделках, рисунках, добрых делах, акциях и творческих проектах развивают эмоционально-духовную сферу личности ребёнка.

      Экскурсии чаще всего провожу на уроках естествознания и ИЗО (по изучению особенностей и красоты природы); на уроках чтения, СБО  (экскурсии в город к памятным местам, в музеи для изучения истории края, быта и жизни казаков).

     С творческими работами детей, сделанными под  впечатлением увиденного на экскурсиях, часто участвуем в школьных выставках и в дистанционных конкурсах. Так же и, по возможности, в тематических викторинах и олимпиадах. Особенно важно, что и  обучающиеся по программе «Особый ребёнок» имеют дипломы и свидетельства за участие в них. Так мы приобщаемся к общественной жизни школы, города, страны, чтобы почувствовать себя гражданами своей России!  (фото)

      Планирую продолжать изучение истории, традиций малой родины на уроках-экскурсиях. Однако, к сожалению, некоторые из моих учеников не имеют физической возможности ходить или путешествовать по родной земле. Предлагаю проводить с ними заочные экскурсии. 

      Например, такой нетрадиционный урок-путешествие, не выходя из дома:

 

Тема: «Люби и знай родной край»

(урок - путешествие по чтению и развитию речи с учеником  6-а класса)

 

Цель: расширение знаний обучающегося на дому о родном крае, воспитание любви к малой родине

Задачи: прививать нравственные ценности; развивать мышление;

             воспитывать гордость за историю и традиции края;

             расширять кругозор ребёнка;

             учить пользоваться в обучении интернет ресурсами.

Оборудование и ресурсы:

1) маршрутный лист с названиями станций;

2) карта Ростовской области; родной пейзаж ученицы 10 класса;

3) модель герба Каменска-Шахтинского;

4) презентация «Моя малая родина», аудиозапись песен казачьего хора;

5) Заруцкий В. Каменск-Шахтинский. Фото с интернет ресурса Мail.ru;

6) материалы об истории города с сайта kamensk.donland.ru;

7) Лобода А. Каменск и каменчане. Ростов-на-Дону, РИО «Цветная печать»  - 1996;

8) Лебеденко П. Сказки Тихого Дона. Ростов-на-Дону -  2003.

 

Ход урока:

 

Организационный момент:

-  Сегодня у нас с тобой  необычный урок. Сейчас мы отправимся в путешествие по нашему родному краю, малой родине: название презентации.

Вступление:

   - Наш родной город Каменск-Шахтинский – город своеобразный, очень зелёный летом и очень красивый в любое время года. Посмотри на экран (слайд 1). Это карта нашей страны – твоей большой Родины: России! А это я увеличила её малую часть – кусочек большой карты: нашу Ростовскую область. А вот тут примерно мы живём. (слайд 2) В Донских степях Ростовской области, на реке Северский Донец – притоке реки Дон. Как красивы её берега, её набережная (показ слайдов 3-5) В городе живут 91 159 человек.

   - Предлагаю путешествие по городу и по родным просторам!

     Но прежде чем отправиться в путешествие, посмотрим в маршрутный лист, который поможет нам путешествовать так, чтобы ничего не забыть и нигде не заблудиться. Остановок у нас запланировано – 3. Прочитай их названия.

- Историческая, литературная, экологическая.

- На каждой остановке нас ждут вопросы и задания на которые мы вместе  попробуем ответить. Но чтобы начать путешествие нам необходимо выбрать средство передвижения. Я предлагаю летучий корабль из одноимённой сказки. Какие слова там говорил Иван, чтобы взлететь? («Земля прощай!» и «В добрый путь!») Теперь мы будем переноситься с одной остановки на другую. Для этого нужно сказать эти волшебные слова. Повторяй их за мной.

- Вот мы и оказались на станции «Исторической». Опускаемся вниз.

Основная часть урока-путешествия:

- Итак, первая остановка: станция «Историческая».

 

Станция «Историческая».

- Давным-давно поселились на Дону казаки, а что означает слово «казак»? (Рассказ ученика о том, откуда взялись казаки, почему, что слово «казак» в переводе означает «свобода», что это не звание, не национальность – казак. Это состояние души: воля, справедливость, равенство, свобода и верность!)

- Сколько лет городу Каменску, когда он образован? (с 1671 года был станицей Каменской, стал городом в 1927 году)

-От какой речки взял своё название город? (Каменки, на её берегу было первое поселение каменчан)

- Что это? (герб) Кто изображён на гербе города Каменска-Шахтинского? (Олень, пронзенный стрелой) Что это означает? (Он взят с древнего герба казаков Дона – это символ мужества и чести. А веточка с тремя листами – это одолень-трава, питаясь которой, олень залечит свои раны и возродится к жизни! 3 листика означают 300-летие города, а исполнится ему 400 лет, тогда  будет дорисован здесь четвёртый лист. Оружие ратного труда означает то, что защита Отечества была и есть для казаков священным долгом. Справедливость, милосердие  символизируют боевые орудия - сабля остриём вниз, голубая речная волна – честность и колосья пшеницы с виноградной лозой – богатство!)

- Много в Каменске исторических памятников и красивых построек! (показ слайдов 6-8) Вот церковь. Памятник атаману Платову -  основателю Каменского поселения на нынешнем месте.  Внимательно посмотри на фотографии. Что на них изображено? Перечисли.  Бывал ли ты там?

(беседа по слайдам-фотографиям с видами )

- Сейчас город Каменск расположен на севере Ростовской области, на правом берегу реки Северский Донец, а до этого  где было Каменское поселение? Да, на противоположном берегу, Старая станица, но частые весенние паводки тогда затопляли станицу и поэтому то и переселились каменчане на правый, более высокий берег. Город пересекают четкие, прямые улицы, здесь много площадей, парков, названия которых говорят о боевых  традициях, хранят память о замечательных земляках. Например: площадь атамана Матвея Ивановича Платова, мемориал погибшим воинам, парк Юных пионеров, казнённых фашистами.

- Молодец! Ты многое знаешь о городе, в котором живешь и, я думаю, что узнал и что-то новое. А теперь … говорим волшебные слова и можно следовать дальше. Итак, мы оказались на станции Литературной.

 

Станция «Литературная»

- Назовём писателей и поэтов, которые родились или жили в Донском краю (Калинин М. И., Закруткин В. А., Шолохов М. А., Шукшин В. М.; в Каменске - Тренёв К. А. (писатель), Минченков Я. Д.(художник и писатель).

- Помнишь вот эту книгу? (показ) Скажи, а какая из «Сказок Тихого Дона» Петра Лебеденко запомнилась и понравилась тебе? А мне «Петрусь – мальчонка русский». Моего дедушку, мамы моей папу, тоже звали Петрусь. «Дон-батюшка», «Дон Иванович» называет автор реку Дон, которая является старшим братом нашей реки – Северский Донец! Фото нашей родной реки на самом первом слайде с названием. И ещё посмотри: на этом пейзаже нашей  художницы Елены Рудаковой  тоже она:  как красива линия берега реки!

Просмотр литературных слайдов: Словарь (моя малая родина – почему мы так говорим?)  Когда мы пишем: Родина и родина? Найди «род» - общую частицу в родственных словах.  (Родной, родители, Родина.) И ещё задание: подбери эпитеты-прилагательные к словам из сказок П. Лебеденко: Дон (Тихий). Сила (богатырская). Ветры (буйные). Сердце (доброе). Месяц (ясный). Река (светлая). Птица (злая, чёрная).   (слайд 9)

Составь пословицы. Ищи справа продолжения пословиц: (слайд 10)

Родина – мать,                                                               Родине служить!

Жить -                                                                         умей за неё постоять!

Человек без Родины,                                                    там и пригодится!

Где кто родится -                                                               что соловей без песни.

-  Проверь себя. (слайд 11)

- И последняя станция нашего путешествия какая в маршрутном листе? Экологическая? «Земля. Прощай!» Скорее в воздух корабль поднимай, «В добрый путь» -  и вот мы оказались на станции  «Экологической».

 

Станция «Экологическая»

- Напомни, что означает слово «Экология» (жилище: планета Земля, природа, в которой мы живём, и наука о взаимодействии человека со средой обитания)

- Нравится ли тебе природа родного края, степей и полей?

- Какие звери и птицы живут в степях Ростовской области?

( лоси, волки, полевые мыши, лисы, зайцы, орлы, жаворонки, змеи и др.)

- Какие лекарственные травы можно встретить на Дону? Почему они так называются?

(Лекарственными они называются так потому, что помогают людям избавиться от болезней. Это шиповник, подорожник, ежевика, череда, ромашка, крапива, душица,  полынь, тысячелистник, мята, бессмертник, ландыш)

- Нужно ли охранять нашу родную природу? А как можно охранять природу Донского края?

(Не разжигать костры, не оставлять мусор, не разорять гнезда, муравейники,  не ломать деревьев, не портить их кору, не рвать напрасно растения степи, не засорять роднички, не шуметь на природе! Обо всех птицах нужно заботиться - не стрелять из рогаток, мастерить кормушки и кормить их зимой)

- Любуйся родной природой, она так красива: слайды 12-13 с видами природы родного края в разное время года (звучат записи казачьих песен)

Заключение:

- Вот и подошло к концу сегодняшнее путешествие. Я надеюсь, что оно тебе понравилось, кое-что интересное узнал о своей малой родине, ведь так?


Количество коментариев: 0