Статья: "Конспект НОД по художественному труду в старшей группе на тему: «Праздничные жаворонки»"

Конспект НОД по художественному труду в старшей группе на тему: «Праздничные жаворонки»

Романова Светлана Владимировна, воспитатель д/с № 106 «Изюминка», АНО ДО «Планета детства «Лада»

Программное содержание

Формировать у детей умение лепить праздничных «жаворонков».

Знакомить с народными традициями закликания весны.

Закреплять умения лепки из теста (скатывание, раскатывание, надрезание насечек, декорирование изделия).

Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, внимание, кругозор.

Воспитывать интерес к русским народным традициям, к родному краю.

Материалы и оборудование:

Дрожжевое тесто, изюм, пластмассовые ножики с ребристым краем, противень, смазанный маслом, сахар, вода, готовые испеченные «жаворонки» для образца.

Ход занятия:

(Занятие проводиться 22марта – в день весеннего равноденствия)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что по календарю –весна, но еще лежит снег. Крестьяне верили, что зимой земля "замкнута", "спит", "замерла", поэтому ее нельзя тревожить, но переступая календарную границу, тот или иной праздник, она "просыпается". И сегодня как раз такой особенный день - день весеннего равноденствия - 22 марта. Воспитатель объясняет, что в этот день на Руси было принято встречать, зазывать весну. Люди считали, что весну на своих крыльях приносят птицы, поэтому было принято выпекать специальные булочки, имеющие форму птичек. Эти булочки так и называются - "Жаворонки". Дети выходили с ними на улицу и , подняв их вверх закликали весну.

"Жаворонков" пекли повсюду по одному на каждого члена семьи или по два каждому ребенку, но их форма и размеры были очень разнообразны и могли различаться даже в соседних деревнях. В некоторых деревнях было принято украшать головку птички хохолком - "стычком", "кичечкой" - из теста, кое-где с этой целью втыкали перышко или "светочек" - цветочек из цветной бумаги.

Дети с нетерпением ждали, когда испекутся "жаворонки", а получив от матери "птичку", бежали на улицу. Ватаги ребятишек бегали по деревне, положив птичек на голову или высоко подняв их в руках, надев на палочки; они пели песенки-заклинания, обычно несколько разных песенок подряд с небольшими паузами. Чтобы поднять "жаворонков" еще выше, их рассаживали на пригорках, на крышах сараев и поленницах дров, привязывали на длинных нитках к высокому шесту, влезали с ними на заборы и деревья.

Дети обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", "красно солнышко", "тепло гнездышко", "хлеб вольный" или "добрый", "теплое лето", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги, перепряла всю кудель и т.п. Их молили принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это им, предлагали, например, пирожок.

                   Жаворонки, жаворонки, Дайте нам лето,                    А мы вам зиму. У нас корма нету!                    Жаворонки, Прилетайте к нам,                    Тут кисели талкут, Тут блины пекут.                    Жаворонки, жаворонки, Катитеся колесом,                   Ваши дети за лесом, Связаны поясом.                    Чу - виль - виль, Весна пришла                    На калясочках, Зима ушла на саночках.                    Мужики, мужики. Точите сошнички,                    Скоро пашеньку пахать!"

Обычно, набегавшись и наигравшись за день, деревенские ребятишки съедали только половину своего "жаворонка". Иногда считалось обязательным начинать есть с головы, "с носа", чтобы не ссориться. В том случае, если сначала съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: "На-ко, мама, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лен твой высокий был.

В Поволжье закликали так: «Жаворонки, прилетите, красну весну принесите".

Воспитатель показывает, как выглядит испеченый жаворонок. Предлагает детям самим слепить таких птичек, затем попросить наших поваров их испечь и вместе с родителями вечером закликать весну. Повторяет вместе с детьми закличку: «Жаворонки, прилетите, красну весну принесите". Показывает технологию лепки птички: скатать колобок, раскатать колбаской, надрезать половинку и, завернув «крылышко», вытянуть «клювик». Украсить головку жаворонка изюминкой-глазком. Сделать на «крылышке» и «хвостике» насечки пластиковым ножиком.

Дети выполняют работу самостоятельно. Готовых птичек размещают на противне. Воспитатель относит жаворонков для выпекания. По готовности выпечки – разглядывают птичек, как они подрумянились, увеличились в размерах. Часть выпечки раскладывают для закликания весны с родителями  , с другой – устраивают чаепитие с чтением закличек.

 

По материалам интернет сайтов:

  1. Good-cook.ru
  2. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm

Количество коментариев: 0