Статья: "Проект "Народная культура и традиции""

Краткосрочный творческий проект «Народная культура и традиции».

 Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №119»

Рахимова Маргарита Атаулловна

 

 

                        .

                    «В том случае, когда культура, духовность

                    Народностей лишена своеобразия, то нет

                     надобности или даже смысла в существо-

                     вании этого народа»

                                                            Д.С.Лихачев.

 

Актуальность темы.

Культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать свои истоки, традиции, обычаи должен каждый человек.

Развитие интереса к национальной культуре, быту фольклору, декоративно-прикладному искусству особенно важно в наши дни, когда материальные ценности доминируют над духовными, а компьютеризация все глубже и шире внедряется в жизнь ребенка.

Приобщение ребенка к культуре, народным традициям с первых лет жизни помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы индивидуальности и самосознания.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: формирование представлений детей о русской народной культуре, воспитание патриотических чувств.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Познакомить с народными традициями, декоративно-прикладным искусством, дать представление о народном фольклоре, народном промысле, познакомить с предметами старинного русского быта.

2.Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира.

3.Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

                          ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

1.Русские народные подвижные игры.

«Филин и пташки». Цель: знакомить детей  с русскими народными  играми, приобщать к культуре русского народа. Формировать умение подражать голосам птиц, выполнять игровые действия.

«Горелки». Цель: учить детей выбирать водящего, соблюдать правила игры (водящий-горельщик не должен оглядываться и подсматривать; никто не должен выбегать раньше слова «звенят»). Способствовать совершенствованию выполнения  движений при беге, учить ориентироваться на действия других игроков.

«Совушка». Цель: упражнять детей в беге, лазании, учить действовать по правилам, согласовывать свои действия с поведением товарищей. Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, учить сохранять равновесие, стоя неподвижно.

«Горшки». Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными подвижными играми, учить правильно произносить приговор, выполнять правила игры, способствовать возникновению положительных эмоций, праздничного настроения.

2.Экскурсия в детскую библиотеку  им. Зои Космодемьянской: презентация по теме «История русского кукольного театра», «История создания куклы Петрушки».

Цель: способствовать возникновению интереса к русскому кукольному театру; познакомить с разными видами кукол; с материалами и способами изготовления кукол.

3.Аппликация «Петрушка». Цель: учить детей создавать  изображение Петрушки из бумаги. Закреплять умение вырезывать части овальной формы. Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бумаги, сложенной вдвое (рукава, штаны Петрушки). Закреплять умение вырезывать на глаз мелкие детали (шапка, пуговицы). Развивать чувство цвета.

4.Экскурсия в музей школы №35. Цель: познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов старинного быта, их названиями и назначением.

Расширить представления о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.

Способствовать обогащению словарного запаса: изба, горница, сени, ушат, люлька, прялка, лавка, cундук, половик, ухват.

Повысить интерес к предметам старины.

5.Знакомство с дымковской игрушкой. Лепка барышни из соленого теста с последующей росписью.

Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства. Воспитывать любовь к народному творчеству. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.

Задачи: познакомить детей с характерными особенностями лепки и росписи дымковской игрушки. Углублять знания о народных промыслах, о том, какими материалами и инструментами пользовались мастера для изготовления игрушек. Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы тычком и кистью.

6.Знакомство детей с произведениями устного народного творчества: сказками, загадками, пословицами, поговорками, песнями.

Прослушивание, разучивание и исполнение русских народных песен «Ах ты зимушка-зима» и «Во поле березонька стояла».

Инсценировка сказки «Лиса и журавль».

Цель: расширять представления детей о сказке как о жанре УНТ. Знакомить детей с моделями поведения; речевыми конструкциями, характерными для общения гостей и хозяев. Учить детей подбирать костюмы и реквизит для выбранной ими роли, передавать характер, настроение, особенности движений и речи персонажа. Вызвать желание попробовать себя в разных ролях, использовать различные средства выразительности.

7.Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям».

Итоговое мероприятие: выставка детского творчества «Народные промыслы России».

ВЫВОД: Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.


Количество комментариев: 0