Статья: "Изобразительная деятельность в старшей группе на тему: «Узоры русской избы»"

«Изобразительная деятельность в старшей группе на тему: «Узоры русской избы»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие; художественно-эстетическое развитие Тип: интегрированное

Возраст детей: 5-6 лет

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.

Формы организации: группа.

Цель: ознакомление детей с народными традициями украшения русской избы

Задачи: познакомить с понятиями - наличник, конек, берегиня, зодчий; формировать у детей умение создавать орнаменты наличника и причелины дома; закрепить умение складывать лист гармошкой, вырезать узор по типу снежинок, пользоваться шаблонами; развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, внимание, память, кругозор; воспитывать интерес к русским народным традициям, к родному краю.

Словарь новых слов: наличник, конек, берегиня, зодчий.   

Оборудование и материалы: мольберт, с закрепленными на нем иллюстрациями; Дымковские игрушки – «Барышни», деревянный игрушечный домик; кисточки для клея, клей, тканевые салфетки и клееночки, шаблоны для вырезания наличников, узкие полоски белой бумаги (и ровные и сложенные гармошкой), бумажные полукруги (диаметром по ширине окна), ножницы, простые карандаши по числу детей; заготовки «Домик» из цветного картона с контуром окна (количеством большим числа детей – для свободного выбора детьми).

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД)

Звучит народная музыка, дети входят в группу. Воспитатель: «Что за веселье, почему звучит музыка? Посмотрите, занавес в нашем театре отодвинут, и кто-то, по-моему, нас ждет». (На театральной полке деревянный домик, дымковские барышни).

Воспитатель: «Посмотрите, к нам приехали гостьи (показывает фигурки дымковских игрушек). Подскажите, откуда они? (ответы детей - Из Дымково). Какие молодцы. А как вы их узнали? (ответы детей). Дымковские барышни привезли нам письмо, с просьбой жителей своего села помочь им. Сейчас середина марта и оказывается, испокон веков в это время русские люди начинали возводить избы. Вот жители села Дымково хотели бы, чтобы им помогли   построить красивые дома, такие как, например наш домик. А вам, ребята, что нравиться в нашем домике? (ответы детей).

Воспитатель: « А знаете, что окна в избах были не всегда».

Согласно русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так. Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и ", взял топор и прорубил в стене окно. В избе стало светло. С тех пор люди строят свои дома с окнами. Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру. Такое окно изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. (Показывает иллюстрацию). Шли века и славяне стали строить такие дома, какие мы видим в деревнях и сейчас. Но никогда дом не оставался без украшений из деревянной резьбы. Оказывается, это делалось для защиты дома от злых сил. Ведь в мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнительной защиты. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, - все это преображалось в сознание древних людей в образы невидимых злых духов. Поэтому люди придумали дощечки, которые закрывали щели в домах, украшать резными рисунками. Для украшений на окна есть особое название – наличники (на лицо дома) Посмотрите, какая деталь наличника напоминает вам полотенце (показ иллюстрации) .Вертикальное (сбоку) украшение наличника так и называется полотенце. Узоры, изображающие солнце (круги), воду(всевозможные волны) и Землю (Ромбы)украшали окна, крышу дома и вход. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти в резьбе даже восход и заход солнца.

(Показ иллюстраций).

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. И конечно мастера вырезали всевозможные цветы и ветви.

С внешней стороны избы на крыше устанавливали фигурку коня или петушка, чтоб отгоняла злых духов. Называли такое украшение – конек. Вспомните сказку Пушкина «О золотом петушке», как он охранял целый город. А конь также считался хранителем дома, самым сильным домашним животным, к которому даже домовой относился с почтением.

У каждого народа имеются свои национальные орнаменты, пришедшие из далеких веков. В резьбе нашего края часто встречаются образы смеющихся русалок. Ведь мы живем на берегу реки Волги. (Показ иллюстрации).

Другие силуэты, обозначающие женщину, назывались берегиня дома. Ведь именно женщина – хранительница очага. Что напоминает вам слово «берегиня»?) (Показ иллюстрации). О первых мастерах-зодчих в народе ходили легенды. Оформляя и украшая деревянные избы, коньки и ставни, двери и наличники, они веселились и пели, шутили и смеялись.

Давайте и мы превратимся ненадолго в таких мастеров и поможем Дымковским барышням.

Показ хода работы по изготовлению наличника и орнамента для крыши:

Украшения для крыши делается из сложенной гармошкой полоски. Вырезаем край треугольником или полукругом - получаем повторяющийся узор - орнамент. Делим полосу пополам. Украшаем крышу.

На сложенные друг на друга полоски переносим с шаблона узор или рисуем свой - получаем полотенца для наличника.

Бумажный полукруг складываем как для вырезания снежинки и вырезаем узор свой или по шаблону. – Украшаем верхнюю часть окна.

Для нижней части наличника произвольно вырезаем узор на узкой полоске.

Выполнение детьми работ.

В конце воспитатель предлагает украсить крыши домов заранее приготовленными фигурками петушков или коней.

«Дома» и дымковские игрушки ставятся на полянке. «Барышни» «гуляют, рассматривают дома, любуются резьбой». Воспитатель говорит детям: «Сегодня вы побывали мастерами-зодчими. Зодчий это строитель, архитектор». Уточняет, что нового дети узнали о русской избе. Помогает наводящими вопросами (Как называется резьба, украшающая окна? Зачем в древности люди украшали дома? Что означают круги, ромбы, волны? Какие еще орнаменты можно встретить (птиц животных, русалок, растения)? Как называется украшение венчающее крышу (конек)?)

 

Используемая литература:

  1. Русский дом / сост. И.Ю. Федотова, Л.В. Чернецова. ­Самара: Издательство Самарского СИПКРО­ 1995.­101 с.

Количество коментариев: 0