Статья: ""Занятие - одна из форм нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста""

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 40 «Березка»

«Занятие – одна из форм нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                                  «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи                                                                                                                                                   начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему                                                                                                                                     детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к                                                                                                                                   Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

                                                                                                                                                                                                                                                                    Д.С. Лихачёв

 Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, которые формируются во всех видах детской деятельности. 

        Основной формой патриотического воспитания являются занятия.

 На занятиях дети получают знания о своем городе, о событиях, происходящих в стране. Главная цель этой деятельности формирование определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, поэтому при работе с детьми нужно продумывать форму, структуру деятельности, средства и методы, позволяющие реализовать поставленные задачи. 

    Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... 

     Начиная с раннего возраста воспитатель помогает ребенку усваивать такие понятия: дружно играть, заниматься, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, а просить их вежливо. У детей формируется представление о том, что надо любить животных, птиц, не губить растения. Дети начинают понимать, что взрослые заботятся о том, чтобы им в детском саду было хорошо (повар готовит обед, няня убирает комнату и т. д.), что к труду взрослых надо относиться бережно. 

В дальнейшем эти представления закрепляются, и формируются новые. Постепенно в процессе занятий у детей формируются первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями). Так, дети узнают, что нужно беречь мебель, одежду, обувь потому, что в них вложен труд взрослых. Дети узнают, что все люди работают: строят дома, делают машины, выращивают хлеб, овощи и т. д., помогают друг другу. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам — это хорошо. 

Формируются первичные представления о родной стране. Малышей знакомят с ближайшим окружением (дом, улица, магазин…) Детям средней группы рассказывают о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, о государственных праздниках, о Российской армии. 

Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Динамические действия, привлекательные игрушки, картинки, аудио эффекты. Все это помогает удерживать внимание детей, способствует лучшему запоминанию.  

Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о природе родного края. 

Занятиям по ознакомлению с природой родного края предшествуют наблюдения. Дети любуются красотой природы в разные периоды года, слушают поэтические строки, в зимний период заботятся о птицах, прилетающих к кормушкам. 

Свои впечатления от увиденного, дети используют на занятии по развитию речи (Например, при составлении рассказов по картине), по изобразительной деятельности (выполняют аппликации, рисуют, лепят) 

В старших группах необходимо формировать понятие того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, учить детей самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды. 

В системе тематического планирования отводится место занятиям, посвященных государственным праздникам: («8 Марта, День Победы, Новый год, т.д.) 

Например, на занятиях, посвященных Дню защитника Отечества, у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. В дальнейшем расширяются представления о Российской армии. Детей знакомят с военными профессиями, военной техникой, рассказывают о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов прадеды, деды. Воспитывается уважение к защитникам Отечества. 

Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста можно разделить на блоки: «Семья», «Детский сад», «Труд взрослых», «Мой родной город», «Моя страна – Россия», «Права и обязанности» 

Каждое занятие продумывается, подбирается материал, проводится предварительная работа, намечаются цели и задачи. 

Например, знакомя детей с родным городом, определяется цель:         

- воспитание гражданских чувств, чувства любви к родному краю.

Намечаются задачи: - познакомить детей с историей родного города: c именами тех, кто основал и прославил город; как жили и чем занимались жители города много лет назад;

-  рассказать об отличительном знаке города - гербе и историей его возникновения;

- дать представление о храмах и других достопримечательностях родного края;

- создать ситуацию общения для развития у детей диалогической речи;

- побудить детей к продуктивной деятельности;

 - развивать познавательный интерес, мышление;

- воспитывать уважение и любовь к родному городу, его историческому наследию и др.

Перед тем, как запланировать занятие, целесообразно предложить родителям посетить музейно-выставочный центр или памятные места в городе, полюбоваться красотой местной природы, рассказать детям о трудовых буднях горожан, сделать фотографии для фотовыставки, подготовить рассказ о подвигах своих родственников в дни войны и т.д. Фото и видео материалы могут в дальнейшем использоваться на занятиях. 

В предварительной работе с детьми читают книги, рассматривают иллюстрации, слайды, фильмы, фотографии, изготавливают макеты и т.д. 

Вводная часть занятия включает в себя организационный момент. Воспитатель может предложить детям послушать стихотворение или отгадать загадку, можно использовать прием: приход литературного персонажа, который сообщает о цели своего визита. Для малышей это может быть игрушка. В старших группах, это может быть предмет, в котором спрятана записка (воздушный шарик, осенний листок или снежинка, письмо или голосовое сообщение).

Можно создать проблемную ситуацию (помочь Незнайке отыскать в нашем городе библиотеку).

Большой эмоциональный отклик у детей вызывает предложение отправиться в путешествие по городу или по стране, можно использовать сказочный элемент («Отправимся в путь на ковре-самолете» или воздушном шаре, на машине времени»)

Вариантов таких игровых моментов может быть множество. Они нацеливают детей на предстоящую работу, вызывают интерес к образовательной деятельности. 

Основная часть.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали, поэтому воспитатель продумывает и использует в основной части занятия разные методические приемы: сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др. Прием сравнения очень необходим на занятиях, на которых детей знакомят с трудом людей (сравнивают, что делают рабочие и что делают колхозники, чем отличается труд хлебороба от труда животновода, что общего в их труде, как пахал землю крестьянин до революции и как пашут землю колхозники в наши дни и т. п.), знакомя детей с народами нашей страны (что общего и различного в характере труда, быте людей разных национальностей), (сравнивают природу севера и юга нашей страны) и т. д.

Каждый момент ознакомления детей с родным городом, страной пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения проблемных ситуаций используются задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. 

Что бы было, если бы на домах не было номеров?

Что бы было, если бы улицы города не убирались?

Что бы было, если бы в нашем городе не было деревьев?

Следует помнить, что проблематизация — это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников. 

Использование на занятии игровых приёмов важно для создания эмоциональной атмосферы занятия и для развития познавательной активности.

Дидактические игры и упражнения помогают в решении намеченных задач.

  1. «Где находится этот памятник». Учить ориентироваться по карте - схеме города, закреплять знания о памятниках города. Карта – схема города, указка, фотоматериалы видов города.
  2. «Найти отличия». Учить сравнивать о характерные особенности старого и современного города, развивать о мышления и речь. Закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому Фотографии или иллюстрации, изображения улицы и людей старого и современного города.
  3. «Знатоки». Закреплять знания детей о достопримечательностях города, обогащать словарный запас детей. Фотографии видов города, главных достопримечательностей.
  4. «Собери из частей целое». Учить, из частей составлять целое, (из фрагментов – вид города, герб города). Разрезные картинки.
  5. «Логическая цепочка» мир профессий и организаций. Учить детей думать, отгадывать загадки о профессиях, называть характер работы, учебное заведение, организация, в которой эта профессия нужна. Загадки – карты (врач – больница, поликлиника).
  6. «Вот моя улица, вот мой дом». Учить детей называть улицы ближайшего окружения, знать в честь кого они названы.
  7. «Птицы нашего города». Закреплять представления детей о птицах нашего города, уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни. Гипсовые фигурки птиц.
  8. «Интервью». Учить детей составлять небольшой связной рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать уверенность к себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими. Микрофон корреспондентской газеты.
  9. «Город будущего» Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
  10. «Так бывает или нет» Учить находить и исправлять ошибки в описании родного города, развивать логическое мышление, воображение. Карточки с составленными рассказами о городе, его достопримечательности.
  11. «Что, где, когда» Закреплять представление детей о городе, знать исторические особенности его развития, уметь правильно формулировать ответ. Открытки с изображением старого и нового города.
  12. «Я – фотограф» Развивать у детей творческое воображение, стремление увидеть и показать всем собственный город. Игрушки – фотоаппарат, листы бумаги, фломастер.

Можно включить в основную часть занятия разыгрывание сценки или драматизацию короткого произведения по теме занятия. 

Рассказ воспитателя — это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. («О людях военных профессий», «Подвиги серпуховичей», «Как раньше жили на Руси») 

Рассказ желательно сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками, предметами старины.

 Дошкольникам не стоит называть дат: они очень затрудняют восприятие излагаемого материала. 

Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова нужно объяснять перед занятием, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями. Если не обойтись в рассказе без старинных слов и названий не следует использовать более 4-х, 5-ти в одном занятии. 

На занятиях используется разнообразный наглядный материал. Это поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки. Кроме того, полезно ввести в занятие загадки, пословицы, стихотворения. Все это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

В основной части занятия необходимо предусмотреть смену видов деятельности. По мере утомления проводится физкультминутка, которую желательно согласовывать с темой или сюжетом занятия. Например, проводя занятие по теме «День защитника Отечества», можно провести физкульминутки: «Мы военные», «Будем мир мы защищать», «Вертолет», «Игра идет», «Ура!»  В занятие, посвященное «Деню Победы», можно включить физминутки: «Пусть всегда будет мир». По теме «Космос» - физминутки: «Ракета», «Готовимся в космонавты», «Космодром» и др.

Большой интерес у детей вызывает просмотр слайдов, видеофильмов, прослушивание аудио записей (в том числе гимна России, гимна г. Серпухова)

Использование ИКТ - в обучении дошкольников позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Итог занятия подводится с учетом возрастных особенностей детей.

Итоговая часть включает в себя:

обобщение - «Что больше всего понравилось? Какое задание было самым трудным? В какую игру научим дома играть папу? Что запомнилось? Что удивило?

В младших группах обобщение делает воспитатель. Старшие дети отвечают на вопросы самостоятельно.

Начиная со старшей группы, детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем, как справиться с ними. 

После занятия рекомендуется плавный переход в другой вид деятельности. 

Например: «К нам сегодня приходили веселые зайчата, они нам очень понравились, давайте, чтобы они к нам еще вернулись, сделаем для них домики из строительного материала». 

Например, под музыкальное сопровождение детям предлагается нарисовать «Улицу города», «Мой родной город – город будущего», вылепить или раскрасить дымковскую игрушку и т.д. 

Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети учатся рисовать, лепить, строить. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.

Заключение.

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

«…Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал…»

Использованные ресурсы:

  1. http://sprosi.xyz/works/kursovaya-rabota-po-teme-narodnye...adshih-doshkolnikov/?
  1. http://infourok.ru/esse-na-temu-nravstvennopatriotichesko...ozrasta-3598320.html?
  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/04/03/proekt-oznakomlenie-s-rodnym-gorodom-kak-sredstvo

 

 

 

 


Количество комментариев: 0