Статья: "С чего начинается Родина"

Тема «С чего начинается Родина»

Девиз: «Родную природу, любимый свой край, ты береги и охраняй!»

Актуальность. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

 Проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая приковывает внимание   неравнодушных людей, любящих родную природу и способных стать на её защиту.

Поэтому, перед нами встала задача, сделать проект интересным, привлекательным, полезным для ребят, чтобы они были активны на всех этапах деятельности.

Проектная деятельность позволяет объединить воспитателей, детей, родителей, а также развивает умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где каждый   сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проблема. Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама по себе – еѐ нужно пробудить. Дети дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. Путешествия в природе – это и обучение, и воспитание, и развитие дошколят.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников.

Руководитель проекта: воспитатель Жеребцова Екатерина Валерьевна.

Гипотеза проекта: если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологии, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проектная идея: сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе.      

Цель исследования: 

- формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

Задачи проекта:

- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;

 - создать педагогические условия для изучения детьми животных Красной книги Свердловской области;

- воспитать осознанное, экологически целесообразное отношение к природе, культуру общения с окружающим миром, бережное отношение ко всему живому, умение заботиться о них.

- Активизировать родителей для участия в проекте

Этапы проекта:

Подготовительный этап: Сбор и анализ литературы по данной теме. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Насыщение развивающей предметно-пространственной среды группы тематическим содержанием.

Основной этап практический:

1.Познавательное развитие:

«Экологическая беседа»

Беседа на тему: «Знакомство детей с Красной книгой».

Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля»

Знакомство детей с Красной книгой Свердловской области; изучение разделов Красной книги Свердловской области, посвященные животным, птицам и насекомым; знакомство с животными, птицами, насекомыми, которые занесены в Красную книгу Свердловской области; придумывание названия, девиза и эмблемы команды. Выбор  животных, птиц и насекомых которых будем изучать более подробно. (Определяем круг вопросов, на которые мы должны ответить, изучив каждое животное, воспитатель записывает ответы детей):

а). Строение тела, особенности

б). Место обитания (объемная аппликация с вкладышами, на которых написаны интересные факты о размножении и проживании)

в). Чем питается

г.) Враги или почему занесено в Красную книгу? Что влияет на сокращение численности или исчезновение?

д) Что нужно, чтобы животное не исчезло?

Договариваемся об условных обозначениях, которые можно использовать в оформлении. Распределение животных, птиц, насекомых между детьми, привлечение родителей. Сбор информации по каждому животному (рисование, лепка, распечатка иллюстраций) и оформление тематической выставки (помощь воспитателя). Подбор загадок, стихов, составление ребусов, то, что можно почитать или выучить о данном животном.

  1. Оформление в группе карты Свердловской области с нанесением на нее карточек с изображением и названием животных, птиц и насекомых занесенных в Красную книгу Свердловской области.
  2. 3.Оформление мини-лэпбуков каждым ребенком совместно с родителем об определенном животном, птице или насекомом. Объединение их в книгу «Красная книга Свердловской области»

Цель создания данных лэпбуков – закрепить знания о животных, занесенных в Красную книгу, их внешнем строении, образе жизни, месте их обитания. Узнать, кто является врагом данных животных и почему они занесены в Красную книгу? Что влияет на сокращение численности или исчезновение? Что нужно, чтобы животное не исчезло?

  1. Создание дидактической игры «Кто, чем питается?». Данная игра обогащает знание детей о животных, птицах и насекомых занесенных в Красную книгу. Дает представление о предпочтениях в еде и любимых лакомствах данных видов, обогащает словарный запас.
  2. Создание дидактической игры «Что хорошо, что плохо?».

Задачи игры:

- дать детям представление о нравственной стороне отношения к природе, повторить правила поведения в природе;

- развивать представления о том, какие действия вредят природе, познавательный интерес, любовь к родной природе;

- воспитывать бережное отношение к природе и потребности в охране окружающей среды.

 6. Создание дидактической игры «Сортируем мусор - бережем природу».

Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всем мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды. Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Современный метод решения этой проблемы – раздельный сбор отходов и их переработка. Необходимо привлекать внимание детей к проблемам загрязнения окружающей среды с раннего возраста.

Задачи игры: формировать представления у детей о том, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды.

Пособие состоит из контейнеров для мусора, к ним прилагаются карточки с изображением мусора. Дети, определяя материал, из которого изготовлена ненужная вещь, называют его и выбрасывают в контейнеры: «Бумага», «Пластик», «Стекло», «Металл», «Пищевые отходы», «Опасные отходы».

Использование дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников способствует обобщению и систематизации знаний детей о способах решения некоторых экологических проблем, а также помогает повысить уровень экологической культуры дошкольников.

3 этап. Рефлексия – подведение итогов. Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, презентация проекта Итог работы и продукт проекта: Создание видео – ролика «Мы юные защитники природы».

Целью данного видео – ролика является привлечение внимания к проблеме загрязнения окружающей среды. Мотивация людей беречь Родную землю.

Заключение

Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

  • эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
  • условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.


Количество комментариев: 0