Статья: "Проект гражданско-патриотического воспитания в средней группе "Чтобы помнили...""

Проект гражданско-патриотического воспитания               в средней группе «Чтобы помнили…»,          посвященный Дню Победы                                                     в Великой Отечественной войне.

Автор  проекта:

- Изгагина Марина Викторовна, воспитатель МКДОУ детский сад № 28, г.Ревда Свердловской области.

Тип проекта:

  • по доминирующему типу: информационно – практико – ориентированный;
  • по характеру содержания: социально – педагогический;
  • по характеру контактов: осуществляется в контакте с семьей, учреждениями культуры;
  • по количеству участников: фронтальный, две группы детей 4-5 лет (41 человек), 2 воспитателя, родители;
  • по времени проведения: краткосрочный (3 недели);
  • по характеру участия ребенка: участник от зарождения проекта до получения результата.

Актуальность проекта:

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей очень актуальна на  современном этапе. Целое поколение выросло в эпоху бездуховности, когда старые идеалы и ценности разрушались, а новые не создавались. На фоне нравственно-духовного вакуума средства массовой информации навязывают чуждый нам уклад жизни; ложные ценности, традиции, праздники; намеренно забывая наше, родное, истинно русское.  Материальные ценности вышли на первый план. Дети смотрят мультфильмы, которые учат их жестокости, злости. В результате мы получили  искажение истинных ценностей, нарушение эмоционально-волевой сферы, духовную незрелость у детей, акты агрессии, вандализма, национализма среди молодёжи, подростков.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, семья, Родина. Эту работу нужно начинать в дошкольном возрасте, т.к. для этого  периода характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказывается особенно прочными и является фундаментом дальнейшего развития личности.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.  Знакомство с подвигом не только солдат, но и всего населения нашей многонациональной страны несет в себе огромный потенциал воспитания глубоких патриотических чувств у дошкольников, формирования исторической памяти, нравственных качеств личности. Девочки и мальчики по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек забота о близких, пострадавших. Повествования о подвигах и доблести советских людей  способствуют формированию у детей чувство гордости за подвиг страны, стремлению быть похожими на героев, защитивших нашу страну, быть причастными к этому подвигу, хотя бы косвенно.

Цель проекта.

Создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом народа в Великой Отечественной войне, укрепление гражданско-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, родителей, формирование знаний о Великой Отечественной войне  через различные виды деятельности.

Задачи:

  • привить первичные представления о значении нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение истории своей семьи и своей страны, формировать нравственные понятия и представления;
  • формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ;
  • обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет;
  • расширить взаимодействие с родителями воспитанников путем включения их в творческую мастерскую;
  • расширять взаимодействие с учреждениями культуры.

Принципы:

  • принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, к родному городу, к Отечеству;
  • принцип дифференциации и индивидуализации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
  • принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений;
  • принцип интеграции образовательных областей: обеспечение целостного восприятия ребенком исторических событий, взаимопроникновения содержания различных образовательных областей.

Продукт совместной деятельности:

  • стенгазета «Эхо войны»;
  • видеоролик «Этот праздник со слезами на глазах»;
  • поздравительные открытки ветеранам ВОВ;
  • выставка детских рисунков «Я рисую мир»;
  • социальная акция с возложением цветов «Спасибо, что живем».

Основные этапы проекта:

  • подготовительный,
  • организационный,
  • практический.

Подготовительный этап:

  • изучение методической литературы по данной теме;
  • подбор литературных, музыкальных произведений о подвиге русского народа в Великой Отечественной войне.

Организационный этап:

  • активное привлечение родителей к реализации проекта (подготовка материала для стенгазеты «Эхо войны»);
  • рассматривание иллюстраций, презентаций о ВОВ;
  • чтение художественной литературы; прослушивание музыкальных произведений о войне;

Практический  этап:

  • разучивание пословиц о войне;
  • разучивание песни «Девятое мая»;
  • изготовление праздничных открыток к 9 Мая;
  • изготовление газеты «Эхо войны»;
  • разучивание стихотворений о войне;
  • посещение библиотеки по теме «Подвиг Ковельской дивизии», знакомство с улицей, названной в честь дивизии;
  • посещение выставки «Военная техника» ДК СУМЗ;
  • посещение ДХШ;
  • посещение музея Военной славы;
  • ролик (стихи);
  • участие в концерте для ветеранов;
  • сюжетно-ролевые игры: «Музей боевой славы», «Поздравление прадедушки-ветерана».

 

Итоговое мероприятие: возложение цветов к памятнику Землякам- героем в парке Победы.

 

Результат проекта:

  • в проекте задействованы все дети группы,
  • в проекте приняли участие 82% семей,
  • дети получили представление о событиях, происходящих в годы Великой Отечественной войны;
  • дети понимают значение слов «ветеран», «солдатские треугольники», «фронтовая каша».
  • ролик «Мы помним и благодарим»;
  • социальная акция «Возложение цветов к памятнику».

Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

 


Количество коментариев: 0