Статья: "Влияние фольклора на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста."

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. И мне не раз приходилось замечать, какое влияние имеет народный фольклор на музыкальное воспитание детей. Он помогает детям лучше понять красоту и поэтичность музыкальных произведений, лучше усвоить материал, вызывает интерес к предмету, а также просто украшает проведение любого  праздника.
Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни является средством формирования мировоззрения ребенка в целом, развития его эстетической и нравственной стороны, а также развития образного и ассоциативного мышления. А, как известно, именно  благодаря мышлению ребенок  может развить свои  музыкальные   и творческие способности, сформировать свою индивидуальность.
Психологи утверждают, что  вкусы детей в дошкольном  возрасте только еще формируются, они не являются стойкими, определенными. Поэтому, если с самого раннего возраста ребенок слышит народную музыку, поет народные песни, играет и танцует под народную музыку, его слух постепенно  осваивает ее мелодические интонации и ритмические особенности. Они становятся  близкими, родными. Если в этот начальный период будут постепенно накапливаться музыкально-слуховые впечатления, связанные  со знакомыми интонациями, музыкальный опыт детей постепенно скажется на отношении к миру, повлияет на формирование нравственности, идеологии, поскольку музыкальные интересы и вкусы составляют органическую часть личности как таковой.
В этот период жизни ребенка и следует начать работу над развитием музыкальных способностей. Развитие музыкальных способностей является сложным и длительным процессом. Было установлено, что в возрасте до пяти лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный вкус и музыкальная память ребенка. Яркими  примерами ранней музыкальной одаренности  могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший свои незаурядные способности уже в три года, Ф.Й.Гайдн – в четыре года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в пять лет.
В настоящее время создано немало разработок по музыкальному воспитанию детей на основе народной культуры. Это работы Г.М.Науменко, Н.М.Гиляровой, А.М.Мехнецова, З.Кодай и др. И я  стараюсь применить в своей работе те знания, что черпаю из работ создателей разработок.
Многочисленные исследования показали, что музыкальный фольклор является видом деятельности, интересным для детей дошкольного возраста. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, помогает понять ребенку, что хорошо и что плохо. Фольклор дает  детям самые главные и простые понятия о людях, о жизни вообще. Это и труд человека, это и взаимоотношения человека с природой, это и жизнь человека в коллективе.
Фольклор – это богатство народного творчества, то, самое лучшее, что дошло до наших дней от наших предков. Народное искусство помогает  усвоить язык своего народа, его нравы, обычаи и традиции, его черты характера.
Фольклор – это синтез поэзии, музыки и движения.  Он дает возможность в приятной и интересной  форме обучить детей тому или иному навыку. И дети с интересом воспринимают  образное содержание потешек, попевок, прибауток, песенок.  У детей развивается чувство ритма, музыкальность, ладовое чувство, музыкальный слух, голосовые возможности . А также становится чище речь, развивается эмоциональная отзывчивость.
С рождения с помощью детского фольклора взрослый устанавливает контакт с ребенком: при помощи колыбельных песен, попевок, приговорок.
Детский музыкальный фольклор необычайно богат  и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.
Народная  песня – самое эффективное средство музыкального воспитания. Простота построения мелодии, богатство и разнообразие содержания – вот что привлекает в народной песне.
Русская народная песня воспитывает эстетический вкус,  эмоциональную отзывчивость. Она способствует проявлению творческого начала.
Народные мелодии хороши своей простотой, доступной формой. Напевные, легко запоминающиеся, они способствуют развитию у детей музыкальной памяти и слуха.
В народных песнях все продумано и предусмотрено, все идет от природы. Педагогу нужно помнить только о примарной зоне детей – это «ми», «фа», «соль» первой октавы.
В потешках же заложена динамика, которая вызывает у детей желание двигаться. Используя потешки, можно вызвать у детей ритмичный бег, движение галопом, подпрыгивание, перепрыгивание с ножки на ножку, расширение и сужение круга и многое другое. Все это способствует общему физическому развитию.
Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями и обычаями. Через танец передаются чувства, мысли и настроение человека. Все виды русских танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, которые в свою очередь делятся на несколько видов.
В хороводе связаны между собой пляска, песня и игра. Он объединяет большое количество участников. Обычно  его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню, что очень нравится детям.
Произведения детского фольклора лучше использовать комплексно. Например, перед игрой с пальчиками можно загадать про них загадку; для распределения ролей можно рассчитаться по считалке.
Игры с пением, хороводы раскрепощают детей, развивают фантазию, устойчивую интонацию в пении, умение согласовывать пение с движением. Игры следует выбирать те, что близки и понятны детям. Фольклор обогащает игры новым содержанием. Включение  потешек, которые тесно связаны с народными песнями, делает игры более запоминающимися.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам могут прийти народные праздники и развлечения. Цель наша – сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребенка. Музыкальный фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки.
Какие же народные праздники мы отмечаем в детском саду?
Это «Осенняя ярмарка», «Рождественские колядки» , Крещенские посиделки», «Проводы зимы», «Масленица». Можно взять и «Пасху».
Народные праздники всегда связаны с игрой.  А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. А ведь народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны постараться сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, дети  наши должны быть участниками традиционных  на Руси праздников, играть в любимые народом игры.
И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствовать пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка-дошкольника.
Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся  веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, что немаловажно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки; становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И, конечно, взятое за основу музыкальное воспитание детей, сохраняющее положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей детей в детском саду, будет способствовать успешному развитию в будущем, поможет им стать  нравственными, творческими людьми, которые несут и хранят историю и духовность поколений.

 


Количество коментариев: 0