Статья: "Сюжетно-ролевая игра как метод нравственного воспитания детей при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сокол»"

Какие они, современные дети? Дети всегда дети. Чистые, доверчивые, любознательные, пытливые. Только вот что хочется добавить: всё зависит от того, чем мы с ними делимся и чего мы от них хотим. Например, кто-то хочет на детях нажиться, дети это видят, чувствуют, понимают и становятся на это похожими. Кто виноват? Ну не дети же. Их портит не "время", а действия или бездействие конкретных людей.

Что мы вложим в детей, то мы и получим.  Дети же сейчас в основном потребляют контент в сети. Какой шанс очного образовательного процесса завоевать интерес молодого поколения? Разгадка в сюжетно-ролевых играх.

Применение игровой технологии сможет помочь педагогу протянуть в тревожное будущее ниточку культуры и здравого смысла. Поделиться умением размышлять. Оно сегодня не особо прививается – ни обществом, ни официальным "тестовым" образованием. Передо мной никогда в жизни не вставал вопрос, который задал мне один из ребят на занятии и поставивший меня как педагога в тупик: "Зачем надо ходить в школу и там со всеми дружить?"

В поисках ответа на этот вопрос мне довелось прочитать одно из исследований: дружелюбие – результат работы особого гена, благодаря которому коллективисты-кроманьонцы одолели гораздо лучше приспособленных к условиям среды индивидуалистов-неандертальцев. То есть социализация ребёнка в любом образовательном учреждении – одно из обязательных условий эволюционной успешности человечества!

И что мы теперь видим? В сложившейся ситуации преобладает "дистанционное образование". А от сегодняшних детей зависит, каким будет завтра мир, поэтому, пусть силы и возможности наши малы, но тратить их нужно все без остатка.  Играть с детьми, обучая их жизни, и учиться у них - жить играючи.

Не считайте мое предложение голословным и необдуманным, ведь к нему привели пять лет занятий – традиционных и экспериментальных, пять лет проектов краткосрочных и длительных, пять лет общения с детьми, такими одинаковыми и разными одновременно. Теперь же, на примере детского объединения «Сокол», где мы с детьми изучаем историю и фехтование, хочу поделиться с Вами опытом и мыслями.

Изучая прошлое, можно ли стать востребованным в будущем? Можно ли стать успешным, играя в рыцарей? Исследуя причины и предпосылки средневековых битв, можно ли научиться креативности и способности к взаимодействию? И каждый раз мои размышления приводили меня к утвердительному ответу на все вопросы, которые только на первый взгляд казались каверзными. Это в начале прошлого века основными навыками грамотности были чтение, письмо и арифметика, а сейчас, в XXI веке, жизненно необходимыми становятся творческий подход к делу, способность к коммуникации, умение критически мыслить.

Современные общеобразовательные программы направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений. Однако, воспитание нравственности и высоких моральных качеств при обучении чему бы то ни было не утрачивают свою актуальность на протяжении столетий.

Воспитание моральных чувств и привычек является той необходимой основой, без которой невозможно сформировать более сложные черты личности ребенка, его моральные качества, представления о явлениях общественной жизни и адекватное отношение к ним.

В реализации любой программы, в частности в решении задач нравственного воспитания обучающихся, ведущая роль принадлежит педагогу. Здесь очень важна организация содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении, наполненная разнообразной деятельностью, ведь моральный опыт поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми. Поэтому содержание такого общения должно быть педагогически ценным, и тогда оно окажет на ребенка нужное нравственное воздействие. Обязательное условие успешного нравственного воспитания – высокий уровень взаимоотношений между педагогом и детьми. Они основываются на уважении к личности растущего человека, любви к нему, знании законов психического и физического развития.

Нравственное воспитание в образовательном учреждении осуществляется безусловно комплексно, но каждая детская деятельность отличается специфическими особенностями, которые создают возможность для наиболее успешной реализации той или иной задачи. Использование принципа «воспитание в деятельности» помогает детям лучше осознать и усвоить моральные нормы.

Своеобразие «воспитания в деятельности» ребенка состоит прежде всего в том, что его повседневная жизнь – игры, труд и занятия – протекают и организуются педагогом в условиях реализации образовательной программы. Важно создать в объединении такую обстановку, чтобы у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к окружающим его людям. Бесспорно, что многие аспекты морального поведения человека необходимо проговаривать в воспитательных беседах с детьми, но по нашему глубокому убеждению дети с удовольствием и безоговорочно принимают игровую составляющую любой образовательной программы.

Применяя разнообразные методы нравственного воспитания, необходимо обеспечивать взаимосвязь игры и труда, игры и занятий, труда и занятий. Все это педагог может реализовать с определенной легкостью, включив в образовательный процесс сюжетно-ролевые игры по тематике своей программы.

Сюжетно-ролевые игры классифицируются по нескольким категориям. «Кабинетные» - все действия игры происходят в одном помещении, но не обязательно за столом; «полигонные» - все действия происходят на «полигоне» - специально выбранной для игры территории и «текстовые» - все действия игры происходят между персонажами по переписке.

В кабинетном варианте игры «Да, Тёмный властелин!» дети оказываются в ситуации, где ведущий требует объяснить причины того или иного поступка, который приписывается персонажу по сюжету игры. Выигрыш зависит от того, насколько убедительно и аргументировано игрок объяснит причины своего поступка.   В игре наступает воспитательный момент, при котором формируются важные моральные качества обучающихся.

 Умение принятия рисков является одной из ключевых составляющих успеха. Как стать успешным, если Вы не готовы преодолевать страх неудачи и рисковать? Согласие на поединок и выход на ристалище требует от ребенка честности перед самим собой, умения самостоятельного преодоления страха поражения, самокритичности при анализе результатов поединка. Участие в стилизациях битв, персонализация исторических событий и изучение их политических предпосылок приводят учащихся к необходимости не только творчески, но и нравственно решать поставленные задачи. Стать командиром, вести в бой отряд, пусть даже в игровой битве требует от ученика инициативности и умения коммуникации, навыка сотрудничества, эмоциональной грамотности и моральной чистоплотности. Такая ситуация моделируется при помощи кабинетных игр «Эволюция» и «Цитадели», где учащийся, являясь владельцем редких животных или членом военного Совета, вынужден принимать решения, от которых зависит жизнь и благополучие его подопечных.

Практическое изучение истории, обычаев и традиций народов Европы, России и Востока приближает к пониманию истоков рождения тех или иных событий и культур, формируя в ребенке навык кросскультурности, столь необходимый в современном обществе. Играя в сюжет с этническим направлением, дети ближе и с большим пониманием начинают относиться к традициям изучаемых народов, исключая в своем поведении националистические нотки. Для такого влияния в объединении используются игры «Пандемия. Падение Рима», «Цивилизация», «Каркассон».

Сюжетно-ролевые игры можно и нужно применять и в их текстовом варианте, поскольку польза от такого применения игры неоспорима. Исследовательские навыки, цифровая и просто грамотность, этика и умение общаться в сети интернет возможно развивать и поддерживать в обучающихся сюжетно-ролевыми играми через онлайн-приложения по тематике образовательной программы (по аналогии с онлайн-занятиями, конференциями и семинарами). Игра осуществляется удаленно и не одномоментно. Играя, ребята описывают действия своего персонажа дистанционно и текстом, что на данный момент достаточно востребовано и остро актуально. В объединении в период дистанционного обучения использовались такие текстовые игры как «Подземелья и драконы», «Век Вобана».

Участие в сюжетных играх помогают ребенку сосредоточиться не только на своих действиях, но и следить за действиями оппонентов, а это в свою очередь позволяет развивать умение управлять своим вниманием и концентрироваться не только на своих задачах, но и на задачах, поставленных перед другими игроками. Осознание того, что за законностью твоих действий следят и другие игроки, вырабатывает привычку самоконтроля и соблюдения предъявляемых обществом правил и законов.  Ежегодно в объединении «Сокол» проходят такие полигонные игры как «Две крепости», «Зарница Победы» и «На пределе». Действие игры происходит на природе, в лесной зоне города. В этих играх используются практические навыки фехтования, «боевого» взаимодействия, начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности.

Подводя итог размышлениям и опыту, можно отметить, что главная составляющая любой игры – всё-таки действие. Главное достоинство любой игры – конфликт и сюжет. А главная ценность – в том, что игра учит ребёнка, КАК ЖИТЬ. Как поступать в разных житейских и нравственных ситуациях. И поступок этот должен быть вдохновляющим. Духоподъёмным. Подвижническим. Знаете, когда совершил поступок, сделал, достиг – "и дышать хочется". Вот ради таких моментов, когда это получается, и стоит работать, играть и жить!


Количество комментариев: 0