Статья: "Конспект занятия "В гости к коми сказке""

Интегрированное занятие «В гости к коми сказке»

Программное содержание:

1.Расширять и углублять представления о животном  и растительном мире коми края;

2.Воспитывать интерес к фольклору коми народа;

3.Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к  народной музыке, исполнителям коми песен;

4.Активизировать словарь детей коми словами: ош, ошпи, кэч, парма, шонды, видза оланныд, кузь ном да  бур шуд, рака.  

5.Продолжать развивать артистические способности.

       Предварительная работа:

Чтение коми сказок «Лиси и заяц», «Медвежьи няньки», «Яг – Морт». Загадывание коми загадок. Знакомство и заучивание коми пословиц, поговорок. Беседы о коми крае, рассматривание альбома «Коми орнамент», экскурсия в фольклорную избу. Участие в выставке рисунков «Северная сказка в коми орнаменте». Подготовка  костюмов, декораций.

       Материал:

Декорация: макет избы, домик для медведя, деревья, плоскостное изображение ягод (морошка, голубика, черника, брусника), грибы,

 коми  костюм сказочницы, костюмы Солнца, Яг – Морта, нечисти, зайца, медведя, вороны, детям с коми орнаментом.

         Ход занятия:

  Сказочница. Видза оланныд! – так на коми языке говорят «Здравствуйте!». Видза оланныд! Хочу рассказать вам, дорогие гости, сказку, которую поведала мне старая мудрая ворона, живущая в гнезде в ветвях кудрявой березы на берегу реки.

     Взошло солнце над Коми землей! (в зал заходит «солнце», танцует). Выбежала ребятня на улицу, радуются, хороводы водят    (танец «Северный хоровод»).

     На лугу  у ворот,

     Где рябина растет,

     Мы с ребятами сегодня

     Заведем хоровод.

     (идут по кругу хороводным шагом)

      Кто на Севере бывал,

      Ночи белые видал,

     (идут к центру мелкими шагами)

      Полюбил всей душой

      Север наш дорогой.

     (идут от центра мелкими шагами)

      Неспроста говорят,

       Что наш Север богат,

     (выполняют топающий шаг в повороте)

     Лесорубы и поморы

     Чудеса здесь творят.

     (кружатся парами)

     Мы про Север поем,

     В гости вас мы зовем,

     Голубику и морошку

     Собирать в лес пойдем.

    (расходятся по всему залу, «собирают» ягоды)

     Но не понравилось это страшному лесному чудищу Яг – Морту, который жил в дремучем непроходимом лесу, среди болот. Он решил  навредить людям. На совете со своими помощниками – лесной и болотной нечистью решили похитить у людей самое дорогое – Солнце, Шонды. (Звучит тревожная музыка, под нее «нечисть» забегает в зал, исполняют танец вокруг «солнца» и забирают с его собой, а дети убегают в избу, прижимаются друг к другу, плачут.)

    Украли Солнце, Шонды! Унесли его далеко-далеко и спрятали в глубокой пещере. Воцарилась над Коми землей долгая Полярная ночь(гаснет свет). И стали царствовать над ней злой Северный ветер Войпель и Лютый Холод (выбегают под шум ветра, выполняют несложный танец).

     Но не смирился народ коми и решили они освободить Солнце.

Сестра. Братец, ты не знаешь, куда Яг – Морт спрятал Шонды?

Братец. Не знаю, милая сестра.  И это меня беспокоит. Ведь без солнечного света и тепла плохо не только нам, но и растениям,  животным. Мне очень грустно.

Девочки – подружки. А нам страшно и даже плакать хочется.

Мальчики. Тогда давайте попробуем песню спеть (исполняют куплет песни «Шанежки»).

Сестра. Все равно грустно.

 Братец. А давайте отправимся искать наше Шонды, ведь Яг – Морт живет в парме и лесные обитатели помогут нам отыскать пещеру, где спрятали солнце.

 Сказочница. Отправились ребята в парму (под музыку идут по залу).Первый кто им встретился был заяц.

 Мальчик. Стой, как тебя зовут?

 Заяц. Кэч.

Девочка. От кого ты убегаешь?

Заяц. Я убегаю от лисы, она гонится за мной , потому что я ей шубу испортил. Мне пришлось плыть на плоту  по реке Вычегде. А почему у вас темно?

Мальчик. Яг – Морт со своей нечистью украл наше Шонды и мы идем его искать, пойдешь с нами?

Заяц. Конечно, я очень хочу вернуть солнце!

Сказочница. Идут дальше ребята лужком, идут бережком, повернули направо, потом налево и увидали домик.

Сестра (стучит в окошко). Кто в этом домике живет?

Медведь. Я ош, а это мои ошпияняс. Ребята, может вы побудете няньками, а то как солнышка не стало, все  плачут и плачут, сил нет.

Братец. Дорогой, медведюшко! У нас времени  совсем мало. Надо торопиться, Шонды выручать.

Медведь. Я с вами пойду. В путь!

Сказочница. Шли по узким тропкам (дети идут приставляя пятку к носку другой ноги), через буреломы (делают широкий шаг высоко поднимая ноги), подлезают под упавшими деревьями (пригибаются), перепрыгивают по кочкам и дошли до кудрявой березы, на которой жила старая, мудрая Ворона.

Дети. Рака! Рака! Помоги нам Шонды спасти. Без него всем на земле плохо.

Ворона. Хорошее дело затеяли. Знаю как солнышко вернуть. Поможет вернуть солнце на небосвод дружба и  любовь к родному краю.

Заяц и медведь. А что такое дружба?

Девочка. Дружба – это все мы, которым очень хочется найти Шонды.

Мальчик. Мы все хотим найти солнышко. Значит, мы друзья!

Девочка. А еще про нас можно сказать: «Они как слепой с поводырем».

Мальчик. Так ладят, что даже одной ложкой едят.

Заяц и медведь. И мы все очень любим свой коми край.

Мальчик. Как у нас говорят: «Своя Родина – мать родная».

Сестра. На своей Родине каждое дерево улыбается.

Братец. Каков бы ни был дом, а свой хорош.

Ворона. Дружба и любовь творят чудеса, вы спасли Шонды!

(Звучит радостная музыка и входит «Солнце»).

Сказочница. И вновь взошло Солнце над землей Коми. Запели ручьи, защебетали птицы, расцвели цветы, обрадовались люди и устроили в честь  Солнца праздник – «Шондыбан!»( танец с коми музыкальными инструментами). 

Сказочница. Праздник наш завершен. Всего вам доброго!

Все. Кузь нэм да бур шуд!

 

 


Количество комментариев: 0