Статья: ""Мини-музеи как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста""

Одним из центральных направлений работы педагога с дошкольниками  является патриотическое воспитание. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. В нашем детском саду задачи патриотического воспитания решаются не только во всех видах детской деятельности, но и через поиск и разработку инновационных подходов, таких как, например, работа по созданию мини-музеев.  

Создание мини-музеев позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов на вопросы, позволяет моделировать групповое пространство в соответствии с требованиями ФГОС ДО, помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. 

Тематика мини-музеев в рамках патриотического воспитания может быть различной. В нашем детском саду мини-музеи созданы с учетом регионального компонента и в соответствии с программой «С чего начинается Родина», разработанной коллективом детского сада. Это дает возможность знакомить детей  с культурным наследием нашего региона, а также культурой других народов, проживающих в Алтайском крае, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

В нашей группе были оформлены мини-музеи «Русская старина», «Куклы-обереги», «Матрешка-красавица», «Хлеб – всему голова», «Природные зоны Алтайского края», «Родные просторы», «Народные промыслы Алтайского края».

Мини-музей «Хлеб - всему голова» создан с целью сформировать у детей представление о ценности хлеба, воспитывать уважительное отношение к труду  людей,  выращивающих хлеб на просторах нашего родного края. В мини-музее представлены книги, альбомы, картины русских художников,  сборники стихотворений о хлебе, колосья пшеницы, муляжи хлебобулочных изделий из различных материалов, поделки из соленого теста, рисунки детей. В процессе создания мини-музея мы совместно с детьми и родителями подготовили ряд проектов «Откуда пришел хлеб», «О пользе хлеба», «От зернышка до каравая», провели фольклорный праздник «Хлеб - всему голова».

Мини-музей «Русская старина» познакомил дошкольников с жизнью, особенностями быта, традициями и обычаями русского народа.  Совместно с родителями и детьми подбирали экспонаты: предметы домашнего быта, утварь, игрушки, создавали поделки своими руками. Экспонаты музея позволяют всесторонне изучить жизнь русского народа: хозяйство, убранство жилища, различные ремёсла, утварь, обряды и обычаи, праздники и развлечения. В результате совместной творческой деятельности педагогов, воспитанников и родителей в мини-музее появились вязаные дорожки, посуда из дерева, макет печи и другие удивительные поделки из разнообразных материалов. Основной задачей было не  только создание музея, музейной атмосферы, но и  возможность вовлечения воспитанников в особый самобытный мир русского народа.

Экспонаты  мини-музея «Народные промыслы Алтайского края» интересные и разнообразные:   ручная работа по дереву, сундучки, сувениры, изготовленные из бересты, поделки из коры, ажурное плетение - кружева, дорожки, сувениры из камня, одежда ручной работы разных национальностей, населяющих Алтайский край. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

Мини-музей «Красавица-Матрешка» знакомит детей с декоративно-прикладным искусством и народными традициями на примере русской национальной игрушки - матрешки. В мини-музее были собраны загадки, потешки, песенки о матрешке, раскраски, экспонаты, сделанные руками родителей и детей из различных материалов. В процессе создания мини-музея ребята узнали историю возникновения матрешки, места изготовления и ее виды, что означает ее имя, и почему деревянная матрешка является символом русского народной культуры.

Цель создания мини-музея «Куклы-обереги» - расширять представления детей о традициях народной культуры через знакомство с куклами-оберегами. В ходе бесед ребята узнали много интересного о куклах-оберегах и их предназначении,  совместно с родителями выбрали куклу, которую они смастерили дома и принесли в группу, подготовили рассказ о своей кукле, провели экскурсию по мини-музею для детей других групп.

Цель мини-музея «Родные просторы» - формировать  представление о природе, исторических событиях; достопримечательностях и истории родного города и  края. В мини-музее присутствуют альбомы, книги о нашем крае, поделки, выполненные своими руками,  макеты, коллекция камней. Также совместно с родителями и воспитанниками мы собрали материал и оформили его в книгу «Легенды Алтайского края». Макеты в мини-музее имеют разную тематику, но все отображают окружающий мир нашего края.

Мини-музей «Природные зоны Алтайского края» знакомит воспитанников с природными особенностями нашей страны, воспитывает экологическую культуру, бережное отношение к природе родного края. В мини-музее представлены макеты природных зон нашего края, книги, альбомы о природе края, лэпбук «Мой край родной», коллекции лекарственных трав и камней. Воспитанники подготовительной группы представляли проекты «Береза – символ России», «Легенды о деревьях», «Зацвели ромашки – наступило лето», «Родной свой край люби и знай» и другие.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в нашей группе продолжается. Действующие мини-музеи продолжают обновлять свои экспозиции. Так, в настоящее время в группе оформлен мини-музей «Мой город Рубцовск». Выставленные экспонаты непосредственно связаны с нашей Малой Родиной: это сувениры нашего города, макеты достопримечательностей, лэпбук «Мой город Рубцовск», альбомы, папки с историей города, фотографиями, иллюстрациями, рассказывающими о почетных гражданах города, ветеранах Вов, достопримечательностях и интересных местах города, фотовыставка «Прогулка по городу Рубцовску», игры, детские рисунки и поделки по теме.

Хочется отметить, что экспонаты наших мини-музеев используются не только в основной образовательной деятельности, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. Мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

 


Количество коментариев: 0