Статья: "Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

 

Прослеживая историю человечества, мы видим, что вопросы патриотического воспитания с древних времен находились в центре внимания любого государства. Об «идеальном гражданине» велись споры еще с античных времен. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, были обусловлены необходимостью следования таким достоинствам, как познание сути, справедливость, величие духа и благородства. «Гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, он обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага». Восхваляя правовую и политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц», и отмечал также, что долг каждого гражданина защищать свое отечество в качестве воина].

В странах Востока одним из главных положений Конфуция (551 – 479 годы до нашей эры) было: «послушание и служение человека общине и государству, на основе уважения, любви к старшим по возрасту и социальному положению»

Патриотическое воспитание детей в России одна из важнейших задач со времен возникновения педагогики. Великими педагогами, мыслителями, философами к средине 18 века были разработаны несколько подходов к пониманию смысла и цели патриотического воспитания. Одной из главных целей патриотического воспитания, является идея государственности, служение отечеству как общественный и нравственный долг. Появился также и идеал российского гражданина – это свободная личность, которая обладает такими качествами, как мужество, готовность к преодолению препятствий и жизненных трудностей, готовность защищать Родину, достоинство, честь и отвага. Главным качеством личности российского гражданина является патриотизм.

Патриотическое воспитание содержит в своей основе патриотизм, любовь к своему отечеству. Николай Михайлович Карамзин в своей статье «О любви к отечеству и народной гордости» писал: «Патриотизм есть любовь к благу и славе своего отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и поэтому не все люди имеют его. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорой патриотического воспитания»].

По словам В.Г. Белинского: «нравственное совершенствование граждан стоит на первом месте гражданского воспитания, вначале необходимо воспитать человека, и лишь потом – гражданина. Нравственные основы человеческой личности, закладываются в семье, а задача учебных заведений – сделать их гражданами, членами государства».

Великий педагог К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт патриотического воспитания русского народа является развитие у детей глубокой любви к своей Родине. Основанное на народности, воспитание должно приучить людей проявлять патриотизм всегда, повседневно и при выполнении гражданами своего общественного долга. Патриотическое воспитание призвано развить чувство национальной гордости, воспитать у детей чувство долга перед родиной, учить их всегда ставить общие интересы выше личных

Упор педагогической науки в начале ХХ века был на интерес общества к идее настоящего патриотизма, который предусматривал любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества. Любовь к Родине проявляется в высокой жизненной активной позиции гражданина, которая направленная на благо и славу отечества. Основным условием для патриотического воспитания является наличие национального самосознания народа. Особенно важная роль принадлежит истории нашей страны, родному языку подвигам российского народа Н.Е. Румянцева утверждала, что в основе патриотической воспитанности российского народа лежит национальное чувство – национальные черты, его эмоциональность и общительность, сила и глубина чувств, мечтательность и непосредственность, серьезность взгляда на жизнь [8,с. 22].

Пробуждению национального самосознания и духовного освобождения человека способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг. Именно война вызвала у людей огромный прилив патриотических чувств, сил и энергии. С криком «За Родину» солдаты шли в бой, не задумываясь об опасности, главной их целью, было освобождение нашей страны от «фашисткой нечисти». Любовь к Родине, к семье подталкивала людей на подвиги, и привела к «Великой Победе» русского народа над фашизмом.

Связь с традициями дореволюционной педагогики проявляется в практической и научной деятельности В.А. Сухомлинского. Прежде всего, содержание понятий «гражданственность», «патриотизм» он наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая их в единстве с другими моральными ценностями, национальным самосознанием, достоинством личности. «Воспитать гражданина, утверждал В.А. Сухомлинский, – значит воспитать настоящего человека».

Великие педагоги – Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, А.А. Дубровского, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова продолжили развивать в своей педагогической деятельности идеи В.А. Сухомлинского. В конце 80-х – начале 90-х годов, изучением патриотического воспитания занимались такие педагоги как Е.В Бондаревская, Р.Я. Мирский, Н.М. Навайчик,                     М.П. Чумакова.

Особенно остро вопросы патриотического воспитания у детей и молодежи встали в XXI веке. Всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности, в последние десятилетия навязывают рекомендованный стандарт, который заключается в преимуществе материальных интересов и ценностей над духовными и нравственными. В области воспитания снижается воспитательные возможности семьи и российской национальной культуры. Традиции воспитания русского человека, которые пришли к нам от дедов и прадедов подменяются так называемыми «современными» западными образцами. В сознании людей больше присутствует равнодушие, грубость, агрессивность без особой причины, небрежное отношение к своему гражданскому долгу и служению Родине. В условиях преобразования сложившихся идеалов российского общества, развитие патриотического воспитательного потенциала в системе образования обретают особую актуальность .

В настоящее время в Республике Крым актуальность в педагогической дошкольной науке приобретают новые вопросы, которые связанны с развитием у ребенка положительного, заинтересованного отношения к стране Россия и Родине, в которой он живет. Педагогическая теория патриотического воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, на исследованиях педагогов М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, С.А. Козловой, Е.И Корнеевой Ф.С. Левин-Щириной, П.В. Мельниковой, Э.К. Сусловой, Р.И. Жуковской.

Проблема патриотического воспитания успешно реализуется в программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, А.Г. Арушановой, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасовой, Л.Ф. Обуховой, Т.И. Алиевой, «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, «Из детства – в отрочество» под редакцией Т. Н. Дороновой, региональной программе «Крымский веночек» под редакцией (Мухоморина Л.Г., Араджиони М.А., Горькая А.), в локальных программах: «Наследие» (М.Ю. Новицкой), «Я – Человек» (С.А. Козлова), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), «Народоведение» (А. Лазарев).

«Современная концепция патриотического воспитания рассматривается в контексте всестороннего развития личности. Патриотическое воспитание понимается как состояние любви к Родине и Земле» (С.А. Козлова)

Правительством Российской Федерации была разработана «Стратегия развития системы патриотического воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В основе Стратегии лежит представление о преимуществе активной и творческой жизни человека в процессе развития России в целом и ее регионов. При этом учитывается, что патриотическое воспитание – это социально-обусловленное становление личности гражданина, патриота, духовной, нравственной и ответственной за судьбу Отечества, защитника основ бытия в национальной истории, происходящее в процессе осознанной, активной, деятельной социализации и самореализации

Крымская региональная система патриотического воспитания во многом определяется деятельностью региональной образовательной системы, которая реализует федеральные государственные образовательные стандарты и призвана осуществлять воспитание на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей народов, которые населяют полуостров. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений на всероссийском и региональном уровне.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями основных задач системы патриотического воспитания, изменениями, которые происходят в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, так и новыми вызовами современного мира

Этапы патриотического воспитания в себя включают:

базовый или предварительный – на этом этапе формируются нравственные представления, чувства, опыт поведения;

художественно-ознакомительный – на данном этапе детей знакомят с народными традициями, национальным фольклором и искусством;

когнитивно-эмоциональный –во время этого этапа развивается интерес, отношений к своей стране и малой Родине;

эмоционально-действенный – на данном этапе формируются желания и умения реализовать знания в разных видах деятельности.

Средствами патриотического воспитания для «ознакомления дошкольников с историей родного края» выступают: непосредственная среда окружения, художественная литература и искусство, народный фольклор, практическая деятельность, традиции народов населяющих полуостров Крым.

Методы патриотического воспитания включают все стороны и этапы воспитания: это экскурсии по историческим местам; игры-путешествия; создание мини-музеев национальной культуры народов населяющих полуостров; выставки детских рисунков; взаимодействие с родителями (круглый стол, «украинские вечорницы», вечера развлечений, походы и экскурсии).

Таким образом, педагогические теории современности рассматривают проблемы патриотического воспитания ребенка-дошкольника в свете решения задач поставленных Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и соотношением всех этапов патриотического воспитания. Дошкольная педагогическая наука постоянно развивается и модернизируется с учетом развития нашей Страны, накопления педагогического опыта работы дошкольных образовательных учреждений России и Республики Крым.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алешина, Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [текст] / под ред. Н.В.Алешиной. – Москва: «Перспектива», 2011. – 245с.
  2. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] / под ред. Н.В. Алешиной. – Москва: 2005.- 246с.
  3. Антонова, Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Т.В. Антонова, М.Б. Зацепина. – Москва: Мозайка – Синтез, 2012. – 148 с.
  4. Арапова-Пискарева, Н.А. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. / Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – Москва: 2004.
  5. Астафьев, В.П. «Последний поклон» / В.П. Афанасьев – Пермь: Эксмо, 2010. – 710 с.
  6. Березина, Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны / Т.А. Березина // Детский сад: теория и практика / под общ.ред. С. Максимовой.- Москва: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- с. 16 - 23.

7.Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений / В.Г Белинский – Москва: 1959г.

  1. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [текст] / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика/ под общ.ред. С. Максимовой.- Москва: Эдисьон Пресс ООО, 2011.- №9.- с. 82 - 89.
  2. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие / Сост. А.К.Быков, И.И. Мельниченко. – Москва: ООО ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  3. Веракса, Н. Е. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.- 304с.

 


Количество коментариев: 0