Статья: "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста» ."

 

                                   

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №17 городского округа Кинешма  (МБДОУ д/с №17)

Адрес: 155802, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12,

тел./факс 8(49331) 3-41-82

е-mail: kindetsad17@yandeх.ru

 

 

Тема. «Использование пиктограмм в  работе с детьми дошкольного возраста» .

                                    Воспитателя; Бойкова Т.Ю

 

Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Пиктограмма — (от лат. Pictus — рисовать и греч. Γράμμα — запись) — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить всестороннее развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым будет способствовать интеграции таких детей в широкий социум.

 

Впервые метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Данный метод использовали Д.Б Эльконин и Л.Е.Журова для обучения дошкольников грамоте, т.е. использование наглядных моделей для определения звукового состава слова, схемы слова и схемы предложения. Пиктограммы к рассказам и сказкам способствуют развитию связной речи у детей. Дети не только слышат свою или обращённую к ним речь, но имеют возможность её видеть.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться;

- как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем;

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ;

- как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

Таким образом, содержание пинтограмм призвано обеспечить ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, в разнообразных ситуациях повседневной жизни.

Изображаются предметы (на голубом фоне), их признаки (на зеленом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

 

Методика Л. Б. Боряевой, Е.Т. Логиной, Л.В Лапатинной

«Я - говорю!», предполагает следующие этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:

  1. 1.        Ознакомление ребенка со знаком-символом и уточнение его понимания:

—        идентификация символа.

Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

—        выбор нужной пиктограммы из ряда других.

Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;

—        выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других;

—        выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других;

—        конструирование фразы с помощью пиктограмм.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;

—        выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.

  1. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией:

—        составить из пиктограмм пару.

Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Например, кукла -> играть,   яблоко-> есть.

Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет. Например, слушать->уши, пить->вода;

—        среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе, например к группе одежды;

—        пятый лишний.

Взрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его;

—        найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу. Например, уши- смотреть, глаза -> слушать;

—        найти и исправить ошибку во фразе.

Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.

  1. Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа:

—        составить из пиктограмм произнесенную взрослым фразу;

—        составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками;

—        подобрать группу пиктограмм по заданному признаку;

—        составить логические цепочки.

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки:

первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) -> обобщающее понятие -> закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами -> самостоятельная ориентировка в системе знаков.


Количество коментариев: 0