Статья: ""Использование малых форм фольклора в развитии речи младших школьников""

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Крыштоп Е.В.

Воспитатель МБДОУ д/с №45, Таганрог.

lena.kryshtop@yandex.ru

 

   В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

   Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Известно, что ранний и младший дошкольный возраст – это период интенсивного овладения родным языком, поэтому исследование воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

     Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.). К.Д. Ушинский писал: «Дитя усвояет язык подражанием». К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Было бы ошибкой предполагать, что речь приходит к ребенку спонтанно, само собой. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

     Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой низкого уровня развития активной речи детей. Они к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Использование детского фольклора позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

    Педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких детей, основанных на их возрастных возможностях.

    В ходе анализа проблемы процессов речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора можно сформулировать следующие задачи:

  1. Способствовать развитию речи у детей как средству общения.
  2. Развивать у детей понимание речи и активизировать словарный запас на основе русских народных сказок и потешек.
  3. Способствовать употреблению усвоенного словаря в самостоятельной речи.
  4. Стимулировать у детей необходимость сопровождать речью игровые и бытовые действия, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

    Детский фольклор в работе по развитию речи детей я использую в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

    К своей работе по развитию речи детей активно привлекаю родителей. Для них провожу консультации и индивидуальные беседы, советую родителям чаще использовать детский фольклор в  игровой деятельности дома. 

Список литературы:

  1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.
  2. Бахвалова Н.И., Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор.//Дошкольная педагогика, №8, 2008.
  3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм.// Дошкольное воспитание, № 9, 1991.
  4. Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1995.
  5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2009.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Крыштоп Е.В.

Воспитатель МБДОУ д/с №45, Таганрог.

lena.kryshtop@yandex.ru

 

   В течение десяти лет я углубленно работаю по проблеме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора».

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

   Речевое развитие дошкольников с учетом ФГОС включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Известно, что ранний и младший дошкольный возраст – это период интенсивного овладения родным языком, поэтому исследование воздействия малых фольклорных форм на речевое развитие ребенка имеет чрезвычайно актуальное значение.

     Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.). К.Д. Ушинский писал: «Дитя усвояет язык подражанием». К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Было бы ошибкой предполагать, что речь приходит к ребенку спонтанно, само собой. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

     Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой низкого уровня развития активной речи детей. Они к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек и др. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности. Использование детского фольклора позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

    Педагогика раннего детства требует специальных знаний, методов и подходов, необходимых для реализации задач развития и воспитания самых маленьких детей, основанных на их возрастных возможностях.

    В ходе анализа проблемы процессов речевого развития детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора можно сформулировать следующие задачи:

  1. Способствовать развитию речи у детей как средству общения.
  2. Развивать у детей понимание речи и активизировать словарный запас на основе русских народных сказок и потешек.
  3. Способствовать употреблению усвоенного словаря в самостоятельной речи.
  4. Стимулировать у детей необходимость сопровождать речью игровые и бытовые действия, пользоваться речью как средством общения со взрослыми и сверстниками.

    Детский фольклор в работе по развитию речи детей я использую в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности детей (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

    К своей работе по развитию речи детей активно привлекаю родителей. Для них провожу консультации и индивидуальные беседы, советую родителям чаще использовать детский фольклор в  игровой деятельности дома. 

Список литературы:

  1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.
  2. Бахвалова Н.И., Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор.//Дошкольная педагогика, №8, 2008.
  3. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм.// Дошкольное воспитание, № 9, 1991.
  4. Русский фольклор /Сост. В. Аникин. М., 1995.
  5. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2009.

 


Количество коментариев: 0