Статья: "Исторический аспект проблемы полового воспитания у детей в дошкольной педагогике."

Исторический аспект проблемы полового воспитания  у детей в дошкольной педагогике.

Как все начиналось

   Вопросы полового воспитания, как в узком, так и широком смысле поднимались на уровне международной дискуссии не один раз. Вначале XX в. они активно обсуждались в педагогической общественности России и Запада. Начало положили педагоги Германии. «Ни в чем так ярко не выразилось новое направление в воспитании,- писала по этому поводу видный общественный деятель и педагог Е.Н.Водовозова, - как в настоятельном требовании современных педагогов знакомить не только юношество общего пола, но и маленьких детей со знанием функций половой сферы в жизни людей. Правда, они требуют знакомства с процессом оплодотворения, как у растения, так и животных, но прежде всего для того, чтобы молодое поколение с помощью этих знаний могло нагляднее выявить себе значение половых процессов в жизни человека, чтобы таким образом получить более отчетливое представление о его происхождении. К тому же воспитателям предписывается необходимость объяснить молодому поколению, что половой инстинкт и половая жизнь не преступление, не позор, а естественная потребность, как человека, так и каждого живого существа, что она дарована нам матерью-природой для размножения потомства. Такое требование предъявляется потому, что успехи культуры не уменьшают, а все более усиливают распространение страданий человечества от половых болезней, которые, по мнению педагогов, являются результатом невежества относительно сексуальной (половой) жизни. Сексуальное обучение, сексуальная педагогика необходимы, по их мнению, потому, что половой инстинкт представляет собой могучее физиологическое явление, испытываемое уже с юношеского возраста, и вопросы, касающиеся его, следует объяснять гораздо раньше, чем это чувство овладеет юношей, следовательно, уже с детства.»

      Немецкие родители и педагоги так были встревожены этими мыслями, что предложили ввести особый предмет, освещающий вопросы половой жизни, в образовательную программу учреждений, занимающихся воспитанием и обучением детей. Не подобным ли образом пытались поступить совсем недавно и у нас в России: в контексте валеологии ввести в содержание обучения детей школьного возраста вопросы полового воспитания? Теперь данные идеи витают над системой дошкольного образования.

I этап

«Снять покров с тайны рождения»

    «Новое движение в воспитании перешло и к нам, - писала Е.Н. Водовозова более 100 лет назад.- О вреде преждевременной половой жизни, половых ненормальностях среди детей и юношества у нас писали уже давно, но раньше едва ли у многих являлась мысль, что половые вопросы необходимо вводить в круг свободного обсуждения с маленькими детьми - едва ли многие родители думали о том, что необходимо во чтобы то ни стало сорвать покров с тайны рождения. Но теперь половой вопрос, новое половое воспитание и у нас сделались модной темой в педагогике, выдвинуты на первый план и усиленно пишут у нас по этому поводу.

Остановимся, в частности, на предлагаемых в связи с этим уровнях решения «воспитательных проблем» сегодня:

      Первый уровень - «географический» (3-4 года) - ребенок интересуется, где он находился до своего рождения(или до того момента, когда его «купили» или «нашли» родители), и практически на воспринимает правдоподобные ответы взрослых; Второй уровень - «магически-технологический» (3-4 года) - ребенок задает родителям вопросы, которые касаются технологии рождения (при этом его интересует момент «сборки» у мамы в животике), и создает собственные версии того, как это происходило; Третий уровень - «переходный технологический» (4-5 лет), дети представляют деторождение как участие родителей в «засевании семени» и излагают собственную интерпретацию того, в чем их просветили сверстники и взрослые. Ориентируясь на данные уровни, детям можно объяснить, что только от людей могут появиться люди. Чтобы появился ребёнок, нужны два взрослых человека - мужчина и женщина - будущие родители.

II этап

«Пробуждение сексуальности»

     Второй бум возрождения идей полового воспитания связан с работами 3. Фрейда и развитием психоанализа. При этом период дошкольного детства относился к этапу инфальтильной сексуальности. В частности, 3. Фрейд выделял в ней несколько стадий:

-        оральная, заключающаяся в получении младенцем удовольствие от акта сосания, когда ощущение от прикосновения к губам и их ритм поглощает всё внимание малыша и кончается сном.

-        анальная, на которой внимание малыша переключается на удовольствие от процесса дефекации.

-        генитальная - получение удовольствия от акта мочеиспускания. Соответственно родителей и педагогов стали беспокоить вопросы, касающиеся раннего пробуждения детской сексуальности, когда дети проявляли интерес к исследованию собственных и чужих органов. Но это длится недолго и его проявления можно заметить у ребёнка всего несколько раз или эпизодически. Зато учёные обратили внимание на то, что реальными поводами для тревоги должны быть:

А) навязчивость или агрессивность действий со стороны хотя бы одного ребёнка.

Б) участие в таких играх партнёра, существенно отличающегося от других физическими размерами или ребёнка, который старше сверстников на 3-4 года.

В рамках данных исследований поднимались проблемы преждевременного (раннего) полового созревания, связанных с половым развитием и проявлением тендерного подхода к воспитанию.

III     этап

Формирование полоролевой идентичности

         Исследования обострили внимание педагогов к формированию полоролевой идентичности у детей в процессе взаимодействия со взрослыми. Образование должно быть нацелено на развитие способностей детей к адаптации путём развития самопонимания и чувства уверенности в себе, поощрения стремления к самовыражению и творчеству. Детей не заставляют учиться читать или считать, а предоставляют возможность самим выбирать вид своей активности.

Для этого в детских садах создаются специальные центры активности детей.

Например: Мальчики любят хватать предметы и манипулировать ими, строят высокие башни из блоков, в то время как девочки предпочитают возиться на полу. Другими словами, в рамках данного подхода считается, что игры девочек преимущественно носят спокойный характер, мальчиков- активный. Так проявляется педагогическая оценка особенностей взаимодействия с детьми разного пола- мальчиками и девочками.

При этом очень важна тендерная компетентность педагога, предлагающая овладение им организационными, психолого - педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и акцентом на тендерную идентичность.

На начальной стадии процесса рассматривается учёными как осознание того факта, что существуют два пола, и отнесение ребёнком себя одному из них - определение себя как мальчика или девочки. При этом мальчики и девочки начинают позитивно оценивать те вещи, действия, формы поведения, которые соответствуют их полу. В результате поведения ребёнка вызывает в нём положительные чувства и способствует самоутверждению.

IV     этап

Разработка методик полового и полоролевого воспитания.

Однако мнения учёных расходятся: одни из них высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребёнку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и она шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение. Свою позицию они объясняют тем, что данные представления пробуждают у детей нездоровый интерес к теме, тогда как сам по себе дошкольный возраст - наиболее спокойный период в сексуальном развитии. Полоролевое воспитание дошкольников станет эффективным, если будут:

  • Соблюдение главных принципов нравственного воспитания
  • Формирование основ нравственных качеств мужественности и женственности через различные виды детской совместной деятельности
  • Использование механизмов подражания
  • Преодоление разобщенности детей разного пола в старших группах детского сада, чему способствуют:
  • а) формирование адекватных представлений не только о своей половой, но и социальной роли представителей противоположного пола и уважительного отношения к ней
  • б) совместность участия детей разного пола в воспитательной работе педагога по полоролевому развитию
  • в) инициирование сюжетно-ролевых игр, где дети будут проигрывать свои будущие социальные роли, в том числе и семейные
  • г) привлечение детей обоего пола к простейшему принципу взаимодополнения с учетом возможностей партнера

Воспитателям категорически запрещается сравнивать одного ребёнка с другим или игнорировать его (и уж тем более - сравнивать мальчиков с девочками). В известных пределах ему разрешается делать всё, что он захочет. Замечания «сделай то», «не делай это» допустимы только для безопасности ребёнка. Благодаря этому в современных образовательных учреждениях на Западе усилилось внимание к формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию привычки к здоровому образу жизни, физическому развитию дошкольников и, как сейчас у нас в стране, формированию основ безопасности жизнедеятельности детей. Выделяя среди физиологических также и потребности сексуального характера, взрослые снова задумались над необходимостью сексуального или полового воспитания. Сексуальное воспитание включено в предмет занятий с детьми по разделу «Здоровье». Детям объясняют внешние отличия мальчиков от девочек и обусловленные этим особенности поведения в обществе: девочка становится матерью, мальчик - отцом, у них могут быть дети. Это ещё один штрих к пониманию своей и чужой индивидуальности. Разговоры на более интимные темы не приветствуются родителями дошкольников и могут вызвать гнев родительского комитета.

Это доказывает тот факт, что повышенный интерес педагога к данной теме в разговорах с детьми может расцениваться как форма сексуального домогательства.

 


Количество коментариев: 0