Статья: "Исследовательская деятельность "Городские птицы""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

 

 

 

               ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

 

«Городские птицы» 

(для среднего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Микушева Екатерина Дмитриевна

- 2018г –

 

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – исследовательский.

Возраст детей: 4-5 лет.

 

Участники реализации проекта

Педагог: Микушева Екатерина Дмитриевна

Воспитанники: дети средней группы

Родители: средней группы.

Срок работы по проекту: 17.12.2018 – 21.12.2018год, краткосрочный.

Проблема: можем ли мы помочь птицам в зимнее время года?

Актуальность: В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Городские птицы». Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Гипотеза: если постоянно подкармливать зимующих птиц, когда им сложно добывать корм из–под снега, мы тем самым можем им помочь пережить холодный период года.

Цель: расширить знания детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и закреплять у детей знания о зимующих птицах.
  2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.
  3. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года.
  4. Научить детей правильно подкармливать птиц.
  5. Расширять словарный запас детей, активизировать лексику по теме.

Развивающие:

  1. Развивать воображение и творчество у детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к родной природе, птицам.

 

 

 

Образовательные области:

- социально-коммуникативная;

- познавательная;

- речевая;

- художественно-эстетическая;

- физическая.

 

Продукты проекта:

  • для детей: рисунки «Птицы», поделок «Воробьи», семечки, сало, пшено, хлеб, ягоды для экспериментирования, комушки.
  • для воспитателя: семечки, сало, пшено, хлеб, ягоды для экспериментирования, кормушки.
  • для родителей:

1) Выставка рисунков «Птицы», поделок «Воробьи».

 

Ожидаемые результаты по проекту:

  • для детей:

- Знать и называть зимующих птиц.

 - Обогащение представлений детей о зимующих птицах: образ жизни, поведение, чем питаются, как нужно людям заботиться о них в трудный для них период.

 - Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности.

 

  • для воспитателя: Возрастает речевая активность в разных видах деятельности.
  1. для родителей: Проявляют бережное отношение к природе, птицам.

 

 

 

 

Этапы проекта

Этапы проекта

 

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

 

 

Рассматривание птиц.

 

Беседы о птицах для выявления знаний детей. 

1.     Составить перспективный план мероприятий.

2.     Подобрать методическую и художественную литературу (стихи, загадки), иллюстрированный материал по данной теме.

3.     Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

4.     Подобрать материалы для продуктивной деятельности.

 

Знакомство с темой проекта.

Деятельностный

 

 

Познание: знакомство с птицами; чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование и аппликация, пение песен, сюжетно-ролевые игры.

 Беседы, утренняя гимнастика, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование и аппликация, пение песен, сюжетно-ролевые игры, проведение консультаций для родителей, оформление выставки.

Знакомство с консультациями.

Подготовка круп, ягод, семян для экспериментирования.

Завершающий

 

Изготовление кормушек совместно с родителями.

Составление презентации проекта, защита проекта.

 Изготовление кормушек.

 

 

 

 

 

Содержание проекта

 

Формы

Тема

Цель

Пособия

Сроки

Ответственный

Понедельник 17.12.2018г

Оформление стены

Птицы-наши друзья!

Познакомить детей с птицами.

Картинки «Птицы»

17.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Беседа

«Какие птицы перелетают на юг, а какие остаются зимовать».

Формировать представление о перелетных и зимующих птицах.

Пособие «Перелетные и зимующие птицы»

17.12. 2018г.

Микушева Е.Д.

Наблюдение за птицами зимой на прогулке.

«Зимующие птицы».

Формировать представление о  зимующих птицах.

Птицы на прогулке.

17.12.

2018

Микушева Е.Д.

Дидактическая игра

«Раздели птиц на перелётных и зимующих»

Знать и уметь различать перелетных и зимующих птиц. Формирование познавательного интереса к окружающим вещам.

Дидактическая игра «Раздели птиц на перелётных и зимующих»

17.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Подвижная игра

«Найди свой домик»

Формировать у детей положительные эмоции, активность и самостоятельную двигательную деятельность.

Маски птиц.

17.12. 2018г.

Микушева Е.Д.

Консультация для родителей

«Покормите птиц зимой»

Воспитывать чуткое отношение к птицам.

 

Папка-передвижка

17.12. 2018г

Микушева Е.Д.

Трудовая деятельность

«Кормим птиц на прогулке»

Развитие познавательного интереса.

 

Семечки.

17.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Вторник 18.12.2018г

Утренняя гимнастика

Птички.

Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

 

18.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Отгадывание загадок зимующих о птицах.

«Зимующиептицы».

Развитие познавательного интереса.

Иллюстрации о зимующих птицах.

18.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Чтение художественной литературы.

Т. Евдошенко «Берегите птиц»

Развитие познавательного интереса.

Хрестоматия, иллюстрации.

18.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Подвижная игра

«Птички в гнёздышках»

Формировать у детей положительные эмоции, активность и самостоятельную двигательную деятельность.

Маски птиц.

18.12. 2018г.

Микушева Е.Д.

Трудовая деятельность

«Кормим птиц на прогулке»

Развитие познавательного интереса.

 

Хлеб.

18.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Среда 19.12.2018г

Пальчиковая гимнастика

«Воробей»

Развитие мелкой моторики рук.

 

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Настольно – печатная игра

«Птички на кормушках»

Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Настольно-печатная игра «Птички на кормушках»

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Чтение художественной литературы.

Ю.Никонова «Зимние гости».

Развитие познавательного интереса.

Хрестоматия, иллюстрации.

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Беседы

«Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Развитие логики, мышления.

Пособие «Зимующие птицы»

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

НОД

Лепка

«Воробьи»

Развивать художественные способности в процессе аппликации.

Иллюстрации.

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Трудовая деятельность

«Кормим птиц на прогулке»

Развитие познавательного интереса.

 

Ягоды.

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Памятка для родителей

«Как смастерить кормушку»

Консультация о видах кормушек.

Памятка.

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Выставка работ по лепке

«Воробьи»

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка работ по лепке

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Сюжетно-ролевая игрв

«Птичий двор»

Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Птичий двор, маски птиц.

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

 

Четверг 20.12.2018г

Пение детской песенки

«Про птиц»

Развитие музыкального слуха, тембра, голоса.

 

20.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Беседа

«Трудно птицам зимовать»

Формировать представление о  зимующих птицах.

Пособие «Зимующие птицы»

20.12.

2018

Микушева Е.Д.

Подвижная игра

«Перелет птиц»

Формировать у детей положительные эмоции, активность и самостоятельную двигательную деятельность.

Маски птиц.

20.12. 2018г.

Микушева Е.Д.

Дидактическая игра

«Узнай, чей голосок»

Научить различать птиц по голосу.

Магнитофон, флешка.

20.12.

2018г

Микушева Е.Д.

 НОД

Аппликация

«Снегири на ветках»

Развивать художественные способности в процессе аппликации.

Иллюстрации.

20.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Трудовая деятельность

«Кормим птиц на прогулке»

Развитие познавательного интереса.

 

Пшено.

20.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Выставка работ по аппликации

«Снегири на ветках»

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка работ по аппликации

 

 

 

 

 

19.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Пятница 21.12.2018г

Чтение художественной литературы.

В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»

Развитие познавательного интереса.

Хрестоматия, иллюстрации.

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Дидактическая игра

«Четвертый лишний».

-развивать зрительную память, слуховое внимание, сообразительность;
- воспитывать наблюдательность, интерес к играм. 

Дидактическая игра  «Четвертый лишний»

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Консультация для родителей

«Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Консультация.

Папка-передвижка

 

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Оформление альбома

«Городские птицы»

Знакомство с птицами нашего города.

Альбом «Городские птицы»

21.12. 2018г.

Микушева Е.Д.

НОД по рисованию

«Раскрась птицу»

Развивать художественные способности в процессе рисования.

Птицы, иллюстрации.

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Трудовая деятельность

«Кормим птиц на прогулке»

Развитие познавательного интереса.

 

Сало.

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Изготовление кормушек родителей совместно с детьми.

«Кормушки»

Развитие бережного отношения к птицам.

Кормушки.

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

Выставка работ по рисованию

«Раскрась птицу»

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка работ по рисованию

21.12.

2018г

Микушева Е.Д.

 

 

 

 

Заключение

В ходе исследовательской деятельности:

  1. У детей расширились знания о зимующих птицах.
  2. Дети научились различать перелетных и зимующих птиц.
  3. Дети научились правильно подкармливать птиц.
  4. Дети узнали новые рассказы, стихи, загадки, пальчиковую гимнастику, песни о птицах. 
  5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).

 

В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась. Птицы каждый день прилетали на кормушку и питались семечками, хлебом, ягодами, салом, пшеном. Если постоянно подкармливать зимующих птиц, когда им сложно добывать корм из–под снега, мы тем самым можем им помочь пережить холодный период года.

 

 

 

социально-коммуникативная

Сюжетно ролевые игры: «Птичий двор».

Дидактические игры: «Узнай, чей голосок», «Четвертый лишний», «Раздели птиц на перелётных и зимующих», «Птички на кормушках».

Трудовая деятельность: кормление птиц.

Познавательная

Рассматривание иллюстраций о птицах.

Беседы:

 «Какие птицы перелетают на юг, а какие остаются зимовать».

«Трудно птицам зимовать»,

«Что ты знаешь о зимующих птицах».

речевая

Чтение художественной литературы:

Чтение сказок  В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»,  Ю.Никонова «Зимние гости»,  Т. Евдошенко «Берегите птиц».

Чтение и прослушивание стихотворений о птицах.

Чтение загадок о зимующих птицах.

художественно-эстетическая

Рисование «Раскрась птицу».

Лепка «Воробей»,

Аппликация

«Снегири на ветках».

физическая

утренняя зарядка, физкультминутки, пальчиковая гимнастика «Воробей».

Подвижные игры – «Птички в гнёздышках», «Перелет птиц», «Найди свой домик».

формы взаимодействия с родителями

Консультация «Чтение сказок детям»

Изготовление альбома «Они остались зимовать, мы им будем помогать», памятка «Как смастерить кормушку».

Изготовление кормушек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

 

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/02/10/detskiy-issledovatelskiy-proekt-ptitsy-nashi-druzya
  2. http://dovosp.ru/articls/proekt_zimuyuschie_ptitsi
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-pokormite-ptic-zimoi-679055.html
  4. https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-ptitsy-na-kormushkie.html
  5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  6. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.

Количество коментариев: 0