Статья: "Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма (по методике Карла. Орфа)"

Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма

(по методике Карла. Орфа)

 

Для детей подготовительной к школе группы

 

 

 

 

                                                                    

Составитель:

Музыкальный руководитель-

Старцева Н.А.

 

 

 

 

2018 г.

 

 

 

 

Содержание:

 

Ритмо-речевые упражнения

     1.«Часы»

     2.«Раз-два!»

  1. «Повтори ритм»

     4.«Догони»

     5.«Воробьи, воробышки»

     6.«Музыкальные кубики»

     7.«Веселый колокольчик»

     8.«Веселые ложки»

     9.«Шла веселая собака»

     10.«Дидили, дидили»

 

Музыкально-ритмические

подвижные игры

      1.«Кубик – оркестр»

      2.«Бубен песенку поет»

      3.«Танец  с дедом морозом»

      4.«Передай султанчик»

  1. «Сладкоежка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ритмо-речевые упражнения

 

«Часы»

Цель: развивать распределение внимания,  ощущение метроритма.

 

Описание:

дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

         Вот часы идут – «Тик-так».

         Вот часы бегут – «Тик-так».

         Будем дружно мы играть

         И часы изображать.

Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук,

Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов.

 

 

«Раз-два!»

 

Цель: развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

 

Описание:

ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р.Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!» На второй такт – действия по тексту.

1т. – Раз, два!

2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.

3т. – Раз, два!

4т. – Топ-топ-топ.

5т. – Раз, два!

6т. – Шлеп-шлеп-шлеп!

7т. – Раз, два!

8т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.

 

 

«Повтори  ритм»

 

Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

 

Описание:

 дети стоят в кругу лицом к музыкальному руководителю. С помощью рифмованного текста он создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

         Глазки, глазки вы смотрите,

         Все запоминайте.

         Ножки, ножки, все за мною

         Дружно повторяйте.

 

Музыкальный руководитель под музыку «Гопака» М Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме.  Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

 

 

«Догони»

 

Цель: развивать ритмическую память и воспроизводить  ритмический

рисунок мотива и фразы.

 

Описание: 

дети делятся на две команды. Одна убегает, другая – догоняет. 

Обе команды двигаются змейкой легким бегом: первая команда – на четные музыкальные построения, вторая – на нечетные под музыку.

 

 

«Воробьи, воробышки»

 

Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения в сочетании с музыкой. Правильно выполнять ритмический  рисунок.

 

Описание: 

дети выполняют ритмичные движения под музыку Е.Яновицкой.

Воробьи-воробышки                  стучат палочками по полу два раза,

                                                     Двумя руками справа, слева

Скачут под окном,                      по очереди скачут по полу

         Воробьи-воробушки                  стучат палочками по полу два 

                                                                 раза,

                                                                Двумя руками справа, слева

         Кормятся зерном.                        Палочки держат вертикально и 3

                                                                 Раза  стучат перед собой.

Мы зимой холодною            стучат палочкой по полу 2 раза

                                               справа и слева

          За ними приглядим,                     встречные удары палочек 3 раза в

                                                                 Горизонтальном положении.

         Воробьям-воробушкам                стучат палочками по полу 2 раза,

                                                                 двумя  руками справа, слева

         Зернышек дадим.                         Перед собой.

 

«Музыкальные кубики»

 

Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения

распределять движение руки на всю музыкальную фразу.

 

Описание:

для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. Звучит мелодия

М.Гоголевой (см. ноты далее).

Такт 1-4  -  Ребенок перекладывает кубики под музыку справа налево 

правой рукой и произносит слова:

Кубик на кубик, кубик на кубик,

Ставим мы без лишних слов!

Ребенок старается построить башню.   На «раз» взял, на «два» положил.

Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:

         Кубик на кубик, кубик на кубик,

         Скоро будет дом готов!

 

«Веселый колокольчик»

 

Цель: формировать ощущение речевого и музыкального предложения.

 

Описание:

Музыкальный руководитель поет нечетные фразы со словами, а дети – четные со звукоподражаниями, подыгрывая на колокольчиках.

  1. Веселый колокольчик –

Динь – динь -  динь.

Смеется и хохочет –

Динь – динь -  динь.

  1. Он пел зимой чуть слышно –

Динь – динь -  динь.

Но снова солнце вышло –

Динь – динь -  динь.

  1. И звонкие капели –

Динь – динь -  динь.

В ответ ему запели –

Динь – динь -  динь.

«Веселые ложки»

 

Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках.

 

Описание:

дети выполняют движения с ложками под русскую народную песню «Пойду ль да выйду ль я».

Дети сидят на стульчиках.

МУЗЫКА А:

1-я фраза – стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза -  стучат ложками справа налево  восьмыми нотами.

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

МУЗЫКА А:

1-я фраза – стучат восьмыми по правой ноге снизу вверх.

2-я фраза - стучат восьмыми по левой ноге снизу вверх.

 

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – движение «тарелочки» четвертями.

2-я фраза – хлопки (две восьмые – справа, две восьмые – слева, 2 хлопка четвертями перед собой).

МУЗЫКА А:

1-я фраза - стучат ложками слева направо восьмыми нотами.

2-я фраза - стучат ложками справа налево восьмыми нотами.

МУЗЫКА Б:

1-я фраза – два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

2-я фраза - два хлопка перед собой четвертями, один раз по коленям, один раз перед собой.

 

«Шла веселая собака»

 

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

         его ритмический рисунок.

Описание:

Шла веселая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали гуси, головы задрав.

А за ними – поросенок, чики, Брики, хрю!

Чики, Брики, повтори-ка, что я говорю!

 

Дети делятся на две команды.

 

«Дидили, дидили»

русская народная потешка

 

Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя

            ритмический рисунок «звучащими жестами» и деревянными

                      палочками.

         Описание:

         Дети делятся на две группы.

         1 группа.

         Дилили, дидили, где вы Машу видели?

 

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

Заглянули в огород – Маша пляшет у ворот.

 

Проговаривая, «звучащими жестами» в ритме изображают, как Маша

Танцует.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Катю видели?

 

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

Заглянули  в зелен сад – Катя щиплет виноград.

 

Проговаривают текст и щелчками пальцев показывают, как Катя щиплет виноград.

 1 группа.

Дидили, дидили, где вы Дуню видели?

 

Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок деревянными палочками.

2 группа.

           Заглянули под крылец – грызет Дуня огурец.

 

          В ритме хрустят жесткой бумагой.

1 группа.

Дидили, дидили, где вы Ваню видели?

    Проговаривают текст и одновременно простукивают ритмический рисунок           деревянными палочками.

2 группа.

На полянке у колодца Ваня с курицей дерется.

 

На каждую сильную долю толкаются, изображая драку с курицей.

 

«Сладкоежка»

 

Цель: Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети вслед за педагогом дети повторяют считалку и в такт ему отстукивают кистью руки па бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, и поднимать нужно только кисть).

Сладкоежка наш Кондрат,

Пять пирожных съел подряд.

С кремом - два,

С джемом - три,

Ты считалку повтори.

 

Музыкально-ритмические

подвижные игры

«Кубик – оркестр»

 

         Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи

         (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое

внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

 

         Ход игры:

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

                                        Кубик движется по кругу,

                                           Передайте кубик другу.

                                            Кубик может показать

                                          На чем теперь тебе играть!

          Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент

со     стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут          себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».

Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

 

«Бубен песенку поет»

          Цель: научить детей различать и передавать ритмический рисунок

         знакомых песен на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактический материал: бубны (по одному на двоих детей), металлофон. Мелодии песен в грамзаписи.

 

         Ход игры: 

музыкальный руководитель раздает бубны по одному на двоих

детей, предлагает им спеть мелодии известных песенок на какой-нибудь слог («ля-ля»). Поет вместе с детьми, затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать мелодию песни, которая звучит на металлофоне, и затем повторить ее ритмический рисунок ударами по бубну. Отмечает детей, правильно передающих ритмический рисунок.

 

«Танец  с дедом морозом»

Цель:  развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.

 

Ход игры:

Дети стоят в хороводе и выполняют движения под пение. Для напева

используется хорошо знакомая мелодия.

         Мы сейчас пойдем направо

         Дружно – раз, два, три!

         А потом пойдем налево

         Дружно – раз, два, три!

         В центре круга соберемся

         Дружно – раз, два, три!

         И на место все вернемся

         Дружно – раз, два, три!

         Мы тихонечко присядем,

         Дружно – раз, два, три!

         И немножечко приляжем

         (Дети складывают руки под щекой.)

         Пусть попляшут наши ножки

         (Дети притопывают ногами.)

         Дружно – раз, два, три!

         И похлопают ладошки

         Дружно – раз, два, три!

         Повернемся мы направо

         (Кружатся вправо.)

         Дружно – раз, два, три!

         Не начать ли все сначала

         Дружно – раз, два, три!

         (Дети снова берутся за руки)

Игру можно проводить и со сказочными персонажами. Дети выполняют движения по показу или, напевая текст песни, сами учат героев танцевать.

 

«Передай султанчик»

 

Цель:  развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.

Ход игры: 

дети встают в круг, перед каждым ребенком на полу лежит султанчик.

         Раз, два, три, четыре –                            хлопают в ладоши

         Приготовимся играть,                             2 хлопка по коленям

                                                                             2 щелчка руками

         Мы будем султанчик передавать.         Берут султанчики с пола

Он о нас, а мы за ним!                            Дети передают султанчики                          

                                                                            кругу на раз-два.

         Догоняем, догоняем

         И сейчас его поймаем!

Звучит веселая музыка, дети свободно бегают по залу. По сигналу встают в кружки по цвету султанчиков.


Количество коментариев: 0