Статья: "Самообразование «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа»"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92общеразвививающего вида»

г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема по самообразованию:

«Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Музыкальный руководитель:

Старцева Наталья Александровна

 

 

 

 

г. Сыктывкар

2018 - 2019

Актуальность  проблемы

Актуальность проблемы заключается в том, что издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Основная задача музыкального воспитания – это развитие музыкальности, музыкальной культуры. Ядро музыкальности образуют три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально – слуховые представления и чувство ритма.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Ритм – соотношение длительности звуков в их последовательности. Объединяясь в определенных последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок. Развитое чувство метроритма нужно не только музыкантам, без него ни один человек  не сумеет слушать, переживать и понимать музыку глубоко, остро, во всем объеме и полноте. развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

 Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально  - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство. Процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором  развития дошкольников.

Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме : ритмических упражнений, музыкальных игр.

 

 

Цель моей работы: Развивать чувство ритма у детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях посредством музыкальных игр и упражнений.

 

Задачи:

- развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

-  развивать дифференцированное восприятие музыки и движений;

-  развивать умение воспроизводить  ритмические отношения музыкальных звуков;

-  развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;

- формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

- побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

 - воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

 

 

Сроки

Этапы работы

Форма работы

сентябрь

Изучение и подбор литературы по теме: «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа»

 

Изучение ФГОС

 Изучение теоретического материала по данной теме. Систематическое использование на индивидуальных занятиях

Работа с детьми

 

 

Подбор музыкального репертуара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная диагностика.

 

 

 

 

октябрь

Работа с родителями

 

 

 Информация для родителей «Формирование музыкально-ритмического слуха средствами элементарного музицирования»

Приложение 1

ноябрь

Работа с детьми

НОД « Музыкальный магазин»

Цель: Вызвать интерес к различным музыкальным инструментам, эмоциональный отклик на оркестровую музыку.

Приложение 2

декабрь

Работа с детьми,

воспитателями,

студентами

 

 

 

 

 

 Лепбук «Музыкально-дидактические игры на развитие ритмического слуха»

Цель:  обеспечение активности ребёнка и разнообразия практической деятельности в процессе реализации художественно-эстетического развития дошкольника. Приложение 3

январь

Работа в интернете

 

 

 

 

 

 

Развивающая среда

 

Создание картотеки

«Картотека игр и упражнений на развитие чувства ритма» (по методике карла Орфа)

Цель: развивать чувство ритма в сочетании с музыкой.

Приложение 4

 

 

«Ритмические палочки из дерева» на подгруппу детей.(по 2 палочки на каждого ребёнка)

Цель: развивать координацию движений и чувство ритма.

 

 

 

февраль

Работа с детьми

 

 

 

НОД  « Прекрасный мир звуков»

Цель: формирование интереса к миру звуков, развитие музыкальных творческих способностей, в том числе слухового внимания, звуковысотного, динамического и ритмического слуха.

Приложение 5

 

 

март

Работа с воспитателями

 

Буклет для педагогов

«Музыкально речевые игры по методике К.Орфа»

 

Цель: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Приложение 6

апрель

 

Работа с детьми.

 

Работа в интернете

 

 

Провести  конечную диагностику и сравнить с первичной.

Картотека«Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма»

 Цель: Воспитание чувства ритма.

Приложение 7

май

Работа с родителями и детьми

 

Открытое НОД  «Страна музыкальных инструментов»

Цель: формирование интереса к музыке и игре на детских музыкальных инструментах.

Приложение 8

 

Список литературы

1.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М., 2006.  

2.Головачёва И.Н. Окружающий мир и музыка : учебно-игровые занятия и мероприятия для детей 4-6 лет.-Волгоград: Учитель, 2009.  

3.Дыкман Л. Гармоничный ребёнок. СПб., 1999.  

4.Зимина А., Народные игры с пением  Практическое пособие. М., 2000.  

5.Кононова Н.Г.  Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М.,: Просвещение, 1981.  

6.Костина Э.П. «Камертон. Программа музыкального воспитания ребенка» – Н.Н., 2006 г.

  1. Новоскольцева И., Каплунова И.  Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Изд.-во «Композитор. Сакт-Петербург» , 2005.
  2. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2007
  3. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет./ Ярославль: Академия развития, 2006.
  4. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комарова, М.А. Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы»

11.Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа - М. : Изд. «Астрель», 2000. – 160 с. 
12.Тютюнникова Т. Э. «Бим, Бам, бом» ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»», С- Петербург, 2003г. 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.maam.ru/detskijsad/sistema-karla-orfa-yelementarnoe-muzicirovanie-kak-odno-iz-sredstv-razvitija-chuvstva-ritma.html


Количество коментариев: 0