Статья: "Как влияет пальчиковая гимнастика на развитие ребенка?"

ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ НА УМСТВЕННОЕ

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В ДОУ

 

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, Рука – это инструмент всех инструментов заключал

еще Аристотель. Рука – это своего рода внешний - писал Кант. 

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. 

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. 

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся

послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений,

необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые

рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра,

формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что

пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее

выразительность, формирование творческих способностей. 

Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности

окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

деятельности. 

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста

ребенка. 

 Дети в возрасте до 2-х лет: 

  • знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание,

постукивание по коленям, прятанье рук за спину. 

Например, упражнение.

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит. 

Вот так, вот так! И ушами шевелит. 

  • с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки,

колечко, клювик, веер, дождик); 

- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев:

сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения

резиновые игрушки с пищалками. 

- Упражнение начинается с объяснения его выполнения , показывается поза

пальцев и кисти. 

- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. 

(в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная

поза). 

- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может

самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог

берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка

самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой

действиям работающей. 

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить

систематически по 2-5 минут ежедневно. 

 

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми

любого возраста. 

 Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют: 

  • энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). 

Например, упражнение Капустка

Мы капусту рубим-рубим, 

Мы морковку трем-трем, 

Мы капусту солим-солим, 

Мы капусту жмем-жмем. 

  • простые фигуры из пальчиков одной руки. 

 

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат. 

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат. 

У козы торчат рога, 

Может забодать она. 

После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или

небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например,

встреча ёжика и зайчика в лесу). 

  • составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); 
  • игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). 

На двери висит замок. 

(соединить пальцы обеих рук в замок) 

Кто его открыть бы мог? 

 

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

Постучали, 

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 

Покрутили, 

(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули 

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

И открыли. 

(расцепить пальцы) 

На поляне дом стоит, 

Ну а к дому путь закрыт. 

Мы ворота открываем, 

В домик всех вас приглашаем. 

Надуваем быстро шарик. 

Он становится большой. 

Вдруг шар лопнул, воздух вышел – 

Стал он тонкий и худой. 

 


Количество коментариев: 0