Статья: "«Необходимость театрализовано - игровой деятельности в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ»"

                МУ ДО –Центр внешкольной работы г. Маркс

           

 

                 Методическая разработка  по теме:

 «Необходимость театрализовано - игровой деятельности в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ».

 

 

                                                             Подготовила:

                                                             Педагог дополнительного  образования                                                                        .                                                            Шедловская Нина Ивановна

 

 

 

Проблема детской инвалидности в нашей стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Воспитание и обучение детей c ограниченными возможностями здоровья в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов.

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет включение детей в активные деятельностные формы работы, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.

Давайте поговорим о  роли  использования игровой технологии в учебно-образовательном процессе обучающихся с ОВЗ.
Игра является механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка. «В играх ученики начальной школы реализуют не только разнообразные впечатления и знания, но и свои основные духовные потребности. Именно это открывает нам   взрослым широкие возможности для использования мощнейшего потенциала игры в целях оптимизации процесса образования школьников»
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок -Сказка и д.р.;
ролевые игры, (игры-манипуляции, игры-путешествия, психотехнические, предметные или дидактические игры, конструкторские, компьютерные);
сюжетно-ролевые игры, деловые игры, имитационные, организационно- коммуникативные;
комплексные игры - коллективно-творческие дела, досуговая деятельность и др.
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности .
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, само регуляция; обучение общению; психотерапия.Музыка оказывает огромное воздействие на умственно отсталых детей, вызывает яркие эмоциональные переживания, развивает воображение, способствует формированию эстетических потребностей, художественного вкуса.
Обучение детей с ОВЗ должно проводиться таким образом, чтобы у них пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.
В учебно-образовательном процессе обучающиеся с ОВЗ должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности, творческие силы, активизировать сохранные возможности.
Для этого необходимо, чтобы в образовательном процессе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого обучающегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность их за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.

Театральная игра-это деятельность, которая специально организуется взрослыми для обеспечения усвоения ребёнком накопленного социального опыта данного общества. И, таким образом, взрослый в социальном взаимодействии выступает как носитель культуры общества и самой игровой культуры. Таким образом, именно в такой игре ребёнок первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему необходимы. И поэтому театральная игра рассматривается как важнейшее средство адаптации и социализации, как одна из наиболее оптимальных для социального развития ребёнка, форм организации его деятельности и, следовательно, как средство вхождения его в микросоциум.

Таким образом, театральная игра способствует установлению контактов между играющими, учит взаимодействовать с другими детьми, с взрослыми, учит вступать в диалог, в общем, способствует развитию коммуникативных навыков, “раскрытию” ребенка, его раскрепощению. Это происходит в раскрытии творческого потенциала в процессе творческого взаимодействия детей.

Театрализовано - игровая деятельность занимает особое место среди видов художественной деятельности. Синтетический характер театрального искусства: взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления, до известной степени переносится в детскую театрализовано-игровую деятельность.

Театрализовано - игровая деятельность - это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослыми или самостоятельно детьми.

Эти игры могут быть различны по организации и задачам:

- режиссёрские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребёнок создаёт сцены и театрализованное действие).

- образно-ролевые игры с куклами и без них, где дети разыгрывают роли через драматизацию.

Своеобразие театрализовано - игровой деятельности проявляются в сочетание, как зачатков ролевой игры, так и зачатков театрального искусства.

Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, умению понимать другого человека, увидеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать. Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Всё, что развивает театрализовано-игровая деятельность и есть творческий потенциал. И когда у ребёнка он более или менее развит, тогда ребёнку легче идти на контакт, взаимодействовать с другими людьми.

Таким образом, мы видим, что степень развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в театрализовано-игровой деятельности. Ещё важно отметить, что кроме творческого потенциала, развитие коммуникативных способностей зависит от степени взаимодействия детей в творческом процессе.

Создание спектакля с детьми - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолеть застенчивость и зажатость.

Детская театральная постановка, по словам Л. С. Выготского, “ даёт повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества “. Сочинение, импровизация ролей, изготовление декораций, костюмов, дают повод для изобразительного и технического творчества детей. Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива. Так же театр, в силу своей специфики, оказывает серьёзное эмоциональное, психологическое воздействие. Для того, чтобы ребёнок мог почувствовать свою социальную значимость в этой деятельности, следует детские спектакли показывать зрителям (детям и родителям). Большое значение для ребёнка с ограниченными возможностями имеет не только участие в детском спектакле, но и в его подготовке.

Таким образом, в процессе какой-либо совместной деятельности, особенно творческой, ребёнок будет больше взаимодействию с другими людьми, общаться, делиться впечатлениями, а отсюда следует, что и коммуникативные способности будут развиваться.

Подводя итог, хочется сказать, что осуществление театральной деятельности, а особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо и важно. Так как ребенок «окунается» в совсем иной мир, именно иной, совсем ему не знакомый, здесь он чувствует себя по-другому, не таким обыденным, как всегда. На мой взгляд, нужно дать возможность каждому ребенку почувствовать это. Ребенок – это раскрывающаяся во всех сферах деятельности ЛИЧНОСТЬ.

Список литературы

1)    Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов,-Филонтроп, 1995г.

2) О.Боровик. Развитие воображения. Методологические рекомендации. Библиотека коррекционной педагогики. Центр Гуманитарной Литературы «РОН» В.Секачев. М., 2001г.

3) Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ по спец. №2002 «Дошкольное воспитание» и №2010 «Воспитание в дошк. учраждениях». - М.: Просвещение, 1988г. - 336с.

4)  Бараева Л.Б. Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-метод. пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001г.-416с.

 

 


Количество коментариев: 0