Статья: "общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Теле-Кино" Портфолио/сайт современного подростка XXI века"

ПРОГРАММА

общеобразовательная  программа

дополнительного образования детей

"Теле-Кино" Портфолио/сайт современного подростка XXI века

Социально-педагогическая направленность

_______________________________________________________________ 

Автор: педагог дополнительного образования Спиридонова Тамара Ивановна

Срок реализации: 1 год

Возраст: от 8 до 17 лет

Уровень реализации программы: базовый

 Москва 2017 год

Пояснительная записка

Направленность-социально-педагогическая

Уровень-базовый

Актуальность  данной рабочей  программы заключается в том, чтобы  обеспечить развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося

    Новизна: Информация о владельце портфолио в основном  представлена достижениями  учащихся в  кинообразовании, в киновоспитании, в киновидеотворчестве. Поэтому  технология оценивания достижений учащихся направлена на повышение познавательной активности  школьника.

Педагогическая целесообразность. Портфолио  становится точкой соприкосновения во взаимодействии  педагог – ученик. В процессе создания портфолио подросток перестает быть полностью зависимым от педагога, он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка, ребенок учится сам себя оценивать.

Цель образовательной программы– Развитие у детей способности к самоопределению, самопознанию.

Задачи:

- познакомить с технологией создания портфолио

- поддержать учебную мотивацию

- развить навыки логического мышления и оценочной деятельности учащихся

- помочь учащимся в правильном выборе профессии

- воспитать интерес к созданию портфолио в течение учебного года

Отличительные особенности  программы - это создание пакета индивидуальных достижений. Содержание портфолио в каждом конкретном случае определяется самим ребенком, в зависимости от цели, которую он преследует.

Возраст обучающихся , участвующих в реализации программы.

Настоящая   программа   рассчитана   на  обучение  подростков    в    возрасте  от 8 до 15  лет. В группе 10 человек. 

Срок реализации программы  Заявлена продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Форма обучения определяются всем объединением :   

  • творческий практикум,
  • мастерская,
  • конкурс, кинофестиваль,
  • творческий отчет,
  • защита проектов,
  • круглый стол,
  • мозговой штурм и т.д..

Режим занятий –  в групповой форме работы что составляет 144 часа  в год

 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – отчёт подростка о процессе  самоопределения, самопознания  связанного с технологией созданного портфолио Формы подведения итогов–  Участие в конкурсах, кинофестивалях, творческих вечерах, творческих встречах. 

 

Тематический план

Название раздела/темы

Все го часов

В том числе

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие. Правила по технике безопасности

1

1

-

 

2

Способы ведения портфолио

6

1

5

 

3

Информация о владельце портфолио

34

2

32

 

4

Первые шаги по лестнице успеха

10

2

8

 

5

Банк личных достижений

10

2

8

 

6

Портфолио документов

12

2

10

 

7

Портфолио работ

14

2

12

 

8

Творческая копилка

14

2

12

 

9

Участие в конкурсах, выездных кинофестивалях

22

1

21

 

10

Мои проектные работы 

14

2

12

 

11

Лист самооценки  учащихся

12

1

11

Тестирование

12

Итоговое занятие

2

-

2

 

 

Всего:

108

18ч

90ч

 

 

Содержание  обучения

Темы

Виды учебных занятий, учебных работ, ч.

Содержание

 

Тема 1   Введение.

Теория 1 ч

Правила по технике безопасности  Знакомство с планом работы на год  Знакомство со  структурой титульного листа  портфолио.

Тема 2   Способы ведения портфолио

Теория 1ч

Понятие  составных частей портфолио

Практика 1ч

Знакомство с технологией создания портфолио

Тема 3  Информация о владельце портфолио

Теория 1ч

 Значение репортажа текстовой или видеоинформации

Теория 1ч

К чему я стремлюсь в жизни

Практика  1  ч

Ответ учащихся на вопросы анкеты Немного о себе

Практика  1  ч

Прохождение учащимися  теста и составление рассказа о себе "Кто я? Какой я?"

Практика  2  ч

Какая у меня память?, тренировка памяти

Практика  1  ч

Написание рассказа для будущей публикации "Я думаю, что я могу... Я знаю, что я могу"

Практика  1  ч

Составление рассказа "Чаще всего меня хвалят за" …

Практика  2  ч

Составление рассказа "Иногда меня критикуют за"…

Практика  2  ч

Моя любимая поговорка, пословица, фраза....

 

Я, о себе- лист самооценки: умный, серьезный, послушный,   честный, веселый, дружелюбный

Практика  2  ч

Я хотел бы побывать … … потому что:

Практика  2  ч

Тайна моего характера 

Практика  2  ч

Я бы хотел спросить у работников кино и телевидения о.....

Практика  2  ч

Ответы на вопросы анкеты Моя родословная

Практика  2  ч

Что я знаю о школьной жизни моих родителей

Практика  2  ч

Пожелания для меня от друзей

Практика  2  ч

Как я отношусь к людям

Практика  2  ч

Навыки создания репортажа о себе или каком-нибудь важном событии своей жизни в виде текста или видео

Тема 4  Первые шаги по лестнице успеха 

Теория 1ч

Понятие   оценки материалов портфолио : как меняется и улучшается мир ребенка

Практика  2ч

Ответы на вопросы теста "К чему я стремлюсь в жизни"

Практика  2  ч

Я лидер группы -соревнование

Практика  2  ч

Мини – отзывы  друзей

Практика  2  ч

Что я теперь умею, что я пока не умею 

Практика  2  ч

Секреты успеха обучения в детской телестудии

Тема5  Банк личных достижений

Теория 2ч

Знакомство с видами создания Дерева желаний, выраженных в рисунках учащихся

Практика 2ч

Достижения учащегося в школе, в киносъемках- это ....

Практика 2ч

Разработка моей эмблемы

Практика 2ч

Я себя награждаю

Практика 2ч

Я награждаю друзей

Практика 2ч

Линейка достижений 

Тема 6  Портфолио документов

Теория 2ч

Различение понятий - творческие, проектные, исследовательские    работы учащихся

Практика 2ч

Чтение и сравнение  памятки "Как работать над рефератом" для блога/сайта, портфолио

Практика 2ч

Обработка файлов: Мой портрет – рисунок или фото

Практика 2ч

Оформление опросного листа "мне нравится когда меня называют"

Практика 2ч

Оформление страницы "Мои увлечения"

Практика 2ч

Оформление страницы "Я люблю. Я не люблю. Я мечтаю…"

Тема 7  Портфолио работ

Теория 2

Динамика учебной и творческой активности ученика

Практика 2ч

Проведения анкетирования Что в жизни самое ценное?               

Практика 2ч

Дерево желаний с надписями желаний

Практика 2ч

Познаю себя: зарядка для ума, тренировки.

Практика 2ч

Заполнение таблиц  наградными документами

Практика 2ч

Заполнение  схем продвижения портфолио

Тема 8  Творческая копилка

Теория  2ч

Отбор материалов  для портфолио

Теория2ч

Фиксировать результаты: делая выписки, вырезки из различных текстов

Теория 2

Выделять основные мысли и составлять конспект из материалов предложенных педагогом

Практика 2ч

Процесс создания и размещение  небольших рассказов  в блог

Практика 2ч

Самые интересные   события

Практика 2ч

Мини-сочинение о своей любимой роли.

Практика 2ч

Самый интересный конкурс  в моей жизни в киностудии

Практика 2ч

Пожелания для меня

Практика 2ч

Заполнение «звёзд» добрых дел

Практика2ч

Научить созданию фото-коллажа  мероприятия

Тема 9  Участие учащихся в конкурсах, кинофестивалях

Теория 6ч

Способы обработки  видео-аудио записей участия учащихся в кинофестивалях

Практика 2 ч

Мини-сочинение "Мы были",  самое интересное событие

Практика

2 ч

Создание Видео-презентации:   кинофестивали, экскурсии, театры, концерты…

Практика

Составление рейтинга  фестивалей – расставь фильмы студии на пьедестал по обучению экранной культуре

Практика

Яркие моменты кинособытий

Тема 10   Мои проектные работы 

Теория 1ч

Знакомство с правилами защиты пользователя в сети интернет при работе с  электронным портфолио

Теория 1ч

Технические требования к оформлению портфолио 

Практика 2 ч

Беседа о динамике учебной и творческой активности ученика  в электронном портфолио

Практика 2 ч

Шаги построения, работа с медиафайлами, система гиперссылок

Практика 2 ч

Формы печатного  и электронного портфолио: визитка,форум,блог

Практика 2 ч

Внесение и дополнение новых достижений  учащегося в печатное резюме, автобиографию  в электронный вариант портфолио

Практика 1 ч

Защита проектов: осенние  народные приметы  в рисунках, придуманных  рассказах  учащихся

 

Практика 1 ч

Защита проектов: зимние народные названия месяцев, новогодних пожеланий, конкурс  рисованных  открыток для подарка другу

Практика 1 ч

Защита проектов: весенние народные приметы в рисунках , стихах, рассказах, публикациях СМИ 

Тема11   Лист самооценки 

Теория 2 ч

Понятие фиксирования успехов на шкале достижений: победы в олимпиадах,викторинах,конкурсах

Практика

Размышления автора портфолио над интеграцией своего опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности

Практика 2 ч

Анализ выполненных творческих работ

Практика 2 ч

Самоанализ достигнутых удач и неудач  учащегося. Что изменить или добавить в портфолио.

Практика 2 ч

Тест Самооценка- самоанализ работы над созданием портфолио

Тема12 Итоговое занятие

Практика    2 ч

 

Подведение итогов и достижений. 

 

Формы аттестации  и оценочные материалы, критерии оценивания работ:

Проведение анализа портфолио и исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося в образова­тельной, творческой  деятельности. 

Организационно-педагогические условия реализации программы:                            • Печатные и электронные образовательные ресурсы:     

  Информация о владельце портфолио:

Провести самоанализ ученику помогут:

Титульный лист/ обложка обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:

  • Ф. И. О. ученика;
  • дату рождения;
  • полное название ОУ и класс;
  • личную подпись ученика.

 "Мой портрет" (информация о владельце) содержит личные данные учащегося, а также:

 информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

В "Портфолио документов" помещается перечень представленных в портфолио официальных документов -все имеющиеся у подростка сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:

  • дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;
  • грамоты за участие в конкурсах;
  • сертификаты;
  • благодарственные письма;
  • свидетельства и т. д.

 "Портфолио работ": творческие работы включает в себя результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ учащегося, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конкурсах, учебных лагерях; спортивные и художественные достижения и др.

Материалы этого раздела дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

 "Копилка"  содержит -памятки, инструкции, другую полезную информацию.

 Портфолио документов: 

Наличие данного раздела дает возможность качественной и количественной оценки материалов портфолио.

Итоговый документ – в виде вкладыша  – легко заполняется  руководителем. Документы, представленные в этом разделе, фиксируются в таблице (табл. 1). Допускается представление копий документов.

Сами документы или их копии могут храниться дома у ученика или в файле портфолио.

Таблица 1

Мои достижения, награды, заслуги

Дата

 

 

 

 

  Портфолио работ.  Здесь прилагается:

  • перечень представленных творческих работ (табл. 2)
  • таблица "Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях" (табл. 3). Таблица 2

Мои творческие работы

Дата

 

 

 

 Таблица 3

Название творческого дела

Дата

 

 

 

 

  "Копилка" памятки, инструкции, полезная информация

В этих таблицах учащийся фиксирует виды своей творческой деятельности на протяжении установленного срока ведения портфолио.

В этом разделе могут находиться различные памятки, инструкции и полезная информация. Мы предлагаем несколько памяток для учащихся, которые помогут им в учебе

  "Банк личных достижений"

Представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах

 "Авторская самооценка"

Предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности . Данный раздел может содержать:

 - размышления автора по поводу своей сферы ; самоанализ работы над созданием портфолио; 

Приложение 1

АНКЕТА "Немного о себе"

 Уважаемый  друг! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

  1. 1. Фамилия_______________________________________________
  2. Имя, отчество__________________________________________
  3. Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает?______________________________________________________
  4. Ты сейчас в _____ классе. С каких лет ты мечтал обучаться в школе детского телевидения "Теле-Кино"? ____________________________________
  5. Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т. д.)_____________________________________________________
  6. Что тебе нравится делать в свободное время? __________________________________________________________
  7. Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть?_______________________________________________________
  8. Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравятся?__________________________________________________________
  9. Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему? _________________________ _______________________________________
  10. Твои увлечения (хобби)? _________________________________________________________
  11. Какие изучаемые предметы в телецентре тебе нравятся? ________________________________________________________
  12. Какие учебные предметы не нравятся? ___________________________ _____________________________
  13. Кем бы ты хотел быть? Почему?_____________________________________
  14. Какие еще телевизионные профессии тебя привлекают? _________________________________________
  15. Уровень образования, которое ты хотел бы получить (подчеркни): высшее (вуз), среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).

АНКЕТА "Моя родословная" Автор Сивакова Армине Самвеловна   http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/02/07/portfolio-uchenika

Приложение 2

Инструкция. 

Уважаемый  ученик! Предлагаем тебе ответить на вопросы  анкеты.

  1. Напиши о своих родителях или о других очень близких тебе людях:

Мама

 

Папа

 

Фамилия

 

 

Имя

 

 

Отчество

 

 

Дата рождения

 

 

Профессия

 

 

Какие они

 

 

  1. Кто еще живет в вашей семье?___________________________________________________
  2. Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ________________________________________________________
  3. Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения?________________________________________________
  4. А сейчас ответь на вопрос: "Что такое счастье семьи?"___________________________________________________

Тест " Кто я? Какой я?"

Приложение 3

Инструкция.

Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы "Кто я?" или "Какой я?"

Получится ли это у тебя?

Кто Я?

Какой (какая) Я?

Я   

Я

Я

Я

Я

Я

 

  

Обработка результатов проводится путем анализа ответов

ТЕСТ "К чему я стремлюсь в жизни?"

 

Инструкция.

Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей – в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т. д.

Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь напротив цифру "1". Далее проставь цифры "2", "3"… (до "21") в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей.

Посмотри, что у тебя получилось.

Жизненные ценности

Шкала

1

2

Хорошее образование

 

Хорошая работа и карьера

 

Счастливая семья

 

Слава

 

Деньги, богатство

 

Дружба, наличие хороших и верных друзей

 

Достижения в искусстве, музыке, спорте

 

Уважение и восхищение окружающих

 

Наука как познание нового

 

Хорошее здоровье

 

Уверенность в себе и самоуважение

 

Хорошая пища

 

Красивая одежда, ювелирные украшения

 

Власть и положение

 

Хороший дом, квартира

 

Сохранение жизни и природы на Земле

 

Счастье близких людей

 

Благополучие государства

 

Активная деятельность людей

 

Свобода как независимость в поступках и действиях

 

 

Обработка результатов проводится путем анализа ответов

ТЕСТ "Самооценка"

Приложение 5

Инструкция.

Ниже ты видишь 7 столбцов с перечислением качеств человека: здоровье, интеллект, внешность, умение общаться, авторитет у сверстников, успехи в учебе, умение делать что-либо своими руками.

Представь, что основание каждого столбца соответствует низшему уровню развития этого качества, а верхняя, 10‑я черта – наивысшему.

Знаком (-) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в данный

После этого крестиком (×) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.

Здоровье

Ум,
интеллект

Внешность

Умение общаться

Авторитет
у сверстников

Успехи
в учебе

Умение делать что-либо своими руками

10

 x

10

 

10

 

10

 

10

 

10

 

10

 

9

 x

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

9

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

 

8

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

7

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

6

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

5

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

4

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

3

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

  

 

Приложение 6

Памятка "Как работать над рефератом" для блога/сайта, портфолио

Работа над рефератом начинается с выбора темы. Задай себе следующие вопросы:

  • Действительно ли мне это интересно
  • Какую практическую пользу мне принесет данная работа кроме положительной оценки?

Если тема действительно интересует, и хорошо понятна значимость для  данной работы, сообщите о своем выборе руководителю. Как оформить реферат, вот несколько общих рекомендаций:

  • титульный лист должен содержать название реферата, фамилию и имя ученика, класс, название образовательного учреждения, учебный год;
  • работу желательно сделать на компьютере и распечатать;
  • введение, разделы /параграфы и заключение должны быть выделены заголовками, красной строкой, полужирным шрифтом и т. д.;
  • если необходимо проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и т. д., нужно поместить их в конце в виде пронумерованных приложений в тексте, в соответствующем месте, в скобках указав номер приложения;
  • в конце работы необходимо поместить список используемой литературы. По каждому источнику, использованному при подготовке реферата, указав Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.

 Памятка "Секреты успеха на уроке":

  1. Подготовь все необходимое для урока до звонка, положи на парту.
  2. Не отвлекайся: сосредоточившись на задании, ты лучше его поймешь.
  3. Не выкрикивай с места, поднимай руку.
  4. Не разговаривай с соседом по парте.
  5. Не надейся списать, рассчитывай на себя.
  6. Подготавливай свой ответ.
  7. Соблюдай правила этикета.
  8. Сиди ровно, не вертись.
  9. 9. Выключай мобильный телефон.

Используемые  методы обучения по программе:

  • Словесные: устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения;
  • Наглядные: показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приёмов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т.д.;
  • Практические: мозговые тренинги; применение икт- работа в блоге, сайте, электронном портфолио, работа с электронными наградными документами, и фото-видео материалами, творческий практикум, творческие задания; штаб детских научных сотрудников;  и т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Интернет-материалы
  • Компьютер с подключением к интернет, двойной монитор, клавиатура, мышь, принтер 3 в одном, и т.п..
  • Телевизор
  • Интерактивная доска
  • сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебный кабинет)
  • перечень оборудования учебного помещения, кабинета: классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения пособий, учебных демонстрационных и раздаточных материалов, и т.п.;

Примерный список проектной деятельности учащихся, включающий разделы и выборки детских работ :

  • литературное чте­ние - «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;
  • оформленные результаты мини-исследований, мате­риалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
  • дневники наблюде­ний, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, творческие работы, материалы самоана­лиза и т.п.;
  • фото- и видеоизображения примеров ис­полнительской деятельности во время съемки в фильмах, продукты собственного творчества, аудио­записи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и т. п.;

Ведение портфолио рекомендуется каждо­му подростку  объединения  и предполагает виде­ние «картины» значимых образовательных резуль­татов в целом, обеспечение отслеживания его прогресса по итогам учебного года. согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, пункт 9. Формирование Портфолио ученика в РФ регламентируется следующими нормативными документами:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
  • Требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, рег. №19644)),

Содержание портфолио для учащихся;

        Индивидуальная накопительная рабочая папка портфолио  позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании.

Систематизированные материалы наблю­дений оценочные листы, материалы и листы наблю­дений и т.п. за процессом овладения универсаль­ными учебными действиями, другие непосредствен­ные участники образовательного процесса.

Делаем вывод, портфолио- инновационная технология оценивания достижений учащихся, направленная на повышение образовательной активности школьников и уровня осознания ими своих целей и возможностей

 

Список литературы:

  1. Иванова Е.В. – Авт.-сост. Октёмцы, Дневник достижений школьника: портфолио 2006. – 56 с., вклад.
  2. Осетинская О.В. «Портфолио учащегося». В соответствии с ФГОС. – г.Волгоград Т.В. Издательство «Учитель» 2011 г.23 стр.
  3. Проскурина Т.В. Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями. Тобольск, 2011.2.

 

.

 

 

 


Количество коментариев: 0