Статья: "Сказкотерапия"

Сказкотерапия. Почему это так важно?

 

Шевлякова Тамара Алексеевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад №119»

г. Дзержинск Нижегородской обл.

 

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обыденной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображений этих явлений – особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а нравственный смысл остается подлинным. Сказка содержит в себе основные нравственные ценности: добро побеждает зло; лень, жадность, неряшливость это плохо; нужно с уважением относиться ко всемлюдям; ценить ум, находчивость, доброту. Сказка позволяет переживать эмоции, учит сопереживать героям, показывает возможные и желательные формы поведения в различных ситуациях.

Сказкотерапия как способ формирования нравственного мира, общечеловеческих ценностей особенно актуальна в настоящее время, поскольку традиции семейного чтения канули в лету, родителями уделяется мало внимания формированию нравственных представлений дошкольников. Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности. Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению. Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в неопознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Путешествуя по сказке, дети приобретают социальные навыки, познают элементы мудрости, получают знания о мире. Все это помогает ребенку естественным путем формировать способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями: размышлять  о своем предназначении, исследовать собственные способности и возможности.

Любая сказка должна быть подана детям дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей через анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановки, рисование. Разнообразные формы обыгрывания сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса.

Методика сказкотерапии построена так, что специалист, работая с ребенком, приходит к пониманию того, что нужно ребенку и как ему можно это дать, то есть сказкотерапия выполняет двоякую функцию – вначале диагностическую, а затем воздействующую. При этом сказка легка в общении, растворяет и обходит многие формы психологической защиты, приятна  и многомерна по форме подачи.

 


Количество коментариев: 0