Статья: "«Особенности работы над академическим пением в старших классах школ эстетического воспитания»"

Министерство культуры Донецкой Народной Республики

Управление (отдел) культуры администрации  города Макеевской

УДО "Школа искусств №1 г. Макеевки"

 

 

 

 

Методическая разработка

на тему:

«Особенности работы над академическим пением

в старших классах  школ эстетического воспитания»

 

 

 

 Подготовила: преподаватель сольного пения,

высшей категории  вокально-хорового отдела  МУДО "Школа искусств №1 г. Макеевки"

 Пикуляк Т.В.

 

                                                          Июнь,2019

 

 

 

 

План

 

Вступление

І. Академическое пение

  1. Понятие «Академическое пение»
  2. Первые шаги начинающего певца
  3. Задачи педагога
  4. Вокальный режим ученика

ІІ. Руководство по искусству пения

  1. Краткое описание голосообразующего аппарата
  2. Классификация голосов
  3. Разогрев голосового аппарата
  4. Вокализация
  5. Репертуар начинающего певца

ІІІ. Сценическое мастерство

  1. Актерские навыки
  2. Сценическое движение

Вывод

 

 

 

 

 ВСТУПЛЕНИЕ

 

В последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения. Школы искусств оказались в жестоких условиях рыночных отношений, в которых первые позиции занимают прагматизм и материальная целесообразность.

Это повлекло за собой изменение приоритетов в музыкальном образовании. Так, в школах эстетического воспитания заметно уменьшился (а иногда и вовсе исчез) конкурс наборов учеников. Стали обучать всех желающих, а не одаренных детей. Перед музыкальным образованием стала дилема: как сохранить начальное звено в нынешних условиях и одновременно продолжить лучшие традиции музыкальной педагогики?

Не следует забывать, что основной задачей начальных специализированных школ искусств является процесс эстетического воспитания, к которому необходимо привлечь как можно больше детей и молодежи. Для этого педагогу-музыканту важно рядом с педагогической работой проводить просветительскую деятельность среди родителей, чтобы убедить их в важности музыкального воспитания в общем комплексе становления интеллектуальной личности, поскольку музыкальная судьба ребенка во многом зависит от предпочтений родителей, их эстетического вкуса и мировозрения.

В течение двенадцати лет я пытаюсь привлечь особое внимание к профессиональному обучению пения. Убеждаю, что пение не только фактор исполнительский, но и оздоровительный. В идеале, постановка голоса нужна каждому ребенку. Общество должно понять, что пение - это не только исполнительский процесс, но и наука приносящая пользу для  укрепления здоровья  подрастающего поколения.

В конечном счете, неспособных детей нет. Наша сфера - это начальное звено профессионального обучения, в корне отличается от оптовой работы на любительском уровне. В сфере начального музыкального обучения у ребенка должен быть достаточный интеллект, чтобы воспринять и усвоить теоретические знания, способность слышать, умение анализировать или синтезировать услышанное. В конце концов, нужно иметь от природы художественный склад души, который заключается в особом мировосприятии.

Начальные учебные музыкальные заведения - стратегически важное звено культурного образования. При отсутствии высокопрофессиональных кадров в школах эстетического воспитания нарушится цепочка: начальное заведение искусства - вуз I-II аккредитации - вузов III-IV аккредитации от того, что республика не сможет  рассчитывать на музыкальное искусство высокого уровня.

Плоды педагогического труда в искусстве значительные и значимые для республики. Мы формируем человека: его внутренний мир, предпочтения, склад мышления - то, что называется благородством духа.

Нужно заметить, что материальные затруднения в республике не способствует развитию среднего и высшего звена музыкального образования. В частности, недостаточно осуществляется печать новых (восстановленных) учебников, пособий, методической и научной литературы. Для внедрения и пропаганды профессионального обучения пению сделано мало. Вместе с тем, многочисленные наработки ученых-исследователей, педагогов-практиков содержат много полезной информации. В некоторых учебниках эта информация раскрывается недостаточно и тем самым подчеркивается вторичность некоторых научных аспектов, в частности: морфологии, физиологии и психологии в постановке голоса. Доминирует только слуховой компонент вокального педагога как решающего фактора в обучении пению.

Никто не отрицает, что уроки по постановке голоса по своей сути являются банальными. С одной стороны мы имеем дело с живым музыкальным инструментом, строение которого, а также функционирования, сохранения в надлежащем состоянии, лежит в сугубо медицинской плоскости. С другой - голосовой аппарат является воспроизводителем вокальной музыки - самого популярного и самого прекрасного жанра.

Рассмотрение вопросов непосредственно с «вокальной работой» в учебно-методической литературе желательно расширить, подробно остановиться на некоторых моментах, чтобы объяснить процесс приобретения вокальных навыков с позиции физиологии.

Часто задаются вопросом, нельзя ли педагогу вокала обойтись без определенных знаний методической науки об особенностях функционирования и сохранения голосового аппарата? Ведь в Италии без осознания этого, успешно обучают  певцов,   и до сих пор продолжают обучение.

Убеждена, что на современном этапе никак не обойтись без знания особенностей современных певческих систем! Современному цивилизованному человеку жизненно необходимо знание по валеологии, диетологии, химии, физики и т.п. Только достаточный уровень информативных знаний сделает его жизнь безопасной. Педагог вокала должен прислушиваться также к знаниям различных дыхательных систем, которые открывают суть имеющихся дыхательных упражнений. Это позволяет прогнозировать конечный результат этих упражнений для здоровья певца.

Существуют целые направления медицины, постоянно развивающиеся, охраняющие здоровье отдельных групп людей. Наибольшее направление - это вокальная медицина. Наверное, пришло время создать соответствующий оздоровительный комплекс для музыкальных педагогов, чтобы они имели возможность без медицинских препаратов, на выдающихся дыхательных и звуковых упражнениях поддержать свое здоровье.

Поэтому предлагаемая работа является не только теоретически актуальной, но и практически  целесообразной.

По совету рецензентов, из методических рекомендаций изъяты анатомические схемы для лучшего восприятия информации, сложные  медицинские термины изменены на аналогические понятия. С этой же целью не описывается значительное количество мышц, задействованных при пении. Для всех заинтересованных, как в развитии сольного исполнительства, так и опосредованного (через пение) метода оздоровления важны аспекты физиологии и медицины в постановке голоса.

Содержанием этой работы я пользуюсь в педагогической и исполнительской  деятельностях.

За этот период, природным образом, выработалась собственная методика преподавания, критическое (в положительном смысле) отношение к себе и окружающим, а отсюда, появились новые мысли и умозаключения.

Искренне желаю, чтоб мой труд, изложенный в сжатой, популярной форме, стал примером для педагогов вокала в дальнейших исследованиях вокального искусства.

 

 І. Академическое пение

  1. Понятие «академическое пение»

Академическое пение - это особая манера пения, она наиболее сложная народной, джазовой и эстрадной манеры и требует серьезного и глубокого подхода к ее усвоению. Кроме того, нужна более серьезная природная база. Академический вокал открывает широкие возможности для развития ученика, это и более совершенная подготовка голосового аппарата к любому уровню исполнительных сложностей, и удовольствие от общения с произведениями классической музыки, и наконец, возможные перспективы дальнейшего специального образования в высших музыкальных учебных заведениях.

Академическое пение - это основа вокального мастерства, благодаря которой певец в будущем сможет смело экспериментировать с другими манерами пения, делая это сознательно, более - менее компетентно оценивая собственные природные данные, чувствуя их технические возможности и не нанося вреда своему голосу.

В музыкальных школах академическим пением рекомендуется заниматься в старших классах, когда ученик достигает возраста 11-15 лет. Следует учитывать и физиологические возможности ученика.

Обучение вокалу в музыкальных школах проходит в форме уроков  сольного пения, существенной задачей является правильное распределение нагрузки на голос ученика, учитывая утомление голосового аппарата, а также важным является сохранение его постоянного внимания и сосредоточенности в работе.

 

  1. Первые шаги начинающего певца.

Прежде всего, надо проверить тип дыхания ученика в состоянии покоя и во время пения.

Какой тип дыхания применять при пении? Ответить на этот вопрос без учета индивидуальных особенностей ученика невозможно.

Полезно предупредить ученика обратить внимание при взятии ноты на то, чтобы поддержать дыхание - как будто процесс вдыхания продолжается - таким образом, чтобы голос опирался на дыхание, или лучше сказать, поддерживался бы воздушным этапом и звук выходил бы чистый и без постороннего шума.

Начальные упражнения надо петь полным голосом, естественно, без усилий, не изменяя гласной  и с одинаковой силой.

Если преподаватель замечает, что ученик поет неверно, с плохим интонированием, дыхание тратит неправильно или качество звука у него не безупречно, то нужно немедленно остановить ученика на некоторое время, чтобы гортань приняла нормальное положение и начать петь снова, сосредоточив  на этом все свое внимание.

Пение - это одно из проявлений высшей психологической деятельности и если ученик будет работать вяло, не сосредоточенно, и без надлежащего творческого подъема - правильного звучания он не получит.

Петь надо не столько гортанью, сколько умом.

При анализе звука надо следить (с помощью зеркала), чтобы не делать гримас. Открытие рта должно соответствовать нормальному его положению при пении гласных. Любое ненормальное напряжение лица, шеи или иной части тела свидетельствует о неверном  звукообразовании.

Начинать упражнения надо со средних (примарных) тонов, наиболее легких для ученика. Пение полных гамм сначала не рекомендуется, так как  важно не количество тонов в диапазоне ученика, а их качество. Найдя наилучшее звучание на одной или двух тонах, следует распространять его постепенно вверх и вниз; при этом важно, чтобы переходы были интонационно верными, а звучание - ровным.

Во время упражнений надо тянуть звук, не уменьшая силы, на опоре, без искусственной тремоляции или качки звука, ровным тембром до конца звучания – такое  широкое  контиленное  пение и есть одна из основ bel canto.

Добиться этого сначала нелегко, но именно в этом, единственный верный путь выработки красивого контиленного пения.

Нельзя заниматься пением после приема пищи (перерыв должен быть не менее  часа).

Начальные занятия академическим пением должны быть особенно осторожными, короткими и с большими остановками. Петь надо по возможности стоя. Сначала корпус должен быть ровный, подтянутый для внутренней мобилизации, а потом уже, выставить одну ногу вперед и сделав упор корпуса на другую ногу следует начать петь. Стоять при пении следует свободно, без напряжения.

Начинать занятия нужно с самых несложных упражнений. Следует стремиться петь связно (legato), на одном дыхании.

Также рекомендуется уверенная атака звука, но без форсирования, «подъездов» ,  не чистое интонирование не должны допускаться.

Выбор громкого звука для начальных занятий индивидуально, но лучше всего заниматься на букву «а»- это  наиболее важный для пения гласных букв звук.

Язык, при громкой «а» должен иметь именно свободное положение, кончик языка может слегка прикоснуться нижних зубов.

Певческое красивое открытие рта помогает правильному положению языка, глотки, гортани и надлежащей «установке» этого голосового аппарата.

  Требования образования формы рта на гласную «а», «как при легкой улыбке», надо понимать в том смысле, что во время пения, ученик должен следить, чтобы не было гримас, а наоборот, производилось привлекательное к себе выражение лица. Природная, не вынужденая, легкая улыбка (не вопреки характера, исполняемого произведения) вызывает симпатии слушателей и способствует сценическому обаянию певца.

Как только будет выработан соответствующий диапазон и сглажены регистры, можно приступить к пению вокализов.

Рекомендуются упражнения и вокализы таких композиторов, как И.Вилинская, Ф.Абт, Г.Зейдлер, Б.Лютген, Д.Конкон, Г.Панофка.

Петь гаммы надо на отдельные гласные, а затем с названием нот (вокализация или сольфеджирование). Пение должно быть свободным; в меру округлым; нормально вибрирующим звуком, построенным на прикрытой основе; на опоре; в высокой позиции и с достаточной силой подачи звука. Но следует иметь в виду, что эти качества, хорошо поставленного голоса появляются не сразу, а лишь по мере их постепенного усвоения, в результате упорных, систематических, правильно проведенных занятий.

Современные средства электрозвукозаписи и ряд других средств позволяют объективно определять характерные особенности поставленного голоса, и могут служить надежным средством для контроля правильности звучания, а также диагностики голоса.

Также ученику необходимо планировать слушание академического пения, как в записи, так и в филармонии или в театре.

 

  1. Задачи педагога

Главная забота педагога - вокалиста состоит в том, чтобы воспитать в своих учениках способность к глубокому анализу и самостоятельности в работе. Педагог должен следить за вокально-музыкальным и сценическим развитием своих учеников, по режиму и самостоятельными занятиями.

Одним из главных условий успешной работы педагога является четкая последовательность в развитии и укреплении голосового аппарата ученика на основе внимательного изучения его психофизической индивидуальности и особенностей структуры.

Певческий «инструмент» - очень сложный и нежный, при  испорченности он может быть только «подправлен», но не заменен. Вся сумма певческих упражнений - от элементарных до самых сложных - и освоения вокального репертуара должны в результате привести к образованию певческого тона, красивого тембра, живого и выразительного, лишенного посторонних примесей, естественного, яркого, гибкого, содержательного, свободного, способного выразить разнообразные настроения ...

Нельзя добиваться у всех учащихся определенного положения головы, рта, языка, нижней челюсти, поскольку характер каждого произведения требует соответствующего тембра и мимики. Ученик в процессе занятий должен овладеть всеми видами тембра, обусловленными различными положениями артикуляционного аппарата, иначе его пение сделается однообразным и будет носить характер штампа.

Только после обоснованного воспитания голосового аппарата ученика необходимо активизировать работу над совершенством его вокально-исполнительской техники, с самого начала занятий надо развивать слуховые восприятия ученика, воспитывать у него вокальный и гармоничный слух, который дает возможность восприятия и анализа певческого тона, образования всех возможных тембровых красок.

С первых уроков нужно привлекать учащихся к активному восприятию всего услышанного в классе, заставляя их анализировать ошибки друг друга. Только таким образом можно добиться от ученика самостоятельности, развить у него стремление к углубленному анализу своей работы и активизировать творческий подъем.

 

 4. Вокальный режим ученика

Перед тем, как начинать работать с учеником, надо убедиться, что начинающий певец физически здоров. Ученик должен пройти медицинский осмотр у врача - фаниатра. Фаниатр определяет в каком состоянии голосовые связки, не имеются ли на них узлы и как они смыкаются-полностью или нет. Убедившись, что голосовой аппарат ученика проф-пригоден, преподаватель может начинать занятия.

Также, педагог должен проинформировать каждого ученика о том, что перед уроком пения прием пищи должен быть не более и не менее чем за час, нельзя употреблять сладкие, кислые или острые блюда, холодные, газированные напитки, мороженое, семена подсолнечника - все эти лакомства негативно влияют на голосовой аппарат и на качество звучания.

Одежда должна соответствовать климату. Особенно, надо заботиться о шее. В холодное время года необходимо, чтобы она была закрыта. Также нельзя сразу после занятия вокалом выходить на улицу (в холодное время года) и разговаривать, потому что разогретые связки должны остыть после полного их смыкания.

В известные дни каждого месяца девушкам петь нельзя, если режим нарушится, это может привести к потере голоса. Педагогу следует учитывать и физиологическое воздействие на голос девушек перед физиологией - в эти дни у девушек появляется «сип» в голосе, не держится дыхания и страдает интонация, поэтому в это время педагог должен внимательно следить за тем, чтобы не утомлять ученицу.

Ребятам, когда наступает мутация, петь запрещается. Нарушение этого закона может привести к негативным последствиям. Нельзя заставлять учеников петь, когда голос кажется больным - вследствие простуды, усталости, или иным причинам: вокал тогда вреден.

 

ІІ. Руководство по искусству пения

  1. Краткое описание голосообразующего аппарата

Перед тем, как начинать заниматься академическим пением, каждый педагог должен знать наглядное физическое строение голосообразующего аппарата. Механизм пения требует одновременного действия четырех различных органов, исполняющих каждый особые функции.

Следящие органы: 1 - легкие (мех)

   2 - гортань (орган звукообразования)

   3 - глотка (рефлектор) и

  4 - ротовой аппарат (артикуляционный)

Природа расположила эти органы друг над другом. Самый существенный фактор дыхания-легкие, расположенные внизу аппарата и выполняют обязанности меха в органе, доставляя воздух, необходимый для звуковых колебаний. Воздух входит в легкие и выходит из них по многим трубочкам, называемыми бронхами, которые расположены на подобии корней у дерева и заканчиваются, образуя единственный выход, который называется трахеей или дыхательным горлом, поднимая вертикально в передней части шеи. Дыхательное горло- подвижная и растянутая трубка, переходящая в гортань, с которой оно соединено.

Дыхательный аппарат

1 - трахея

2 - легкие

3 - сердце

4 - диафрагма

Гортань - орган, собственно производящий голос, - образует на передней части шеи выступ, видимый глазом и прощупываемый рукой (кадык). В целом она имеет форму  конуса, основанием вниз. Ее полость значительно сужается к середине, где она представляет две горизонтально расположенные складки, одна - справа, вторая - слева, которые называются голосовыми струнами, или голосовыми связками. 

 

Гортань передняя половина

1 - надгортанник

2 - вход в гортань

3 - мышцы истинной голосовой связки

4 - вход в трахею

5 - трахея

6 - голосовая щель

7 - истинная голосовая связка

8 – Морганиев желудок

9 - щель входа в гортань

10 - фальшивая голосовая связка

 

 Гортань, передняя половина; изнутри. (Фронтальный разрез)

 

 

Гортань сверху

1 - голосовая щелина

2 - мышцы голосовых связок

3 - края голосовых связок

4 -  видимый мышечный отросток

5 - нижняя часть глотки

7 - эластичная ткань голосовых связок

 

 Гортань; сверху (горизонтальный разрез гортани и глотки на уровне голосовых связок)

Отверстие, расположенное между этими связками, называется голосовой щелью, поэтому связки также называют губами голосовой щели, только эти губы и имеют возможность образовывать колебания, форма голосовой щели в момент вдоха примерно треугольная, но она становится эластичной в момент звукообразования. Голосовые губы не однородны по всей их длине. Почти две пятых задней их части образованы хрящевым продолжением, а три пятых в передней части - мышцами; над голосовыми связками находятся два продолговатых углубления, которые называются желудками гортани (Марганиевые желудочки), над каждым из них находится складка (фальшивые голосовые связки), параллельная голосовым связкам. Эти складки оставляют щель, которая наиболее шире, чем нижняя и никогда не закрывается. Ее функция состоит в ограничении эллиптического пространства, с найденного непосредственно над нижними связками, сужая или расширяя его и меняет самым существенным образом полноту и тембр голоса.

Верхнее отверстие гортани, свободно при звукообразовании, вполне прикрыто при глотании как будто маленькой крышечкой, называемой надгортанником и находится позади языка.

Голос исходит из голосовой щели, звучит над гортанью в глотке  полости очень растянуто, которая занимает пространство между перегородкой, видимой в глубине рта, когда опускают язык и сводом, который образует круг глотки. Эта полость, благодаря разнообразным изменениям формы, которые она может образовывать, придает звуку, образованному гортанью, характер различных тембров и различных гласных 

Полость рта и зевок:

1 - небная миндалина

2 - зевок

3 - язык

4 - мягкое небо

5 - язычок

6 - задние пилястры (небные дуги)

7 - передние пилястры (небные дуги)

 

 Полость рта зевка)

 

Гортань правая половина изнутри

1 - надгортанник

2 - вход в гортань

3 - нижняя часть глотки

4 - трахея

5 - кольцо трахеи

6 - кольцо перст невидимого хряща

7 - щитовидный хрящ

8 - истинная голосовая связка

9 - Морганиев желудок

10 - фальшивая голосовая связка

11 - мышцы корня языка

 

Гортань, правая половина изнутри.

Звук проходит через рот, где движущиеся части - покров неба, язык, губы - имеют специальные функции - предоставлять гласным наивысшую степень точности и доводить образование слова с помощью артикуляции букв. Но перед тем, как рассматривать функции, которые выполняют голосовые органы, дадим зональный обзор различных видов звука голоса, которые будут предметом нашего изучения.

Человеческий (певческий) голос образуется:

  • с грудного регистра
  • смешанного
  • головного

Регистром различных звуков голосов соответствуют разные ощущения

2.Классификация голосов

Женские голоса разделяются на три типа:

  1. контральто - занимает нижнюю часть диапазона женских голосов; (Ми малой октавы - соль второй)
  2. меццо-сопрано - занимает середину его, терцией выше предыдущего; (Соль малой октавы - ля второй)
  3. сопрано - занимает верхнюю часть диапазона, терцией выше меццо-сопрано; (Си бемоль первой октавы - фа третьей).

Мужские голоса разделяются на четыре типа:

  1. бас - занимает нижнюю часть диапазона (ре бемоль большой октавы - ре первой)
  2. баритон - терцией выше басовой (соль большой октавы фа диез первой)
  3. тенор - терцией выше баритона; (Си большой октавы - си первой)
  4. контральтино - высокий тенор, терцией выше тенора (ре малой октавы - ми второй).

Но на самом деле типов женских и мужских голосов намного больше. Они разделяются на группы по тембрам, так например тенор может быть: наивысший, высокий, центральный, низкий; бас - высокий, центральный, низкий, бас - профундо. Сопрано - наивысшее, очень высокое, высокое, центральное, низкое; меццо - контральто - высокое, центральное, низкое и контральто.

Также по окраске тембра голоса бывают:

  1. драматическими;
  2. лирическими;
  3. колоратурными.

 

  1. Разогрев голосового аппарата

На каждом уроке разогревать голосовой аппарат ученика надо осторожно, распевки должны быть систематическими, начинать надо с мерморандо (с закрытым ртом начинаем петь на букву «м»). Для каждого ученика есть свой примарный тон - эта нота и должна быть первой. Например, для сопрано - примарный тон является нота ми первой октавы:

Следующее упражнение должно быть для дыхания. Основным типом певческого дыхания является комбинированное грудо-брюшное (Кост-абдаминальное) дыхание, также, иногда можно применить нижнереберное – диафрагматическое, соответственно характеру произведения и голосовым данным, но кроме  ключичного. 

         Ученику следует объяснить и продемонстрировать как при пении пользоваться кост-абдаминальним дыханием и для чего оно нужно. Следующее упражнение как раз развивает вокальное дыхание и работу живота. На одной ноте, на слогах ма-ме-ми-мо-му надо помогать звуку «дыханием живота», например

Это упражнение нужно выполнять в очень медленном темпе, следя за состоянием живота: при вдохе «выдуваем» воздух в живот, а при выдохе - «сдуваем в себя».

 

Следующая распевка на legato, рекомендованный слог «за», чтобы приблизить звук «к  зубам», например:

Далее рекомендуется staccato. Это упражнение можно выполнять сидя на стуле - при правильном пении педагог будет видеть, как работает кост-абдаминальне дыхания ученика. Рекомендуемые слоги: «бра - бре - бри - бро - бру», например:

 

         Упражнения на legato и staccato  можно объединить в одно.

         Также не надо забывать о дикции. На каждом уроке необходимо, чтобы ученик рассказывал текст арии, романса или песни, как стихотворение или театральную пьесу с дикцией (четким произнесением каждой буквы, йо тированной  гласной  и  окончаний).

         В следующей  распевке  за основу обычно берут названия нот, например:

 соль-фа-соль-фа-соль-фа-соль-фа-соль, или ми-ре-до-ре-ми-ре-до-ре-ми и т. д.

Пунктирный ритм и малые секунды в упражнении положительно влияют на чистое интонирование.

         После этого выполнения можно переходить к упражнению для расширения диапазона ученика. Гласная буква выбирается педагогом, но следует учитывать, на какую гласную букву ученику удобно петь.

Нижнюю и верхнюю ноту, с которой и до которой надо распевать ученика определяет педагог.

Все эти упражнения рекомендую петь каждый урок систематически, не меняя порядок, потому что голосовой аппарат очень быстро привыкает к упражнениям, которые ему удобны. Их звук должен быть прикрытым. У прикрытого звука тоже есть своя анатомия: надгортанник при неприкрытом голосообразовании сильно прикрывает гортань, а при прикрытии звука выпрямляется; гортань в настоящее время широко открыта, и связки очень хорошо видны на этом протяжении: значит, при неприкрытом звуке гортань прикрыта, а при прикрытом - открытая 

 

 

Язык и преддверие гортани:

1 - ложные голосовые связки

2 - язык

3 - надгортанник

4 - настоящие голосовые связки

5 - голосовая щель

6 - корень языка

Для развития йотированных гласных букв тоже есть упражнение.Рекомендуемые гласные буквы в следующем порядке: а, е, ё, и, о, у, э, ю, я; причем гласные е, ё,  ю, я - надо петь, произнося транскрипцией;   [йе],  [йо], [йу],   [йа], например:

Это упражнение помогает выработать пропевание слов, не глотая йотированные гласные буквы.

 

  1. Вокализация

Вокализация - это пение на гласную букву или слог. Работа над вокализами составляет промежуток между работой над уже проведенными упражнениями и перед работой над произведениями со словами. Их задача - музыкальное и техническое развитие ученика: выработка вокального тона на всем диапазоне, кантилене, подвижности голоса, динамике и тембров выразительности.

С точки зрения систематического развития начинающего певца в порядке постепенно увеличенной сложности фактуры рекомендованны вокализы таких авторов, как: Ф.Абта, Г.Зейдлера, Дж.Конконе, Г.Панофки, Г.Людгина, И.Вилинской, М.Глинки, А. Варламова.

Выполняются эти упражнения сольфеджованно или вокализированно (на разные гласные или слоги).

При вокализации, в начале выбирается наиболее громкая и удобная, (индивидуальная) гласная буква.

Количество пройденных вокализов не должно отображаться на качестве их проработки. За год с учеником можно выучить не менее четырех вокализов. Для многих удобной гласной является буква «а», за ней идут «о» и «и»,  другие не так звучные и привлекают к себе носовое или горловое звучание. Полезно спеть каждую гласную - это поможет найти свою удобную букву.

Вокализация развивает и укрепляет голос, она служит прочной основой в искусстве пения.

 

5.Репертуар начинающего певца

В репертуаре начинающего певца должны быть разнохарактерные произведения, не сложные в фактуре и не большие по размеру. Они должны соответствовать вокальному и физиологическому состоянию ученика. Среди них должны быть вокализы, арии, романсы и народные песни  русских и зарубежных композиторов.

Поскольку на момент завершения обучения в музыкальной школе ребятам исполняется  16 лет (в этом возрасте многие мутируют), заниматься академическим пением следует очень аккуратно.

Вокализы Ф.Абта, Г.Зейдлера, Дж.Конконе, Г.Панофки, Г.Людгина, И.Вилинськой, М.Глинки, А.Варламова - прекрасно подходят для работы над постановочным аппаратом ученика.

Вокализ надо петь на память, с названиями нот, либо на удобный слог или гласную букву, выполняя динамику. Педагогу следует объяснить ученику, что вокализ - это произведение, которое надо выполнять так же тщательно, как и арию, романс или песню, потому что в этом произведении хоть и нет слов, но есть мелодия, благодаря которой голос может нарисовать сюжет, который был заложен композитором. Исполняя вокализы ученик должен петь не ноты, а историю, которую напоминает ему мелодия произведения и петь так, чтобы слушатели поняли, что хочет донести исполнитель своим выступлением. От этого будет зависеть, как характер произведения, так и тембр голоса ученика, поэтому во всем нужно начинать с образа!

 

         Нижеперечисленный репертуар предоставлен на выбор педагогу в зависимости от возраста и вокальных возможностей ученика.

         Сложные арии, романсы и песни рекомендованы для прослушивания!

 

Рекомендуемые арии, ариозо, коватины, менуэты и песни из опер, оперетт и мюзиклов, а также песни из кинофильмов

 

Перед тем, как начать работу с учеником над арией, надо, чтобы ученик знал сюжет оперы, ее героев, сведения о композиторе, эпоху, стиль. Желательно, чтобы ученик посмотрел спектакль в живую, послушал свою арию в записи, понял образ своего героя.

 

Арии из опер и песни из к/ф русских композиторов:

Бабаев А. песня Юности из к/ф «Хитрость старого Ашира»

Даргомыжский  А. ариозо Наташи из оперы «Русалка»

Даргомыжский  А.песня Ольги из оперы «Русалка»

Дунаевский  И.  «Молчание» из к/ф «Веселые звезды»

Дунаевский  И. песня Нины из оперетты «Золотая долина»

Дунаевский  И. песня Пиппиты из оперетты «Вольный ветер»

Ипполитов-Иванов М. ариозо Аси из оперы «Ася»

Мейтус  Ю. ариозо Любы Шевцовой из оперы «Молодая гвардия»

Молчанов К. песня Женьки Комельковой из оперы «Зори здесь тихие»

Римский-Корсаков Н. ария Лебедь-птица из оперы «Сказка о царе Салтане»

Римский-Корсаков Н. ария Снегурочки из оперы «Снегурочка»

Чайковский П. ариозо кумы из оперы «Чародейка»

Чайковский П. ариозо Наташи из оперы «Опричник»

 

 

Арии из опер зарубежных композиторов:

<
Количество коментариев: 0

Purcell H. «When I Am Laid in Eartn» from Dido and Aeneas

Бах И. ария из кантаты № 21 «Слезы,стоны…»

Беллини В. речитатив и ария Амины из оперы « Сомнамбула»

Верди Дж. ария Джильды из оперы «Риголетто»

Вивальди А. «Vieni,vieni o mio diletto?»

Виттори  Л. «Ариетта»

Гендель Г. ария «Amen,alleluja»

Глюк Х.  ария из оперы «Парис и Елена»

Глюк Х. менуэт Ларисы из оперы «Триумф Клелии»

Григ Э. песня  Сольвейг

Джордани Т. «Caro mio ben»

Дуранте  Ф. «Danza,danza!»

Кавалли Ф. ариетта «Dolce amor bendato dio»

Кальман И. песня Александры из оперы «Фея карнавала»

Каччини Дж. «Ave Maria»                  

Легар Ф. вальс Илоны из оперетты «Цыганская любовь»

Лоу Ф. ария Элизы из мюзикла « Моя прекрасная леди»

Моцарт В. ариетта Керубино из оперы «Свадьба Фигаро»

Моцарт В. ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»

Моцарт В. ария Сюзанны из оперы « Свадьба Фигаро»

Моцарт В. ария Церлины из оперы «Дон Жуан»

Моцарт В. вставная ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»

Моцарт В. речитатив и ария Сюзанны из оперы «Свадьба Фигаро»

Перголези Дж. « Se tu m`ami»

Пуччини Дж. ария Лауретты из оперы « Джанни Скикки»

Пуччини Дж. ария Чио Чио Сан «В ясный день» из оперы «Чио Чио Сан»

Росини Дж. каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник»

Сарти Дж. ария Джулио из оперы «Джулио Сабино»

Сарти Дж. ария Розауры из оперы «Розаура», (№17)

Скарлатти А. ария из оперы «Розаура» №47

Скарлатти А. старинная ария «Фиалки»

Скарл