Статья: "УРОК МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК»"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

УРОК МУЗЫКИ

В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК»

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель музыки

МАОУ «Прогимназия № 81»

Гаджиева Светлана Загидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сыктывкар

2019 год

Аннотация

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Примерной программы по музыке  для 1-4 классов. Технологическая карта урока составлена на основе основных положений художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.

Развитие темы триместра: «Между музыкой разных народов мира нет границ». На уроке происходит знакомство обучающихся с советским композитором Д. Б. Кабалевским, с музыкой Японии и с трагической историей японской девочки, которая, ради мира и спасения всех, кто пострадал 8 августа 1945 года в ядерной войне до последних дней (потому, что сама была смертельно облучена) делала бумажных белых журавликов. Материал урока должен вызвать у ребят чувства сострадания, сочувствия через музыку, беседу, размышление.

Технологическая карта будет полезна учителям музыки, а также педагогам дополнительного образования при составлении конспектов тематических сценариев, проектов, бесед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение

4

2. Основная часть

5

2.1. Технологическая карта урока

7

3. Библиографический список

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Изучение темы «Между музыкой разных народов мира нет границ» в школьном курсе музыки является достаточно актуальной в силу её высокой практической направленности. В каждом музыкальном произведении всегда лежит определённая идея, которую композитор стремится донести до своих слушателей.

Тема музыки разных народов мира интересна и актуальна в настоящее время, так как:

  • помогает расширить музыкальное пространство ребенка;
  • способствует его духовному росту;
  • создает условия для формирования интереса к истории народов мира, традициям и культуре;
  • воспитывает бережное и уважительное отношение к музыке других народов мира.

Цель методической разработки:

  • Распространение педагогического опыта. 

Задачи:

  • повысить собственный профессиональный уровень;
  • реализовать собственные идеи и замыслы;
  • разработать технологическую карту урока;
  • пополнить собственную методическую копилку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основная часть

Тема урока: Японский журавлик – символ борьбы за мир и жизнь на земле.

Цель: привести к мысли о взаимосвязи русской и японской музыки в процессе разучивания  песни «Японский журавлик»

Планируемые результаты. УУД.

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Познавательные:

- в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;

- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал.

Метапредметные:

  • работа с информационным текстом и извлечение информации из него;
  • использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
  • выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку; 
  • умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении,
  • умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Тип урока: — урок углубления и развития смысловых аспектов темы.

Форма организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Класс: 4

Межпредметные связи: МХК, окружающий мир.

Продолжительность:  45 минут.

Предварительная работа: создание мультимедийной презентации, подготовка материала для сообщения учеником информации о Сакуре (Вишня).

Музыкальный материал:

  • Д.Б.Кабалевский. Вариации на японскую народную песню «Вишня»,
  • С.Туликов «Японский журавлик»,
  • видео «Взрыв в Хиросиме»

Дидактический материал: 

  • презентация,
  • карточки с тестовым материалом о символах: голубь мира, сакура, бумажный журавлик,
  • бумажные лучики желтого и голубого цвета на двустороннем скотче,
  • картинки символов,
  • желтый мел.

Используемое оборудование:

  • нотный материал к песенному репертуару,
  • мультимедийный проектор,
  • музыкальный центр,
  • компьютер,
  • экран,
  • фортепиано.

 

 

 

 

 


2.1. Технологическая карта урока

 

Этап урока

Задачи

этапа

 

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

- вызвать познавательный интерес к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Я  рада тому,  что нам предстоит целый урок работать  и открывать что-то новое. Вы готовы к новым открытиям? (Давайте поздороваемся по-японски – поклоном, по-русски – мужчины здороваются за руку, я думаю, можно просто кивнуть друг другу).

Приветствуют друг друга поклоном

Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к традициям своей страны и других народов

Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

Регулятивные: - развивать умение настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- вызвать интерес к проблеме

- На предыдущих уроках вы знакомились с музыкой разных народов мира,  и сегодняшний урок я хочу начать с музыки. Вспомните её. Что вы о ней знаете?

- Что вы знаете об этой музыке?

- Почему Кабалевский – советский композитор, использовал в своем произведении мелодию японской народной песни?

- Изменялась ли в музыке мелодия?

- Как?

 

 

- Почему же композитор так её изменил? Что он хотел этим показать? (выразил своё отношение к трагедии японского народа, взрыву атомной бомбы в 1945 году, после окончания ВОв, в результате которой стерлись с лица земли 2 японских города, Хиросима и Нагасаки. Погибло огромное количество японского народа, в т.ч. и детей. А впоследствии от радиации люди заболевали и умирали.

Отголоски этой трагедии продолжаются до сих пор.)

 

Просмотр видео

 

 

 

 

слушают Вариации на японскую тему «Вишня» Д.Б.Кабалевского

 

 

чтобы рассказать о красоте японской народной музыки, поделиться своими впечатлениями об увиденной красоте цветущих вишневых садов

Да

 

спокойная тихая мелодия постепенно становилась напряженной и драматичной

Личностные: - воспитывать чувство патриотизма

Познавательные: - сопоставить основные черты культуры Японии и России.

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

Метапредметные:

-        использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;

-        выделение отдельных признаков  предмета и объединение по общему признаку;

-         умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

III. Этап выявления места и причины затруднений

обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

-вызвать познавательный интерес к проблеме;

- организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

- А вы знаете, почему Кабалевский рассказал об этой трагедии музыкой?

 

 

- Вспомните, мелодию какой песни использовал композитор в своей музыке?

- А что значит вишня в Японии?

он хотел передать свое отношение к трагедии японского народа, чтобы мы узнали об этом, почувствовали  сопереживание к японскому народу…

японской народной песни «Вишня»

 

Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос

 

 

 

 

Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Предметные умения: - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

Метапредметные: умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

- организовать планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия

- Предлагаю послушать _____, который подготовил для вас небольшое сообщение.

- Какие вы знаете еще символы? А если бы я вас попросила рассказать подробно, точно о каком-либо символе, к чему бы вы обратились? Где бы стали искать информацию?

Совершенно верно, сегодня говорят: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Оказывается, очень важно знать и стремиться к знанию.

На доске находятся еще 2 символа. Что вы о них знаете? (голубь и бумажный журавлик)

Сообщение ученика  о  священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке

 

 

 

В учебнике, в энциклопедии, в Интернете…

 

 

 

 

 

Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос

 

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов;

Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Метапредметные: - умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

 

 

V. Реализация построенного проекта

-организовать совместную с учителем организацию (структурирование) учащимися новой информации

- Чтобы точно узнать, что за этими символами стоит, подтвердятся ваши предположения или нет, нам необходимо разделиться на группы.

1-3 группы из предложенного текста выделяют 2-3 самых важных, ключевых слова.

4-я группа получает задание подготовить выразительное чтение стихотворения о девочке.

- Итак, подведем итоги работы групп.

 

 

Почему и для чего в Японии бумажного журавлика сделали символом?

Как мы озвучим тему нашего урока?

- О журавликах слагались легенды, сочинялись рассказы и даже песни. И с одной из них я хочу вас сегодня познакомить, её написали композитор Серафим Туликов и поэт Владимир Лазарев.

(учитель исполняет песню «Японский журавлик»)

- О чем вам рассказала эта песня?

- 4-я группа получила стихотворение об этой девочке. Расскажите о судьбе Сасаки Садако классу и гостям.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Я думаю, несмотря на прошедшее  после трагедии время, мы с вами также сочувствуем японскому народу и исполним песню «Журавлик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голубь – символ мира,

вишня – символ жизни,

журавлик – символ и мира, и жизни

чтобы сохранить на земле мир и больше этого не повторилось

 

Японский журавлик - символ борьбы за мир и жизнь на земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О девочке Сасаки Садако

 

Летний день, в окне сверкая

На осколки мелкие дробится.

Умирает девочка Садако,

Умирает в атомной больнице.

Устремлен куда-то взгляд раскосый,

Словно видит свет иного края.

И чернеют на подушке косы

С девочкою рядом умирая.

Сколько люди мира ни старались,

Не помогут девочке подняться.

И уже беспомощно над нею

Белые журавлики кружатся.

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Коммуникативные:

участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;

Метапредметные: работа с информационным текстом и извлечение информации из него;

 

Исполнение песни

 

 

- А теперь  исполним эту песню так, чтобы слушатели почувствовали и поняли, о чем вы хотите рассказать. Выразите в своем исполнении сочувствие и сострадание к японскому народу.

Исполнение песни

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Познавательные:

- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Предметные умения:

- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;

- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал.

Метапредметные:   умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении

Физкультминутка.

- снятие усталости и напряжения (применение ИКТ)

 

Учащиеся наблюдают полет журавлика на экране под плавную музыку

Личностные: - формирование установки на здоровый образ жизни;

Регулятивные: - развитие навыков внимания и самоконтроля.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

-обеспечить применение полученных знаний

- использование новых знаний при рассказе о семье на картинке

- Композиторы обращаются к музыке японского народа,  чтобы отразить  в музыке свое отношение к трагедии,  сохранить на земле МИР и чтобы никогда эти трагедии  не повторились.

- А теперь вернемся к нашим символам. Как мы можем их объединить? Какой геометрической фигурой мы их объединим?

(на доске обвести все 3 символа в круг и закрасить в желтый  цвет)

В какое место нашего круга мы поместим девочку?

А почему? (При необходимости учитель подводит учащихся к правильному ответу при помощи наводящих вопросов)

 Композиторы рассказали в своей музыке, о японском народе. Нам эта музыка была понятна? Почему?

Всех

людей, независимо от национальности и цвета кожи объеденяет музыкальный язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Круг

 

 

 

В центр

 

Мир на земле зависит от человека. А дети – это наше будущее

 

 

 

 

 

Потому, что между музыкой разных народов мира нет границ.

Личностные:

- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

- воспитывать чувство патриотизма

Предметные умения:

- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к музыкальным произведениям;

-        Метапредметные: - выделение отдельных признаков  предмета и объединение по общему признаку;  умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

 

 

 

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-осмысление процесса и результата деятельности

- У вас на столе 2 лучика – голубой  и желтый. Я хочу, чтобы вы выбрали один из них и прикрепили на доску к нашему желтому кругу. Желтый – если вы сегодня активно работали, эмоционально откликнулись, вам было все понятно и интересно, а синий – если вы были простым слушателем.

- Посмотрите, что у нас получилось?

Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии»., потому что про Японию говорят, что эта  Страна Восходящего Солнца.

- А солнце – это тоже символ света и жизни.

- Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Предположите, что вам необходимо выполнить дома?

Спасибо вам за работу на уроке.

( Домашнее задание:).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце

 

 

 

 

 

 

 

 

-        О трагедии в Японии,

-        о символах Японии

-        о высказываниях мудрецов

Учащиеся высказывают свои предположения (При необходимости учитель наводящими вопросами подводит к формулировке: сделать японского журавлика)

Познавательные:

- сопоставить основные черты культуры Японии и России.

Регулятивные:  - развитие умения фиксировать факт завершения действий.

Коммуникативные: формирование своего мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

  • Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование: (из опыта работы) / авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2013. – 239с.

Количество коментариев: 0