2.1. Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа
| Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | - вызвать познавательный интерес к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Я рада тому, что нам предстоит целый урок работать и открывать что-то новое. Вы готовы к новым открытиям? (Давайте поздороваемся по-японски – поклоном, по-русски – мужчины здороваются за руку, я думаю, можно просто кивнуть друг другу). | Приветствуют друг друга поклоном | Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к традициям своей страны и других народов Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа; - сопоставить основные черты культуры Японии и России. Регулятивные: - развивать умение настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | - вызвать интерес к проблеме | - На предыдущих уроках вы знакомились с музыкой разных народов мира, и сегодняшний урок я хочу начать с музыки. Вспомните её. Что вы о ней знаете? - Что вы знаете об этой музыке? - Почему Кабалевский – советский композитор, использовал в своем произведении мелодию японской народной песни? - Изменялась ли в музыке мелодия? - Как?
- Почему же композитор так её изменил? Что он хотел этим показать? (выразил своё отношение к трагедии японского народа, взрыву атомной бомбы в 1945 году, после окончания ВОв, в результате которой стерлись с лица земли 2 японских города, Хиросима и Нагасаки. Погибло огромное количество японского народа, в т.ч. и детей. А впоследствии от радиации люди заболевали и умирали. Отголоски этой трагедии продолжаются до сих пор.)
Просмотр видео |
слушают Вариации на японскую тему «Вишня» Д.Б.Кабалевского
чтобы рассказать о красоте японской народной музыки, поделиться своими впечатлениями об увиденной красоте цветущих вишневых садов Да
спокойная тихая мелодия постепенно становилась напряженной и драматичной | Личностные: - воспитывать чувство патриотизма Познавательные: - сопоставить основные черты культуры Японии и России. - научить определять в звучании особенности японской народной музыки; Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Предметные умения: - развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям; - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности; Метапредметные: - использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; - выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку; - умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
III. Этап выявления места и причины затруднений | обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; -вызвать познавательный интерес к проблеме; - организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | - А вы знаете, почему Кабалевский рассказал об этой трагедии музыкой?
- Вспомните, мелодию какой песни использовал композитор в своей музыке? - А что значит вишня в Японии? | он хотел передать свое отношение к трагедии японского народа, чтобы мы узнали об этом, почувствовали сопереживание к японскому народу… японской народной песни «Вишня»
Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос
| Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов; Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа; - научить определять в звучании особенности японской народной музыки; Предметные умения: - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности; Метапредметные: умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно |
IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | - организовать планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия | - Предлагаю послушать _____, который подготовил для вас небольшое сообщение. - Какие вы знаете еще символы? А если бы я вас попросила рассказать подробно, точно о каком-либо символе, к чему бы вы обратились? Где бы стали искать информацию? Совершенно верно, сегодня говорят: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Оказывается, очень важно знать и стремиться к знанию. На доске находятся еще 2 символа. Что вы о них знаете? (голубь и бумажный журавлик) | Сообщение ученика о священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке
В учебнике, в энциклопедии, в Интернете…
Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос
| Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов; Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Метапредметные: - умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
|
V. Реализация построенного проекта | -организовать совместную с учителем организацию (структурирование) учащимися новой информации | - Чтобы точно узнать, что за этими символами стоит, подтвердятся ваши предположения или нет, нам необходимо разделиться на группы. 1-3 группы из предложенного текста выделяют 2-3 самых важных, ключевых слова. 4-я группа получает задание подготовить выразительное чтение стихотворения о девочке. - Итак, подведем итоги работы групп.
Почему и для чего в Японии бумажного журавлика сделали символом? Как мы озвучим тему нашего урока? - О журавликах слагались легенды, сочинялись рассказы и даже песни. И с одной из них я хочу вас сегодня познакомить, её написали композитор Серафим Туликов и поэт Владимир Лазарев. (учитель исполняет песню «Японский журавлик») - О чем вам рассказала эта песня? - 4-я группа получила стихотворение об этой девочке. Расскажите о судьбе Сасаки Садако классу и гостям.
- Я думаю, несмотря на прошедшее после трагедии время, мы с вами также сочувствуем японскому народу и исполним песню «Журавлик». |
Голубь – символ мира, вишня – символ жизни, журавлик – символ и мира, и жизни чтобы сохранить на земле мир и больше этого не повторилось
Японский журавлик - символ борьбы за мир и жизнь на земле.
О девочке Сасаки Садако
Летний день, в окне сверкая На осколки мелкие дробится. Умирает девочка Садако, Умирает в атомной больнице. Устремлен куда-то взгляд раскосый, Словно видит свет иного края. И чернеют на подушке косы С девочкою рядом умирая. Сколько люди мира ни старались, Не помогут девочке подняться. И уже беспомощно над нею Белые журавлики кружатся. | Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов; - воспитывать чувство патриотизма Коммуникативные: - участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни; Метапредметные: работа с информационным текстом и извлечение информации из него;
|
Исполнение песни
|
| - А теперь исполним эту песню так, чтобы слушатели почувствовали и поняли, о чем вы хотите рассказать. Выразите в своем исполнении сочувствие и сострадание к японскому народу. | Исполнение песни | Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов; - воспитывать чувство патриотизма Познавательные: - научить определять в звучании особенности японской народной музыки; Предметные умения: - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности; - развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал. Метапредметные: умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении |
Физкультминутка. | - снятие усталости и напряжения (применение ИКТ) |
| Учащиеся наблюдают полет журавлика на экране под плавную музыку | Личностные: - формирование установки на здоровый образ жизни; Регулятивные: - развитие навыков внимания и самоконтроля. |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | -обеспечить применение полученных знаний - использование новых знаний при рассказе о семье на картинке | - Композиторы обращаются к музыке японского народа, чтобы отразить в музыке свое отношение к трагедии, сохранить на земле МИР и чтобы никогда эти трагедии не повторились. - А теперь вернемся к нашим символам. Как мы можем их объединить? Какой геометрической фигурой мы их объединим? (на доске обвести все 3 символа в круг и закрасить в желтый цвет) В какое место нашего круга мы поместим девочку? А почему? (При необходимости учитель подводит учащихся к правильному ответу при помощи наводящих вопросов) Композиторы рассказали в своей музыке, о японском народе. Нам эта музыка была понятна? Почему? Всех людей, независимо от национальности и цвета кожи объеденяет музыкальный язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства. |
Круг
В центр
Мир на земле зависит от человека. А дети – это наше будущее
Потому, что между музыкой разных народов мира нет границ. | Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов; - воспитывать чувство патриотизма Предметные умения: - развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к музыкальным произведениям; - Метапредметные: - выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку; умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
|
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | -осмысление процесса и результата деятельности | - У вас на столе 2 лучика – голубой и желтый. Я хочу, чтобы вы выбрали один из них и прикрепили на доску к нашему желтому кругу. Желтый – если вы сегодня активно работали, эмоционально откликнулись, вам было все понятно и интересно, а синий – если вы были простым слушателем. - Посмотрите, что у нас получилось? Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии»., потому что про Японию говорят, что эта Страна Восходящего Солнца. - А солнце – это тоже символ света и жизни. - Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Предположите, что вам необходимо выполнить дома? Спасибо вам за работу на уроке. ( Домашнее задание:). |
Солнце
- О трагедии в Японии, - о символах Японии - о высказываниях мудрецов Учащиеся высказывают свои предположения (При необходимости учитель наводящими вопросами подводит к формулировке: сделать японского журавлика) | Познавательные: - сопоставить основные черты культуры Японии и России. Регулятивные: - развитие умения фиксировать факт завершения действий. Коммуникативные: формирование своего мнения
|
Библиографический список: