Статья: "Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО-моделирования»"

Развитие детей дошкольного возраста посредством инновационной образовательной технологии «ТИКО-моделирования»

      «Конструируя, ребенок действует как зодчий,  возводящий здание собственного интеллекта»

(Жан Жак Пиаже, швейцарский психолог и философ)

         Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Задача современного педагога – научить дошкольников основам технического творчества: конструирования, лего-конструирования, техно-моделирования, робототехники, используя современные виды конструкторов.                           Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умений и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того, посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

          Большинство детей очень любят конструировать, конструктор – это вещь, которая должна быть доступна каждому ребенку. В нашей группе много разных конструкторов. А совсем недавно мы приобрели еще один, ТИКО-конструктор, о котором я и хочу сегодня рассказать.

            «ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных геометрических фигур                 из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

              Для организации игр детей разного дошкольного и школьного возраста конструктор «ТИКО» имеет 12 вариативных наборов.

         Выпуск конструктора был начат по рекомендациям Российской Академии Образования отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС». Опытные  образцы  конструктора  получили  высокую  оценку  специалистов Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, Российского Государственного педагогического Университета имени А.И. Герцена, Ярославского Государственного Университета и др. Конструктор  имеет  сертификат  гигиенической  безопасности  РОСС  и сертификат  качества  от  Российского  Государственного  Педагогического Университета им. А.И. Герцена и Ленинградского Областного Института Развития Образования. Автором технологии ТИКО – моделирования является Логинова Ирина Викторовна.

       Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью общего интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность работы с ТИКО:

-   обеспечение развития психических процессов, познавательной активности;

-     развитие мелкой моторики;

- развитие пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей;

-     обеспечение развития детского технического творчества.

       Кроме того, актуальность ТИКО-технологии значима в сфере внедрения ФГОС ДО так как:

- является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;  

-  способствует становлению и развитию таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом;

- позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс конструирования часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом многих игр;

- формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности;

 - формирует навыки общения и сотворчества;

-  объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Новизна работы с конструктором:

- формирование у дошкольников элементарных представлений из области геометрии. Играя с конструктором, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм), но и объемные (куб, призма, пирамида).

       Отличительной особенностью ТИКО от других игр и пособий является работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком.

      Работа с конструктором включает в себя 2 модуля – «Плоскостное моделирование» и «Объемное моделирование». У каждого модуля свои предметные цели и задачи. Задачи обоих модулей программы реализуются одновременно и во взаимосвязи.

Этапы работы с конструктором.

       Каждый модуль реализуется в несколько этапов.

Этапы выделены условно, переход от одного этапа к другому зависит от увлеченности ребенка и от результатов деятельности.

1 этап. Ознакомление с конструктором, деталями, способами соединения, конструирование по образцу и по схемам.                       

Преимущественная форма работы на этом этапе – индивидуальная. Основные способы конструирования – по образцу, по схеме.               

На данном этапе можно использовать такие игры как: «Классификация», «Чудесный мешочек», «Угощение»        .

2 этап. Создание конструкций по контурной схеме, по замыслу, составление орнаментов.                                              

Форма работа с детьми преимущественно парная или в мини-группах, где дети совместно         создают     конструкцию      или   осуществляют взаимопроверку индивидуальных работ.                          

3 этап. Коллективное сюжетное конструирование. 

На этом этапе детям предлагается создание коллективной постройки, объединенной в единую сюжетную линию по типу метода детских проектов.

 Приемы работы с конструктором:

 -        Работа по образцу, рисунку, иллюстрации

-        Незаконченный образец постройки

-        Создание конструкций по заданным условиям

-        Создание конструкций по полной схеме, по контурной схеме

-        Создание схемы готовой конструкции или орнамента (узор)

-        Создание орнаментов (узоров) по образцу, схеме, по собственному замыслу

-        Устный диктант (графический диктант)

-        «Прием превращения» фигуры из плоской в объемную и наоборот

-        «Прием замещения геометрических фигур»

-         Решение логических задач

-        Творческое конструирование, создание сюжетных композиций

Методы и формы работы с детьми

          Конструкторы ТИКО могут использоваться в различных формах организации детей:

−  в индивидуальной работе с детьми (в том, числе коррекционной)

− в совместной деятельности воспитателя и детей (фронтальной или подгрупповой/коллективной) с целью закрепления и уточнения представлений детей:

o как составная часть занятия;

o как элемент занимательности в досуговой деятельности детей;

o при организации коллективной деятельности детей, когда дети объединяются в мини-группы для выполнения заданий;

− при организации парной работы детей в виде совместного выполнения одного задания или индивидуального выполнения разных заданий с последующей взаимопроверкой;

− при организации самостоятельной деятельности детей, путем обогащения предметно-развивающей среды и при условии косвенного руководства деятельностью детей.

        Как известно, развивающая среда в ДОУ необходима для гармоничного развития детей. Сегодня она может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО.

ТИКО конструктор можно использовать в разных направлениях:

  •  В театральной деятельности можно конструировать из ТИКО-конструктора детали декораций и персонажей сказок;
  • Для спортивных игр и соревнований использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;
  • В игровой деятельности для сюжетно-ролевых и режиссерских игр можно сконструировать из ТИКО кукольную мебель, транспорт и т.д.
  • В изобразительной деятельности можно конструировать красочные узоры и орнаменты.

          Таким образом, созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий, дети развивают свои конструкторские навыки, учатся пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами. У них развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре с педагогом, взаимосвязано реализуются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.


Количество коментариев: 0