Статья: "Игры и упражнения по ФЭМП"

Дидактические игры и упражнения.

  1. Числовой ряд.

    Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами 1 до 10. При этом каждому из детей даётся определённое, количество карточек с цифрами(например, до 13). Некоторые цифры встречаются в еаборе дважды. Каждый играющий в порядке очерёдности берёт карточку с цифрой, открывает и кладёт перед собой . Затем первый играющий открывает ещё  одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребёнок кладёт карточку левее первой, если больше – правее. Если же он возьмёт карты с числом, уже открытым  им, то возвращает её на место, а право хода передаётся соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

  1. Придумай сам.

(В игре участвуют от четырёх до семи человек)

   Дидактическая задача. Учитель детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместители других предметов и наоборот.

   Материал. Набор различных предметов, например, брусок, палочка, конус,  пластмассовый  шарик, полый цилиндр, деревянное колечко (можно от пирамидки). Картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющих предметов (по 4 картинки для каждого предмета). Цвет, размер, пропорции рисунка могут быть произвольными, важно, чтобы хоть что-то в рисунке напоминала данный предмет: санки, одежная щётка, мыло, автобус – брусок; карандаш, удочка, нож, ложка - палочка; ракета, морковь, ёлочка, мячик – шарик; бутылка, ваза, стакан, наперсток – цилиндр; кольцо, бублик, колесо, пяльцы – колечко.

Вариант 1.

Руководство. Дети усаживаются вокруг стола, каждый ребёнок получает какой-либо предмет.
 Воспитатель спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребёнок, имеющий палочку, отвечает: «У меня»- и показывает, как рисуют. Педагог даёт ему карточку, на которой изображен карандаш. Затем продолжает. «Кто может со своим предметом поиграть , как  с мячиком?» Ребёнок, имеющий шарик, показывает, как он это может сделать. Точно так же воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому ребёнку3-4 раза увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками. В конце игры педагог хвалит детей.  

Вариант 2.

Воспитатель выкладывает на стол сразу несколько предметов(например брусок, камешек, палочку, лоскуток, коробку) и спрашивает, что из этих предметов могло бы быть в игре мылом, булкой, картошкой, одеяльце, трубкой для врача, ванночкой и пр.

Примечание. Воспитатель должен всегда поощрять детей, когда они самостоятельно в сюжетных играх используют различные предметы в качестве заместителей других.

Гномы с мешками

(В игре участвуют вся группа детей)                                                           Дидактическая задача. Учить детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.                                                                                 Материал. 1.3 вырезанных из бумаги или нарисованных гнома.

3  небольших мешочка. Наполненных  песком, крупой или бусинками. Один мешочек полный, второй заполнен на 2/3, а третий – на 1/3.

3.3 бумажные полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.

Руководство. Дети рассаживаются за столом. Воспитатель кладёт перед ними картинки с изображением гномов и мешочки. Он сообщает, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести: один тяжёлый, другой полегче, а третий совсем лёгкий(даёт каждому из играющих подержать все 3 мешочка). Чтобы работы у гномов было поровну, они всё время меняются мешками: то один гном несёт полный мешок, то другой, то третий.

   Взрослый говорит, что узнать, какой мешочек у какого гнома, можно по полоскам (показывает детям бумажные полоски разной длины). Вместе с детьми определяет, что самая длинная полоска обозначает самый тяжелый мешочек, средний - средний по тяжести, а самая короткая - самый лёгкий мешочек. Затем предлагает поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребята, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед  каждым гномом, а кто – нибудь  из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки.


Количество коментариев: 0