Статья: ""Наша добрая матрешка""

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

 

 

 

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

 

 

«Наша добрая матрёшка»

 

(для младшего дошкольного возраста)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

воспитатель

Паршукова Анна Александровна

 

 

 

- 2019г –

 

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта: творческий, инфармационно-позновательный

  • по составу участников - групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – информационный.

Вид проекта – познавательно-игровой.

Возраст детей:2-3года.

 

Участники реализации проекта

Педагог: Паршукова Анна Александровна

Воспитанники: дети младшей группы

Родители: младшей группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя)

 

 

Проблема:. незнание детьми истории создания русской народной игрушки - Матрешки.

 

 

Актуальность: проекта

знакомство с русской народной игрушкой Матрешкой будет способствовать повышению нравственно - патриотических качеств младших дошкольников.

 

Цель:  формирование интереса к русскому прикладному искусству, а конкретнее- к деревянной игрушке Матрешке

Задачи:

- познакомить детей с русской игрушкой- Матрешкой;

- воспитывать любовь и уважение к труду народных умельцев, создающих игрушки;

- воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;

- воспитывать бережное отношение ко всем игрушкам;

-приобщать родителей к совместному с детьми творческому процессу;

-дать возможность детям ощутить радость, любовь и доброту которые приносит эта игрушка.

-создать благоприятные условия для ознакомления детей с русской народной игрушкой- Матрешкой.

 

Образовательные области:

использование технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи по художественно-эстетическому и познавательно-речевому направлению.

Продукты проекта:

  • для детей: рисунки, поделки
  •  для воспитателя: выставки детских работ, конспекты занятий и мероприятий, образец планирования.

 

  • для родителей: материалы для консультации

 

Ожидаемые результаты по проекту:

 дети познакомятся с русской народной игрушкой Матрешкой, историей ее создания; -совместная с родителями работа еще более сблизит детей и родителей; Механизмы: использование технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи по художественно-эстетическому и познавательно-речевому направлению

 

 

 

 

 

 

Этапы проекта

 

1 этап-подготовительный

-постановка цели и задач

-определение направлений, объектов и методов.

-предварительная работа с детьми и родителями

-выбор оборудования и материалов.

2 этап-практический

-поиск ответов на поставленные вопросы разными способами,через практическую деятельность детей.

3 этап-заключительный

- подведение итогов проекта

-совместная творческая работа детей

-музыкальный досуг: «Матрешка-русская краса»

Содержание проекта

Сроки

Мероприятия

Цель

17.12 – 21.12

Комплекс утренней гимнастики «Матрешки»(приложение 1)

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Доставить детям радость.

18.12 –21.12.

Корригирующая гимнастика после сна «Веселая матрешка» (приложение 2)

Подготовить организм ребёнка к двигательной активности после сна. Создать положительный эмоциональный настрой.

19.12-21.12.

 рассматривание игрушки- Матрешки (приложение 3)

. Расширять знания детей о русской народной игрушке - матрешке, закреплять представления о ее внешнем виде.

.

20. 12-21.12

НОД: Художественное творчество. Лепка. «Матрешки-неваляшки»

 (приложение 4 )

. Закреплять приёмы лепки, закреплять красный цвет Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.. Любоваться готовым изделием.

21. 10.

Дидактическая игра: «Матрешка»

(приложение 5)

. Закреплять в речи слова высокий, ниже, еще ниже, низкий, самый низкий

Развивать память, внимания, наблюдательность, графические навыки, творчество.

22. 10

Речевая игра: «Матрёшки и Петрушка»

(приложение 6)

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.

 закрепить знание знакомых детям песенок и стихотворений;

21. 10.

НОД: Конструирование. «Домик для матрёшки»

(приложение 7)

Побуждать детей к конструированию.

Формировать умение делать постройку с перекрытием, располагая кирпичики вертикально на узкой короткой стороне– стены.

19.10.

НОД: рисование «Матрёшка»

(приложение 8)

Учить рисовать ватными палочками точки (горошки на платочке и цветочки на сарафане).

 

 

Перспективный план работы педагога с родителями

Сроки

Мероприятия

Цель

19. 10.

Подготовить перечень детской

литературы для чтения детям по проблеме проекта.

(приложение10)

Воспитывать любовь и формировать доброе, чуткое отношение к животным (зайцу) через чтение детской литературы. Развивать умение находить книги о зайце по обложке и иллюстраций.

23. 10.

Подготовить перечень

подвижных, пальчиковых игр для совместных игр с детьми дома.

(приложение 11)

Развитие эмоциональной сферы детей, формирование доверительных отношений между родителем и ребёнком.

         

 

 

Заключение (Итог, Результат)

Заключительный этап была совместная работа родителей и детей

Мини музей «Хоровод-матрешек»

 

В процессе реализации данного проекта воспитанники познакомились с русской народной игрушкой Матрешкой; с историей ее появления на Руси; с видами и многообразием Матрешек; родители расширили свои знания об истории русской Матрешки;

 

Список используемой литературы:

 

Иллюстрации матрешек. http://www.polygon.ee/portal

Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство в 3 классе» Издательство «Просвещение»

Воробьева Т.П., Воробьева В.А. «РУССКАЯ МАТРЁШКА» Учебно-методическое пособие, Курган, 2008

Клиентов, А.Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А.Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

тайна матрешки сайт http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000105

старинные матрешки сайт http://www.thimble.ru/mat2.html

символы России сайт http://www.samoffar.ru/matreshki.shtml

История матрешки сайт http://www.organizmica.org/archive/504/grmd.shtml

Стихи,частушки.Интернет-источники.

http://images.yandex.ru/Картинки-яндекс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Комплекс утренней гимнастики   «Матрешки»

Ходьба в колонне и врассыпную (чередуем 3 раза).

Бег обычный в разных направлениях.

Перестроение врассыпную. ОРУ

  1. Матрешки пляшут.

И.п.ноги на ширине ступни, руки внизу.

В: развести руки в стороны сказать «ох»                            5 раз

  1. Матрешки кланяются

И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу.                               5 раз

В: наклониться вперед, отвести руки назад, выпрямиться

  1. Матрешки качаются

И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе

В: наклониться вправо – влево выпрямиться                     6 раз

  1. Матрешки устали.

И.п. ноги на ширине ступни, руки на поясе

В: присели руки на колени сказать «ох»                             5 раз

  1. Матрешки прыгают

И.п.ноги слегка расставлены, руки на поясе.

В: 8 прыжков на месте  чередуем с ходьбой повторить   3 раза

Перестроение в колонну ходьба обычная в медленном темпе, в разном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Корригирующая гимнастика после дневного сна.

Упражнения в кроватке:

1.«Потягушки» - И. п. : лёжа на спине, на вдохе вытянутся руки – вверх над головой. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, ребенок расслабляется и произносит: «Фуууу»

2.«Часы» - И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо – влево.

  1. Массаж рук
  2. Дети моют кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
  3. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
  4. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
  5. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

Упражнения на коврике:

ВЕСЕЛЫЕ МАТРЕШКИ

Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки.

Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Следите за осанкой. Взрослый поет вместе с детьми.

Ходьба по корригирующим и солевым дорожкам.

Дыхательные упражнения:

  1. Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: «а-а-а» (рот плотно закрыт).

2.«Ежики» - И. п. : сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: «Ф-ф-ф». Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз) .

 

 

 

Приложение3

            «Мы веселые матрешки».

Ход занятия:

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят в зал.

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад увидела чудо чудное: сундучок красивый, расписной. Хотите узнать, что там? (Да, хотим) . Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

Основная часть.

- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают.

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка)

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Воспитатель. Давным-давно это было. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Проигрыш (кружатся)

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

- Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)

- Значит она какая? (Деревянная)

- Посмотрите внимательно, но ведь дерево светлое, а матрёшка цветная, яркая. Как это получилось? (Разукрасили)

- Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается).Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

Д/и «Разбери и собери матрешку»

У каждого по одной матрешке, внутри которой еще 2.

Воспитатель. Сколько у вас матрешек? (одна)

- Кира сколько у тебя матрешек? (одна)

- А у тебя Варя? (одна)

Воспитатель. Теперь разберите матрешку.

- Сколько у вас матрешек? (много)

- Ангелина сколько у тебя матрешек? (много)

- А у тебя Маша? (много)

- Артем покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

- Эвелина, покажи мне матрешку поменьше?

- Коля, покажи мне матрешку самую маленькую.

- А теперь соберите матрешку, чтобы у каждого получилась одна матрешка.

Игра «Большая матрешка и маленькая матрешка»

Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

 

 

 

 

 

Приложение 4

Лепка во второй младшей группе «Матрешки- неваляшки»

Цель: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.

          Задачи:

  • Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина круговыми движениями;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Развивать диалогическую речь.
  • Умение лепить аккуратно.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание круглых форм.
  2. Лепка круглых форм(шарики)

Материалы и оборудование:

Кукла- неваляшка, кусочки пластилина, доска для лепки. Доска магнитная.

Ход занятия:

Все в сборе, взрослые и дети,

Мы можем начинать.

Но для начала нужно «Здравствуйте» сказать.

(дети здороваются, садятся на стульчики)

В-ль: Ребята, к нам сегодня пришла гостья, а кто она вы скажите сами, послушайте загадку:

Не заставишь лежа спать.

Лишь уложишь – хочет встать.

Поупрямее барашка

Кто же это? ….(неваляшка)

В-ль: Правильно, сегодня к нам в гости пришла Неваляшка. Она пришла к нам не просто так, а с просьбой слепить для нее подружек, так как ей очень скучно одной и не с кем поиграть. Поможем Неваляшке?

Дети: Да!

В-ль: Но, сначала давайте рассмотрим, из каких частей состоит неваляшка.

(далее дети отвечают на вопросы по показу воспитателя)

В-ль: Ребята, что это?

Дети: Туловище.

В-ль: А это что?

Дети: Голова!

В-ль: А это что такое?

Дети: Руки.

В-ль: Скажите, какой формы туловище?

Дети: Круглое.

В-ль: Какой формы у нее голова?

Дети: Круглая.

В-ль: Какой формы у нее ручки?

Дети: Круглые.

Большой шар- это туловище, средний шар- это голова, два маленьких шарика- это ручки.

В-ль: Правильно молодцы. Вот мы с вами и рассмотрели, из каких частей состоит неваляшка, а сейчас давайте попробуем ее составить.

(Дети составляют силуэт неваляшки на магнитной доске)

В-ль: Молодцы ребята! Все вы дружно отвечали и маленечко устали, а сейчас мы отдохнем и работать вновь начнем.

Физ. Минутка:

«Солнышко»

Вот как солнышко встает (Медленно поднимаем руки в верх)

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет (Медленно опускаем руки)

Ниже, ниже, ниже!

Хорошо, хорошо (Фонарики)

Солнышко смеется

А под солнышком всем (Хлопаем в ладоши)

Весело поется.

В-ль: А сейчас мы потанцуем (дети стоят в кругу и выполняют движения под музыку «Мы милашки – куклы неваляшки)

В-ль: Молодцы ребята! Ну что, скорее поспешим лепить подружек для нашей Неваляшки. Но прежде чем приступить, к работе давайте с вами вспомним, как мы будем лепить

(воспитатель показывает правильный прием лепки в воздухе, дети повторяют за ним).

В-ль: Раскатать кусочек пластилина круговыми движениями до получения формы шара.

 

Самостоятельная работа детей, при необходимости воспитатель оказывает помощь. После выполнения работы дети используя мелкие детали, украшают неваляшек.

В-ль: Молодцы ребята! Сейчас мы с вами тихонько встаем, возьмем своих неваляшек и покажем нашей гостье, каких подружек мы для нее слепили. (дети подходят к столу и показывают свои работы)

В-ль: Посмотрите, как рада наша гостья Неваляшка, она говорит вам большое спасибо за работу.

В-ль: А сейчас пришла пора, нам прощаться детвора (дети прощаются с неваляшкой).

 

 

Приложение5

                Дидактическая игра «Матрешки»

 

Цель: развитие сенсомоторного восприятия

Задачи. учить детей выстраивать сериационный ряд в убывающем порядке: от низкого к высокому и наоборот.

Учить обследовать предмет путем приложения и находить высокий.

Закреплять в речи слова высокий, ниже, еще ниже, низкий, самый низкий

 Развивать память, внимания, наблюдательность, графические навыки, творчество.

Игровой материал: наборы матрешек по 5 штук, два набора одинаковые по оформлению. Петрушка.

Правила игры: играть могут 6 детей, первым отвечает тот, на кого покажет Петрушка или маленькая матрешка, или воспитатель.

Ход игры. Вариант 1 Петрушка приносит детям матрешку и говорит, что ее подружки, другие матрешки потерялись и предлагает детям найти подружек матрешки (предлагается два набора (отличные по оформлению)

Дети находят матрешек с похожем рисунком. Петрушка предлагает детям построить матрешек по росту: это высокая, эта ниже, эта еще ниже, самая низкая (если дети затрудняются, можно предложить только три матрешки)

Вариант 2. Правила. Группе детей( 4) предлагается выбрать любую матрешку( 1 набор) Первым выполняет действие тот, кого попросит Матрешка.

Ход: Появляется маленькая матрешка и просит детей найти матрешек – подружек, которые больше ее. Дети путем приложения выбирают матрешек и выстраивают сериационный ряд.

Вариант 3. «Кто лишний?» Правила: отвечает тот, на кого покажет воспитатель. Ход. Воспитатель говорит, что матрешки очень хорошо поиграли и решили идти домой, построились и вдруг увидели, что одна из них лишняя, кто же?

Вариант 4. «Какой матрешки не стало?» Правила: отвечает тот, на кого покажет воспитатель. Воспитатель говорит, что только матрешки все собрались и одна из них исчезла (закрывает матрешек и убирает одну)

Вариант 5 Обведи матрешку и раскрась как хочешь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Петрушка в гостях у ребят

Цель:  Формирование у детей представление о новом изобразительном материале.

 Задачи:                                                            

Коммуникация: способствовать развитию у младших дошкольников умения вступать в речевое общение, упражнять детей в правильном звукопроизношении, обогащать словарный запас, стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми;

Чтение художественной литературы: закрепить знание знакомых детям песенок и стихотворений;

Социализация: пробуждать у младших дошкольников интерес к игровому творчеству в процессе взаимодействия со взрослыми;

Познание: создать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними; закрепить понятия «много» и «один», названия основных цветов;

Оборудование: игрушка Петрушка; сухой бассейн с горохом; атрибуты к д/и «Помоги Петрушке»    

Ход занятия:

        В :  Ребята, посмотрите, кто-то шарики рассыпал. Кто же здесь побывал? Давайте соберем шарики, возьмите их в руки. Какой шарик?

- Круглый

-Тимур, какой шарик?

- Круглый

- Пощупайте свой шарик, какой он, твердый или мягкий?

- Твердый.

-Лиза, какой шарик у тебя,?

- Твердый.

-Дима, а какого цвета у тебя шарик,?

- Красный.

- Максим,а у тебя,?

- Синий.

- Сколько у тебя шариков, Тимур, а у тебя,Даша?

- Один.

- А у всех нас сколько шариков?

-  Много.

- Давайте сложим шарики в корзинку и пойдём поищем, кто же их рассыпал.

 Мы идем, идем, идем,

Кого-нибудь сейчас найдем!

Из-за дверей выходит Петрушка, в руках у него воздушные шарики.

- Кто это, ребятки?

 

Я веселая игрушка

А зовут  меня……Петрушка!

 

- Давайте поздороваемся с Петрушкой Настя поздоровайся с Петрушкой. Лиза, скажи Петрушке «Здравствуй, Петрушка!» (дети здороваются)

-  Петрушка, это ты шарики рассыпал? Ты хотел поиграть с ребятами? Давай поиграем.

- Проводится игра « Спрячь шарик»

Берите шарики в руки, ребята, покажите Петрушке, где шарики (дети показывают шарики, вытянув их на ладони). А теперь Петрушка, детки шарики спрячут, а ты ищи. (Дети прячут шарики за спину, Петрушка их ищет.)

- Вот как хорошо играть с Петрушкой! Давайте сложим шарики в корзинку! Ребята, красивый Петрушка? Посмотрите, какой на нем костюм, какой колпачок. А какого цвета у него колпачок? А пуговицы? Петрушка принес показать нам свой портрет.

Подходят к столу с атрибутами к игре «Помоги Петрушке» и сухим бассейном.

- Посмотрите, какая красивая картинка. Кто на ней нарисован?

- Петрушка.

- На этой картинке чего-то не хватает? Подумайте, чего? (Дети: У Петрушки на костюме нет пуговиц и шаров.)

-Давайте поможем  Петрушке, украсим ему костюм пуговицами и дадим ему в руки шарики. А где же нам взять пуговицы и шары? Посмотрите, здесь есть сухой бассеин. А что у него внутри? Что это, ребята?

- Горох.(делают массаж рук  горохом)

- А давайте мы поищем среди гороха, может в нем что-то спрятано?

Дети находят в горохе цветные крышечки и шары. Воспитатель во время поиска крышек задает детям вопросы: что ты нашел? Какого цвета?

- Давайте мы сделаем пуговицы и шарики Петрушке из крышечек. (Дети прикручивают крышки. Во время прикручивания крышек воспитатель задает вопрос: какого цвета ты прикрепил шарик? Какого цвета пуговицы?)

Матрёшки и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук! Тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук! Тук!

Мы на ложках заиграли. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка,

Трень – трень .

Он принёс ребятам погремушки,

Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень! Трень – трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень –ди, трень -  ди  - трень!

Тук-тук, туки-тук,

Трень-трень-трень –ди-трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

 

Петрушка говорит, что ему пора уходить. Петрушка говорит спасибо. Давайте мы скажем Петрушке «До свидания» и пригласим его еще раз к нам в гости

 

 

 

 

 

Приложение 7

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию  «Домик для матрёшки».

Задачи:

Формировать умение делать постройку с перекрытием, располагая кирпичики вертикально на узкой короткой стороне– стены.

Развивать мышление, память, мелкую моторику рук.  

Закреплять название и цвет деталей строителя.

Воспитывать отзывчивость, желание оказывать помощь.

Содержание деятельности:

Игра-приветствие «Доброе утро».

С добрым утром, глазки! (дети выполняют поглаживающие движения глаз) Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! (дети выполняют поглаживающие движения ушек)

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки (дети выполняют поглаживающие движения рук по очереди)

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки (дети выполняют поглаживающие движения ног)

Ура, мы проснулись!

Воспитатель обращает внимание на матрёшку и домик (на столе).

Ребята, посмотрите, какой домик! Как вы думаете, чей это домик (ответы детей)

Правильно, это домик матрёшки. Посмотрите какой он красивый. Мне кажется, матрёшка хочет нам что-то сказать (подносит матрёшку к уху). Ой, ребята, матрёшка у меня спрашивает почему на улице стало так холодно. Давайте ей ответим (дети говорят, что наступила зима и на улице похолодало, выпал снег).

Матрёшка снова хочет что-то мне сказать (подносит к уху).

Матрёшка говорит, что у её подружек нет тёплых домиков и им холодно зимой.

Я предлагаю вам сегодня побыть строителями и построить домики для подружек матрёшки. Вы согласны (ответы детей).

Я вам предлагаю присесть на стульчики и посмотреть, как мы будем строить домики (показ постройки воспитателем, проговаривая названия деталей строителя: кирпичик, призма).

Сначала кладём кирпичик горизонтально на широкую, длинную сторону (пол, по бокам ставим кирпичики вертикально на узкую, короткую сторону (стены, сверху на кирпичики кладём кирпичик горизонтально на широкую, длинную сторону (перекрытие, сверху ставим призму (крыша).

Физминутка «Строим дом».

Раз, два, три, четыре, пять  

Дети маршируют на месте

Будем строить и играть                          

Дом большой, высокий строим    

Встают на носочки и тянутся руками вверх

Окна ставим, крышу кроем.          

Показывают руками окно, крышу над головой

Мы матрёшкам строим дом                          

Имитация ударов молотком

Будет им уютно в нем.                            

Двумя руками обнимают сами себя

А сейчас я вам предлагаю пройти за столы, чтобы начать работу. У каждого ребёнка стоят матрёшки.

Дети усаживаются полукругом вместе с воспитателем.

Воспитатель помогает детям словесно.

Анализ детских работ:

Ах, какие красивые домики! Как вы думаете, матрёшкам

они понравятся? Тепло ли им будет в домиках?

Дети:

Да.

Рефлексия: Ребята, что мы сегодня строили? Для кого? Зачем? Как назывались детали? Молодцы, теперь вы научились строить дома и научите своих друзей. Вы были настоящими строителями.

- Хотите узнать, понравилась ли матрёшкам ваша работа?

- Тогда нужно пригласить матрёшек на новоселье в новые

 домики. Приглашайте своих матрёшек.

Дети приглашают матрёшек в дома, играют с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Конспект занятия по рисованию «Матрёшка»

Задачи: 1. Учить рисовать ватными палочками точки (горошки на платочке и цветочки на сарафане).

  1. Развивать умение из точек составлять узор, продолжать развивать умение работать гуашью. 3. Воспитывать сенсорное восприятие.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек (Семеновская, Сергиево-Посадская,Гжель, Палех, Загорская). Рассматривание матрешек (элементы костюма,из какого материала сделаны, элементы росписи,).Дидактическая игра "Собери матрёшку"

Материал: игрушки матрешки, иллюстрации, альбомные листы с изображением матрешки, гуашь разных цветов, ватные палочки, баночки с водой, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Звучит весёлая музыка "Русские матрёшки"Автор: А. Осьмушкин, муз В. Темнов

Исполнитель: Вокальное трио Рябинушка

Воспитатель привлекает внимание детей. Ребята я хочу загадать вам загадку, а вы внимательно послушайте и отгадайте её.

Деревянные подружки

Любят прятаться друг в дружке,

Носят яркие одежки

Называются (матрешки).

Воспитатель

Правильно отгадали загадку, ребята, а у нас в группе есть такая игрушка.

Дети с воспитателем рассматривают матрешек. Воспитатель обращает внимание детей, из чего сделана матрешка, на элементы костюма и росписи. На голове платочек (какого цвета) Нарядный сарафан, на сарафане цветы, какого цвета цветы?, а листочки к цветам какого цвета? (ответы детей зеленого) Молодцы! А хотите поиграть с матрешкой?

Интересно с ней играть

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри еще матрешка.

А где же она?

Проводится игра «Найди матрешку». Дети ходят по группе ищут и собирают матрешку.

Воспитатель.

Ребята, а у меня есть много матрешек, но они не раскрашены. Что мы можем сделать, чтобы они стали красивые как эти? Правильно их нужно раскрасить.

А рисовать сегодня мы будем необычным способом, не кистью, а ватными палочками. Я выбрала для своей матрешки цвета - красный и желтый, моя матрёшка получилась очень яркая и нарядная (воспитатель показывает вариант раскрашенной матрешки, проговаривая действия). Сначала мы мочим ватную палочку в баночке с водой, потом набераем ватной палочкой нужную краску. Затем, точками нарисуем горошки на платочке у матрешки. На сарафане узор будем составлять из точек, а листочки к цветочкам нарисуем кисточкой. Воспитатель показывает варианты, как составлять узор, цветы, листочки, используя приемы примакивания.

Хотите помочь матрёшкам стать красивыми? Давайте вместе раскрасим им сарафаны. В процессе выполнения задания воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощьтем, кто испытывает трудности. Поощряет детей, дорисовывающих дополнительные элементы.

Ребята, посмотрите какие красивые стали наши матрёшки! У нас получился целый хоровод из матрешек. Давайте и мы встанем в хоровод и потанцуем.

Танец «Веселые матрешки» под музыку Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой.

 


Количество комментариев: 0