Статья: "Развитие коммуникативных умений - важное направление подготовки воспитанников ДОО к школьному обучению"

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

       Важность вопроса готовности воспитанников к обучению в школе определена Законом «Об образовании», а также поиском новых способов развития взаимоотношений старших дошкольников с окружающими людьми при подготовке к предстоящему школьному обучению и готовностью школьника к принятию новой социальной позиции – школьника.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка: ему приходится переходить к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Дети 6-7 лет не всегда могут адекватно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между воспитанниками, между взрослым и ребёнком, для успешной социализации. Поэтому в старшем дошкольном возрасте профилактика трудностей в межличностной сфере приобретает наибольшую актуальность, так как именно этот возраст является сензитивным для овладения знаниями, умениями и навыками, способствующими эффективному взаимодействию с окружающими людьми, другими словами, для формирования коммуникативной компетентности.

Теоретические основы формирования коммуникативных умений и навыков рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных учёных А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, А. В. Мудрика, П. М. Якобсона, Я. А. Яноушека и других.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залог их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребёнка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

В ходе общения ребёнок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен близким и друзьям. Ребёнок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки. Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность её взаимодействия и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя три основных составляющих:

  • мотивационную («Я хочу общаться»);
  • когнитивную («Я знаю, как общаться»);
  • поведенческую («Я умею общаться»).

Цель нашей работы состоит в оказании практической помощи воспитанникам по овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, через решение следующих задач:

  1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
  2. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
  3. Формирование потребности в общении, интереса к окружающим людям, стремление их понять.
  4. Воспитывать у воспитанников положительные черты характера (отзывчивость, сочувствие, толерантность),способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Для успешной работы по проблеме создана разнообразная содержательная предметно-развивающая среда. При организации акцент делается на оформление уголков, способствующих всестороннему общению по интересам.

По мнению Льва Семёновича Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создаёт «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребёнка от того, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве. Эта возможность характеризует динамику развития и успешности ребёнка.

Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Для достижения желаемого результата педагоги МБДОУ №94 «Забава» применяют различные педагогические и психологические методы формирования коммуникативных умений и навыков, решающую роль педагоги отводят игре, как ведущему виду деятельности.

В трудовой деятельности так же формируются коммуникативные умения детей. Труд детей в дошкольной организации позволяет поддерживать у  них интерес к общению, осуществлять их всестороннее воспитание. Выполняя элементарные трудовые обязанности, воспитанники вступают во взаимоотношения, учатся договариваться, обсуждают свои достигнутые победы или неудачи по самообслуживанию, они чувствуют себя равноправными членами детского общества.

Чтение художественной литературы даёт целостное представление о мире. В сказках и литературных произведениях мы стараемся найти образные способы решения проблем. Слушая их в детстве, человек накапливает в бессознательном, некий опыт жизненных ситуаций. Работу с литературными произведениями принимаем с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы проработаны, то устанавливаем связь с реальными жизненными ситуациями.

Коммуникативный компонент общей готовности к школьной деятельности выступает в качестве ведущего компонента структуры готовности. Более того, он рассматривается в качестве пускового механизма последней, так как заключается в формировании у воспитанника навыков общения в рамках игровой деятельности, и развитии коммуникативных способностей, необходимых для адекватного восприятия социальной реальности в рамках учебной. Именно коммуникативный компонент позволяет воспитаннику уточнить и сформировать набор знаний и представлений об окружающем мире, и выработать собственную позицию по отношению к учителю, сверстникам и деятельности. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр. [1;4]. Результатами работы педагогов по формированию коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста является высокий уровень развития коммуникативных умений и адаптации к школьному обучению.

Литература:

  1. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
  2. Громова, Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010 №5 – С. 65

 


Количество коментариев: 0