Статья: "Проект: «Занимательная Лего-страна»"

 

Муниципальное  автономное  дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад  комбинированного вида  № 8   «Березка»

Городского округа Ступино Московская область, г. Ступино

 

 

                                                         Проект:

«Занимательная Лего-страна»

                                                                                    

                                                                                           

                                                                                         

                                                                                         

             Автор проекта:

Полякова Вера Вячеславовна

 

                

                

 

 

 

                                                                г. Ступино

2018г

 

 

 

Введение

       В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

      Современная личностно-ориентированная тенденция в педагогике, получившая свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, связана с выходом на первый план личностно-ориентированного развития и самореализации ребенка в различных видах детской деятельности. Самореализации личности и получению удовлетворения от деятельности способствуют индивидуальные достижения ребенка. В какой деятельности ребенок дошкольного возраста может проще всего достигнуть ситуации успеха, получить удовольствие и удовлетворение? Конечно же, в игровой деятельности, наиболее соответствующей дошкольному детству. Поэтому самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего-конструирования.

Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. Технологические наборы ориентированы на изучение базовых технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств.

 Итоги изученных тем можно подводить с направляющей помощью педагога созданием воспитанниками собственных автоматизированных моделей.

       Работа с конструкторами LEGO содействует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. Конструируя, ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали. При этом дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.

 

Актуальность

Самый эффективный путь развития дошкольника – обогащение его игрового опыта, интеграция игры с другими видами детской деятельности.

Эта тема считается актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире.

В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров – инженеров, конструкторов, технологов машино- и ракетостроения. Если с раннего детства правильно стимулировать стремление ребёнка к познанию, когда он вырастет, это перейдёт в умение учиться и воспринимать новое с детским энтузиазмом. У таких детей потребность к творчеству будет постоянная, они будут испытывать радость от достижения поставленной цели, желание побеждать.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольников познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

             Игра – необходимый спутник детства. Конструкторы LEGO позволяют детям развиваться - играя, и обучаться в игре. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Ребенок увлечённо конструирует и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание развиваться.

       Инновационный педагогический проект «Занимательная Лего-страна», отражающий реализацию новой образовательной модели с использованием лего-технологий: лего-конструирование, лего-дизайнерство. 

       Лего-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Лего-технология объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, в процессе которых у детей развиваются различные группы мышц, моторика рук, познавательная деятельность, эмоциональная и волевая сфера, а также творческие способности. Учет возрастных особенностей детей – важный аспект в использовании лего-технологии, как в совместной образовательной деятельности, так и в самостоятельной детской деятельности. Таким образом, в силу своей педагогической универсальности лего-технологии служат важнейшими средствами развивающего обучения дошкольников.

    Новизна проекта заключается в изменении подхода к обучению обучающихся, а именно – внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта учащихся, который реализуется в двигательных играх, побуждающих учащихся решать самые разнообразные познавательные и продуктивные, логические, эмпирические и манипулятивные, конструкторские проблемы.  Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления – исследовательский и творческий. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний - от механики до психологии, - что является вполне естественным.

Лего - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Лего - педагогика крайне актуальна в современном мире.

     Состав участников: дети подготовительной группы, педагоги группы.

      Цель проекта:

   Развитие технического творчества и формирование научно – технической ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами конструктора LEGO.

Задачи: 

  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно – техническое творчество.
  • Сформировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.
  • Учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение.
  • Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
  • Развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников
  • Развивать мелкую моторику, память, внимание
  • Закреплять знания детей об окружающем мире.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе распределении обязанностей.
  • Выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности
  • Сформировать умение работать совместно с детьми и педагогом в процессе создания коллективной постройки.

   Принципы проекта:

  • сотрудничество и сотворчество;
  • интегративность;
  • развитие личностных качеств;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • обучение от простого к сложному;
  • применение схем, чертежей в работе;
  • доступность, наглядность, безопасность;
  • последовательность и систематичность обучения и воспитания.

Предварительная работа:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Составление детьми схемы построения домов /последовательность/
  • Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в город мастеров»,
  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов зданий, построек.
  • Разработка конспектов занятий «Жил на свете один человечек» (постройка из деталей конструктора крылечка и фигуры человечка)», «Кормушка для птиц», «Военная техника (Самолет)"
  • Родительское собрание" Роль ЛЕГО конструктора в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей»"; консультация для родителей «ЛЕГО – нужная игра!»;
  • Выставка детского творчества «Мы -строители».
  • Оформление стенда «Мы умеем строить».

 

Этапы реализации проекта.

I этап - ценностно-ориентированный.

Выявление проблемных ситуаций в ближайшем окружении. Мозговой штурм для поиска способов, путей решения проблемы.

II этап - конструктивный.

Проведение мастер-классов для детей по применению Лего технологии. Знакомство с уже созданными человечеством моделями по выявленной проблеме, анализ их приемлемости и эффективности.

III этап - практический.

Совместная деятельность педагогов и детей. Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам. Обсуждение, апробирование, рефлексия, преобразование.

IV этап - презентационный.

Проведение презентации «Волшебная страна Лего», Лего-выставки, обмен опытом между дошкольниками.

V этап - награждение участников и победителей.

Предполагаемый результат:

  • развитие интереса к ручному труду, желания придумать и сделать оригинальную поделку своими руками;
  • создание и преобразование предметно-развивающей среды группы, применение знаний и умений в игровой деятельности, создание игровых макетов, различных персонажей и прочих атрибутов для игр;
  • развитие творческого мышления у детей.
  • разностороннее развитие, расширение кругозора воспитанников;
  • оптимизация сотрудничества с родителями, вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
  • чувство радости от совместного труда, общения, игры.
  • расширение коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в парах и малых подгруппах;

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование по лего-конструированию в подготовительной группе.

 

Лексическая тема

Тема по Лего-конструированию

Задачи

Образовательная деятельность в режимных моментах (формы и задачи)

Организация развивающей предметно-пространственной среды (формы, задачи)

 

Здравствуй, детский сад!

Конструирование по замыслу

- активизировать конструктивное воображение детей;

- стимулировать создание детьми собственных вариантов построек, освоенных на занятиях, внесение в знакомые постройки элементов новизны;

- закреплять знание конструктивных свойств материала и навыки правильного соединения деталей.

«Что лишнее?»

- развивать внимание и память.

«Построй с закрытыми глазами»

учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

«Я вас приветствую», «Я дарю всем улыбку»

- формировать умение передавать с помощью образных средств языка, эмоциональные состояния;

 -развивать коммуникативные навыки.

 

Фруктовый сад

Конструирование фруктов

- продолжать знакомить детей с конструктивными возможностями различных деталей, используемых для придания формы разных предметов (овальная деталь, полукруг и т.д.);

- формировать чувства симметрии и умения правильно чередовать цвет в своих постройках;

- развивать умения анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части (края, основание), называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены.

«Овощи и фрукты»
учить детей различать фрукты и овощи на ощупь;  

- называть и группировать их, после прослушивания стихотворения перечислять овощи, о которых в нем рассказывается.

«Таинственный мешочек»

-  учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

«Что купили на ярмарке?»

-расширять представления детей о фруктах, месте их произрастания, существенных признаках.

 

Осень

Золотой лес

-Закреплять умение строить лесные деревья;

-Учить отличать деревья друг от друга;

-Закреплять названия деталей и цвет.

«Приход осени»
-учить детей логически завершать начатые педагогом предложения.

«Найди постройку»

- развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

«Поход в осенний лес»

-продолжать формировать представления о временах года, экологической культуре через наблюдения.

 «Осень. Какая она?»

«Животных надо беречь и

защищать».

«Лес в жизни человека»

- наблюдение за осенней природой.

 

Лесные подарки

Грибная полянка

-Выделять основные части постройки, определять их назначение;

- Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной);

- Закреплять умения анализировать готовую постройку;

- Развивать активное внимание тонкой моторики рук;

- Учить составлять и отгадывать загадки.

 «Грибы и ягоды»

-совершенствовать умение определять название гриба по внешнему виду;

-учить пользоваться в речи словами: съедобный- несъедобный;

-развивать внимание, память, устную речь.

«Лего на голове»

- развивать ловкость, координацию движения.

«Грибная корзинка»

-расширять представления детей о съедобных и ядовитых грибах.

 

Мое тело

«Маленький человечек» (постройка из деталей конструктора LEGO  крылечка и фигуры человечка)

-Ознакомить детей с конструктором LEGO;

-показать построение ступенчатой крыши над крылечком;

-Развить навыки анализа образца и моделирования в соответствии с образцом фигурки человечка.

«Я и моё тело»

-формировать представления воспитанников о строении своего тела

«Собери быстрее»

чимся строить в команде, помогать друг  другу;

-развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

«В поликлинике»

-дать представление о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни.

 

Обувь

«Построим дорогу для доставки обуви в магазины»

- познакомить  детей с назначением грузовых машин;

-Определить конструктивные особенности машин – фургонов;

-Обучить выделению внутреннего пространства;

- Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате;

- Развивать конструктивное воображение.

«Кому подходит обувь»

-развивать умение подбирать  обувь, которую носят мужчины, дети, женщины.

«Найди деталь такую же, как на карточке»

-закрепить названия деталей конструктора Лего "Дупло".

«В обувном магазине»

- учить различать по внешнему виду обувь;

-сосредотачиваться при рассматривании предметов;

-развивать восприятие величины (большой, средней, маленький);

--правильно называть предметы обуви (ботинки, сапоги, туфли).

 

Зимующие птицы

Кормушка  для птиц

- Закреплять навыки строить по схемам;

- Учить собирать кормушку из лего-конструктора;

-Распределять детали лего-конструктора правильно.

 «Найди похожую деталь, как на карточке»

- закреплять названия деталей лего-конструктор;

- рассматривание иллюстраций, рассказ о зимующих птицах;

- закрепить знания детей, развивать внимание.

 «Посчитай птиц в кормушке нашей»  - развитие мелкой моторики рук                    

«Самая теплая и надёжная кормушка»

- закрепить навык конструирования птиц;

-воспитывать доброжелательное отношение к природе.

 

Дед Мороз

Новогодние украшения

-Развивать фантазию и воображение детей;

-Закреплять навык скрепления деталей;

-Учит строить более сложную постройку.

«Молодцы»

- развивать фантазию, воображение.

«Приходит –Новый год» - рассматривание картин, иллюстраций;

- рассказать детям о новогодних традициях своей страны, а также познакомить с традициями других стран.

«Новогодний хоровод»

«Пушистая красавица очень детям нравится».

«Украсим группу к новогоднему празднику»

-закрепить полученные навыки;

-развивать фантазию, творчество;

-вызывать положительные эмоции.

 

Зимние развлечения

Конструирование по замыслу

- Учить задумывать содержание своей постройки, определять ее тему, давать общее описание;

- Развивать творческую инициативу и самостоятельность;

- Закреплять полученные навыки.

«Кто быстрее построит»

- учить строить в команде, помогать друг другу, развивать интерес, внимание и быстроту, мелкую моторику рук.

«Хитрый мешочек»

- учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

«На прогулке»

«Зимняя улица»

-закрепить полученные навыки конструирования;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

Домашние животные и их детеныши

Животные в деревне

(корова)

-Закреплять знания о домашних животных;

- Учить рассматривать образец, выделять основные части животных;

- Развивать конструктивное воображение детей.

«Поездка в деревню»

«Чей детеныш»

 «Домашние животные»

- закрепить представления о домашних животных, чем питаются, их особенности.

 «В деревне»  

- развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части;

- развивать фантазию, творчество.

 

Транспорт (ПДД)

Проезжая часть

- Дать детям основные понятия городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек;

- Развивать умение передавать форму  объекта средствами конструктора;

- Закрепить навык скрепления.

Рассматривание фотографий знакомых объектов улицы.

Рассказ об улицах.

 «Дорожные знаки»

- закреплять значения сигналов светофора;

 - развивать внимание память.

«Найди похожую деталь»

- закреплять названия деталей лего-конструктора.

 «Проезжая часть»

- закреплять навык конструирования улицы (дорогу, светофор, дома)

 

Праздник пап.

Военная техника (Вертолет)

-Расширять знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, познакомить с военной техникой

- Закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования.

«Кто сильнее?»

- развивать быстроту, внимание координацию движений.

«Вертолеты»

«Военная техника»

- познакомить детей с военной техникой.

«Военная техника из лего»

«Мы - защитники»

- воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию;

 - развивать память, воображение.

 

 

 

 

Женский день

 

Луговые цветы

 

 - продолжать учить составлять конструкцию на плоскости;

    -учить рассматривать объект: повторить строение цветка;

- учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал

  

Д/и «Закрепи»          

 -развивать внимание и  память

Творческое задание «Что какого цвета?»

- развивать память, творческое воображение

         

Творческое задание «Подарок для мамы»

- закреплять умение конструировать цветы, развивать фантазию

Д/и «Чей цветок»

- закреплять знания о строении цветка;

- расширять кругозор, знакомить с названиями цветов

Любимый город

Дом (фасад)

- продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов   LEGO;

- учить самостоятельному конструированию модели дома;

 -закрепить знания о строении дома;              

- знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков ЛЕГО;

Строительная игра

«Любимый город »

-  учить самостоятельно строить постройки и обыгрывать их

Творческое задание «Город мечты»

- развивать фантазию, учить воплощать задуманное с помощью конструктора

Фотоальбом «Достопримечательности нашего города»

- обратить внимание на многообразие  достопримечательностей ;

- побуждать воплощать увиденные образцы в своих моделях

Домашние растения

Домашние  растения

- вспомнить названия домашних цветущих растений,

- вспомнить основные правила ухода за комнатными растениями;

- повторить строение цветка;

- учить подбирать детали по цвету соответствующие данному цветку

Д/и «Каждому стебельку свой цветок»

- учить соотносить оттенки цветка со стебельком;

- Творческое задание «Построй цветок по описанию»

- развивать творческое воображение;

- учить реализовывать конструктивные навыки  

       Рассматривание иллюстраций альбома «Домашние растения»

-  закрепить знания о названии известных ранее цветов, расширять кругозор, знакомить с названиями новых цветов

         Игровое упражнение «Угадай цветок по бутону»

- знакомить с работами своих товарищей

- развивать творческое воображение

Перелётные птицы

Перелётные птицы

- закрепить строение птицы;

- продолжать учить создавать конструкцию по замыслу;

 

- учить передавать особенности определённой птицы путём подбора цвета и деталей

Игра «Кто быстрее построит»

- учить строить в команде, помогая друг другу;

- развивать интерес, внимание;

- закрепить умение строить птиц

Д/и «Собери птицу по описанию» (воспроизведение модели по схеме педагога)

- закрепить умение моделировать

Д/и «Чей голос?»

- учить узнавать птиц по голосу;

- закрепить умение создавать конструкцию по замыслу

     Творческое задание «Построим скворечник»

- закрепить знания о разных видах птичьих «домов»;

- побуждать детей к воплощению этих «домов» из ЛЕГО

Дорога безопасности

Конструирование по замыслу

- повторить правила дорожного движения;

- закрепить умение строить разные виды городского транспорта;

- учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, давать ей описание;

- развивать творческую инициативу и самостоятельность

Дидактическая игра «Узнай по контуру»

- учить отгадывать детали конструктора по контуру;

- закрепить название новых деталей для моделирования автотранспорта;

Д/и «Выполни задание по словесной инструкции»

- закрепить названия деталей конструктора;

- развивать память, логическое мышление

Сюжетно – ролевая игра «На проспектах города»

- учить использовать свои постройки при обыгрывании сюжета;

- закрепить правила дорожного движения

Д/и «На что это похоже»

- придумать конструкцию из данного количества деталей;

- развивать внимание, наблюдательность

Здравствуй, лето!

Садовые цветы

- познакомить детей с многообразием бабочек и их строением;

- учить строить симметричные изображения на плоскости;

- продолжать учить строить по замыслу, с опорой на имеющийся опыт

 Д/и «Выбери деталь»

- учить заменять одну деталь конструктора несколькими похожими

Творческое задание

«Повтори»

- закрепить элементарные знания о симметрии;

- учить строить симметричные плоскостные фигуры

Рассматривание иллюстраций на тему «Красивые бабочки»

- закрепить знания о строении, названиях и образе жизни бабочек;

- побуждать воплощать увиденное с помощью конструктора

 

 

Список используемой литературы

  1. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие. -М: ТЦ Сфера. 2015.-128с.
  2. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
  3. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/ М.С. Ишмакова- Всерос. уч.-метод. центр образов. Робототехники-М.: Изд.- полиграф.центр «маска» -2013-100с
  4. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-
  5. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317 – М., 2007г - 58с.
  6. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007- 44с.
  7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора  

LEGO) /Л.Г.Комарова – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.


                                                                                           

                                                                                         

                                                                                         

            


Количество коментариев: 0