Статья: "Проект "Развитие технических и творческих способностей с помощью выжигания по дереву""

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8 «Берёзка»

Городского округа Ступино.

 

 

 

 

                  

Проект

"Развитие технических навыков и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста методом выжигания по дереву."

                   

 

 

 

 

 

 

                                                      

                                                                Автор проекта

                                                        воспитатель: Чумичева Т.Д..

Тип проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети 5-7 лет, педагог, родители.

Срок  освоения проекта с сентября 2016 по май 2018 года.

Цель проекта – формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию детей

           

Задачи:

  1. Познакомить с историей появления выжигания по дереву, с историей возникновения электрического выжигателя (его основным частям)
  2. Развивать технические навыки и творческие способности.
  3. Сформировать навык рисования через копирку и аккуратное закрашивание.
  4. Ознакомить со способами работы выжигателем по дереву.
  5. Овладеть простой техникой выжигания.
  6. Освоить основные приёмы выжигания;
  • различные виды оформления работ;
  • выполнение заданий по образцу;
  • составление эскизов и композиций для выжигания в разных художественных жанрах;
  • оформление досок.

   

 Актуальность проекта заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, учатся видеть и передавать красоту, но ещё развивают технические навыки и способности, работая выжигательным прибором.  Т.е. особенностью данного вида деятельности является его техническое и художественное направление. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигателем становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием заинтересовывают детей 

 

Проблема проекта. Проект посвящён актуальной проблеме в нашей стране – недостаток специалистов с образованием технической направленности. Мы начали осуществлять решение этой проблемы с формирования интереса к работе с техническим прибором для выжигания.

 

Гипотеза. Мы выдвинули гипотезу: если у детей сформировать интерес к техническим приборам, то можно в дальнейшем развить технические навыки и способности, которые помогут с выбором направления в образовании.

                                                         Этапы работы.

1-ый этап работы-подготовительный. (срок- сентябрь-декабрь 2016г)

  1. Знакомство с историей появления, распространения и использования изделий, выжженных по дереву. Показ презентации.

Выжигание по дереву - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу в 700 году до н. э.

Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрандт, Пабло Пикассо, и писатель Виктор Гюго.

Богатая лесами страна Россия была известна еще в IX – X вв. своими деревянными изделиями, декоративно украшенными выжиганием.

В древности люди накаляли металлические иглы, стержни или клейма и ими выжигали узоры, надписи и орнаменты на предметах интерьера. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой и живописными работами по дереву, нередко дополняя эти виды искусства или выступая самостоятельно.

В XVII в. в городе Сергиевом Посаде делали деревянные игрушки, их называли «троицкие», а украшали их выжиганием. Кроме игрушек, мастера делали здесь и «красные» ложки, а в конце XIX в. изготавливали обрамленных выжиганием матрешек.

В начале XX века выжженными узорами украшали солонки, стаканы, ковши, коробки, шкатулки и другие изделия из дерева. В Башкирии начали производить различные предметы из древесины липы, которые украшали выжженным рисунком.

Выжигание по дереву иначе называют пирография. Очень многие настолько увлекаются этим искусством, что становятся профессиональными пирографами.

В середине XX в. появился электрический прибор для выжигания, и это искусство стало доступно и детям. Работа с выжигательным прибором, проработка точных линий развивают технические навыки, тонкую моторику руки и усидчивость.

В последнее время интерес к выжиганию по дереву вспыхнул с новой силой. Связано это с расцветом многих народных промыслов, как традиционных, так и совершенно новых.

Таким образом, можно сказать, что искусство выжигания по дереву насчитывает несколько тысячелетий и поражает своей необычностью.

  1. Знакомство с видами выжигания.

Существует несколько видов выжигания. Различие состоит в способе и манере нанесения орнамента на поверхность доски. 

1.Наиболее распространенным и простым является выжигание по контурам, когда линиями выжигаются только контуры предметов.

 

Выжигание по контурам

 

2.Часто применяется силуэтное выжигание, при котором силуэты людей, животных, растений, геометрических фигур, букв или фон, на котором силуэты показаны, выжигаются сплошь.

 

Силуэтное выжигание

3.Любители выжигания часто применяют и так называемое декоративное выжигание, при котором сочно выжигаются контуры и так же сочно показываются тени.

Декоративное выжигание

 

 

4.Наибольшая живописность достигается при выжигании с передачей оттенков светотени. Это наиболее трудный вид выжигания, требующий умения хорошо рисовать и большого опыта по выжиганию.

Выжигание с передачей оттенков светотени

Оказывается, тем, кто только начинает постигать азы выжигания, лучше всего выжигать не штрихами, а точками, которые следуют друг за другом, образуя линию. Если наносить точки более или менее густо, изменять их размер и глубину, то можно легко передать на рисунке игру света и тени, объемность изображаемого предмета.

  1. Знакомство с материалом и инструментами для выжигания по дереву.

           Материалы для выжигания:

Выжигать можно на любой деревянной поверхности, но лучше всего подходит бук (деревянные ложки, лопатки, разделочные доски, идеальным материалом можно считать фанеру, которая сделана из срезов березы. Среди сортов светлой твердой древесины наиболее популярны липа и клен. Они обладают гладким волокном. Самое главное, чтобы заготовка, на которую мы будем наносить рисунок, была гладко отшлифована. Для этого используется наждачная бумага.

     Копировальная бумага нужна для того, чтобы перевести рисунок с бумаги на древесину.     Обводить рисунок лучше карандашом. Кнопки используем для того, чтобы рисунок вместе с копировальной бумагой приколоть к фанере.

           Инструмент для выжигания:

Электровыжигатель состоит из вилки, трансформатора, регулятора напряжения, ручки и насадки из проволоки. Как только мы вставляем вилку в розетку, электрический ток по проводу поступает в трансформатор, а затем к насадке из проволоки. При помощи регулятора накаливания можно регулировать степень нагрева насадки: вправо-больше, влево-меньше.

  1. Изучение правил пользования электровыжигательным прибором.

           Правила пользования электровыжигателем:

- не пробовать пальцем, нагрелась насадка или нет;

- не подносить раскаленную насадку к лицу;

- не скручивать и не сгибать электрический провод;

- не допускать контакта раскаленной насадки с проводом;

- не допускать перегрева насадки, периодически отключать прибор.

  1. Знакомство с техникой выжигания по дереву. Овладение техникой выжигания по дереву.

          Существует различная техника выжигания по дереву:

- Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожиги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей дерева. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему.

- Выжигая кривые линии или точки, насадку держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий - наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо нажечь (затенить) сравнительно большой участок, сначала выжигают контур (абрис, а затем внутри него жгут широкой стороной насадки. При обработке фона можно пользоваться различными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины или, используя фигурные наконечники, покрыть поверхность квадратами, треугольниками и другими фигурами.

- Штриховка – это изображение предмета с помощью идущих в различных направлениях тонких линий, не одинаковых по интенсивности цвета, что позволяет начать наложение различных тонов, светлых и темных. Штриховка добавляется для того, чтобы варьировать глубину тона. Надо прожигать линию то быстрее, то медленнее, а также то ослаблять, то усиливать нажим на насадку.

Двигая насадкой медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя накал насадки, придавая ему различный наклон, можно добиться глубоко насыщенных линий и едва заметных штрихов, при этом меняется и интенсивность окраски линии: от темно-коричневого до светлых желтовато-коричневых тонов. Нельзя продвигать насадку с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглены, то, видимо, движение насадки было слишком медленное или насадка не в меру перегрета. Надо уменьшить питающее напряжение или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник насадки можно, прикоснувшись им к мраморной плитке или подержав её некоторое время в вертикальном положении.

 

2-ой этап работы - основной. (срок- январь 2017г – март 2018г.)

 

  1. Выполнение работ способом выжигания по контуру.

- Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

- Выжигание контуров.

Покрытие готовой картины лаком

  1. Выполнение работ способом силуэтного выжигания.

- Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

- Выжигание силуэтов.

Покрытие готовой картины лаком

  1. Выполнение работ способом декоративного выжигания.

- Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом

-Выжигание контуров, нанесение теней

Сначала аккуратно выжигаем контуры. После делаем детальную прорисовку теней (на перо следует нажимать слегка)

 

 

  1. Выполнение работ способом выжигание с передачей светотени.

 

- Нанесение рисунка через кальку

Калька кладется на поверхность заготовки. На нее сверху закрепляется изображение и переводится карандашом, прорисовываются оттенки светотени.

- Выжигание контуров и оттенков.

Покрытие готовой картины лаком

 

3-ий этап – заключительный. (апрель-2018г)

 

  1. Результат.

В процессе технической и творческой работы дети узнали много интересного, получили навыки работы с электроприбором, смогли ответить на все интересующие их вопросы. Познакомились с историей появления выжигания по дереву, с историей возникновения электрического выжигателя (его основными частями); узнали о материалах и инструментах для выжигания по дереву; освоили способы работы выжигателем по дереву; овладели простой техникой выжигания по дереву.

От работы с деревом и электровыжигателем дети получали только удовольствие, радовались результатам своей деятельности.

  1. выставка готовых работ.

Мы организовали выставку «Выжигаем по дереву», показали родителям детей и вручили в подарок.

 

                                            

Список использованной литературы

  1. Васнецова Н. Ю. 365 советов юному мастеру – М. Т68 ООО «Издательство Астрель», 2001 – 264 с.
  2. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – С. Русич, 2002 – 656 с.
  3. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины. – М. Просвещение, 1988 – 128 с.
  4. Ращупкина С. Ю. Выжигание по дереву. – М. РИПОЛ классик, 2011- 192 с.
  5. Журнал «Девчонки и мальчишки» №4 – М. ООО «Формат – М», 2011 – 53 с.

     


Количество комментариев: 0