На стенде «Уголок настроения» размещены изображения ромашек с различными эмоциями и кармашками. Дети помещают свои фотографии в соответствующий кармашек, объясняют, на основании чего они сделали свой выбор.
Стенд «Звезда недели». Цель: повысить уровень социально-нравственного развития детей в группе, социальный статус детей, имеющих низкий показатель социальной активности, повысить самооценку детей, развивать наблюдательность детей, умение подмечать добрые поступки сверстников, описывать их тремя, четырьмя предложениями. Повысить значение общественно-значимых человеческих качеств: чувства доброты, товарищества, дружбы, умение радоваться за успех другого.
На самом видном месте в группе располагается плакат ребенка, избранным «Звездой недели». Стенд «Звезда недели» представляет собой большую звезду, в середине которой расположен кармашек для фото ребенка. Дети самостоятельно выбирают «Звезду недели», но выбор «Звезды» должен быть обоснован. Правила выбора «Звезды»: себя не предлагать; говорить только о хорошем, плохое не вспоминать; выбирать «звезду» от души и сердца, без выгоды.
Звездой может стать тот, у кого сегодня день рождения, кто помог товарищу, не получил замечаний, хорошо выступил и т.д. Звезда получает множество комплементов, дети говорят о ее хороших поступках, оказывают всяческие знаки внимания. Для нее могут спеть песни, рассказать стихотворение, станцевать, что-то подарить. Таким образом, дети осознают, что все равны, что каждый член коллектива достоин внимания и уважения.
Стенд «Сад именинников». Цель: создание положительной атмосферы в детском коллективе, воспитание чувства товарищества, доброжелательности и дружелюбия.
Стенд «Сад именинников» представляет собой изображения четырех времен года, на которых расположены фотографии именинников. С помощью звездочки дети отмечают ребенка, у которого в ближайшем будущем наступит день рождения.
Стенд «Наша группа». Цель: создание положительной атмосферы в детском коллективе.
Стенд «Наша группа» представляет собой кармашек для записок, в которых ребенок делится своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми по поводу прошедшего события, выражает симпатию валентинкой или сердечком.
Следующий этап утреннего сбора – это групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры или поют групповую песенку. Сбор проходит быстро, легко, по- деловому. Поэтому мы стараемся не превращать игры в учебные действия, а используем при этом разнообразные пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»); словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»); игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»); игры-цепочки и т.д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.
Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства. Также обогащается и активизируется словарный запас ребенка, развивается его эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).
На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует), сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе.
Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, утренний сбор – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.
У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом. Необходимо помнить, что детский сад - это дом для детей, они здесь хозяева, основные жильцы, и с их мнением нельзя не считаться