Статья: "Трудности адаптационного периода у пятикласников"

Трудности адаптационного периода у пятиклассников

                  Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе  ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Ситуация новизны всегда является для человека в той или иной степени тревожной. Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так  личностных решений. 

         Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных причин, становятся робкими или, наоборот, развязными,  слишком суетятся. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться  школьной дезадаптацией и ребенок становится недисциплинированным, безответственным, отстает в учебе и уже не хочет идти в школу, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия "готовность к обучению в средней школе":

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
    2.  Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
    3.  Качественно иной, более "взрослый" тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Причинами медленной адаптации в 5 классе являются:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

 

Задачи на период адаптации, поставленные классным руководителем.

  1. Изучение классного коллектива.
  2. Знакомство с родительским коллективом.
  3. Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
  4. Организация внеклассной работы в классном коллективе.
  5. Активное участие классного коллектива в школьной жизни.

 

  1. Изучение классного коллектива.

 

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

  1. Разговор с учителем начальных классов о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от учителя начальных классов  об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
  2. Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.

 

 Проведены классные часы:

  • «Первый раз в пятый класс » (2 сентября 2016г.)
  • «Сентябрь встречает нас у школьного порога»
  • «Единые требования к учащимся школы»
  • «Домашние задания: как организовать свою работу дома»
  • «Я иду в школу…….» (Анкетирование на тему: адаптация пятиклассников)
  • Анкетирование «Давай дружить!» (выявление межличностных отношений в классе методом социометрии).
  • «Техника безопасности учащихся..»
  • «Осенние предварительные  итоги…»  (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)

Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений  можно охарактеризовать   уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:

  • Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
  • Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.
  • Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
  • Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Следует обратить внимание учителей-предметников на поведение  Татьяны Мнимая «взрослость», связанная с переходом в среднее звено школы, вызывает сложности в общении с учителями, одноклассниками,  оказывает влияние на  успеваемость. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
  • Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию. Однако есть и сложности в этом отношении. Наблюдение над отношениями ребят в классе показало, что держатся более обособленно от коллектива Наум, Лилит, Виктор. Не складываются  взаимоотношения с классом у Татьяны.. Следует отметить, что эти сложности  связаны с не периодом адаптации, а обусловлены уже сложившимися ранее взаимоотношениями в классном коллективе.
  • Особенности общения с педагогами. В целом не все учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
  • Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.

 

        Знакомство с родительским коллективом.

 

Для решения этой задачи были предприняты следующие шаги:

      2.1  Проведено анкетирование родителей в начале учебного года.

      2.2  Проведено организационное родительское собрание «Как помочь детям   организованно начать учебный год»

       2.3  На собрании обсуждались следующие вопросы:

  • Знакомство с родителями
  • Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям (анкеты детей).
  • Выбор родительского комитета класса.
  • Планирование воспитательной работы на учебный год.
  • Текущая успеваемость учащихся за I триместр. Раздала ведомость текущих оценок за I триместр. Обратила особое внимание на проблемы по предметам и замечания учителей.
  • Организационные вопросы (состояние учебников, плата за питание, приобретение канцтоваров)

 

      2.4  Прошли личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.

 

   

  3.Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе    адаптации.

В начале учебного года с учениками были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых детям предстоит учиться. В течении первой недели обучения перед уроком я подходила к классу, узнавала о том, все ли нашли классы, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями предметниками  об успеваемости, проблемах, о детях с которыми нужно позаниматься дополнительно. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью.

Результатом бесед стало следующее:

3.1Особенности  класса: Активный, дружный, творческий, со средней подготовкой из начальной школы. Добродушные, приветливые  и ответственные дети. Легко вовлекаются во все виды деятельности.  Дети постоянно готовятся к занятиям, с интересом относятся к предметам, но есть ученики, которые систематически приходят с плохо выполненными домашними заданиями: Алексей, Татьяна,  Григорий, Эльдар, Арсений. На уроках работа с этим классом проходит продуктивно. Есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведение некоторых учеников.

               

             3.2Нужны  дополнительные  занятия:

 

п/п

Предметы

Ф.И.

1.

Русский язык, литература

 

2.

Математика

 

 

3.

Английский язык

 

     

                4.Организация внеклассной работы в классном коллективе.

  1. Практически все ученики задействованы в кружковой работе. За редким исключением все дети посещают занятия по интересам и их внеклассная деятельность очень активна.

 

                5.Активное участие классного коллектива в школьной жизни

За первые два месяца, прошедшие с начала учебного года ученики класса активно участвовали в школьных и районных мероприятиях, проявив себя и свои знания, завоевав награды.

 

Название мероприятия

Дата проведения

Участники

Результат

1.

Туристический слёт, в рамках  Дня Здоровья

3 сентября

Весь класс

III место – конкурс по школе,

Iместо по подтягиванию на перекладине

 

2.

«Неделя истории и обществознания »

сентябрь

 

Грамоты  за конкурс рисунков 

3.

«Неделя Математики и информатики» 

октября

Весь класс

I место – конкурс газет

III место – брейн-ринг (знаток математики)

I место – математика в рисунках

4.

Школьные предметные олимпиады

октябрь

 

3 м.-русский язык

2 м.-история

1,2,3 м.-ист.,рус.яз.,анг.яз.

2,3 м.-ист.,анг.яз.

2 м.-русский язык.

5.

Осенний бал

28 октября

 

III место – номер художественной самодеятельности

I место – конкурс газет

II место – осенний букет

 

Таким образом, исходя из наблюдения за  учащимися, можно оценить уровень адаптации 5-го класса к новым условиям обучения как средний.

           Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются:  физкультура, обж, обществознание, изо и технология (см. приложение 1). Следует отметить, что интерес к этим предметам, по сравнению с 4-м классом, возрос.  Такие предметы,   как математика и английский язык, видимо, вызывают у детей сложности и, как следствие, отмечается равнодушие и в некоторой степени нелюбовь.

           В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Таким образом, можно подвести итог по  вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:

- у  большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная педагогическая работа и внимание к данной проблеме родителей.

 

  Приложение 1

Для выяснения степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью было проведено соответствующее исследование (из 23 обучающихся в анкетировании участвовали 22 человек).

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью: « Ура! Сегодня будет ....»  тенология-16 человек                                                                                                                                         физ-ра – 9 человек,

математика-9 человек

ИЗО-9 человек

  1. Я прихожу в школу для того, чтобы...

узнать что-то новое, интересное – 19 человек

не огорчать родителей – 3 человека

 

  1. Домашнее задание я делаю так

обращаюсь за помощью к взрослым – 4 человек

      совершенно самостоятельно – 3 человека

под контролем родителей – 14 человека

 

  1. Каждый день мне хочется заниматься такими интересными предметами как

технология- 11 человек

физ-ра, литература ,ИЗО– 8 человек

история, биология  и математика – по 7 человека

 

  1. Я с удовольствием встречаюсь с такими учителями как

технология-14 человек

русский язык,математиа-6 человек

физ-ра, история -10человека

английский язык-5 человека

 

  1. Для того чтобы хорошо учиться, нужно

иметь интерес к предмету-8 человек

иметь способности к предмету – 4 человека

хорошо работать на уроке – 12 человека

 

  1. По какому предмету ты испытываешь наибольшие трудности?

английский язык – 7 человек

математика – 9 человек

русский язык – 6 человека

 

  1. Какие трудности ты испытываешь сегодня в учебе

испытываю большие трудности в пересказе параграфа – 7 человека

вопросы учителя слишком трудные – 2 человека

не успеваю запомнить новый материал, сразу после объяснения учитель спрашивает - 9

у меня нет трудностей в учёбе – 2 человека

 

  1. Я не могу учиться лучше, так как...

Я учусь в меру своих сил - 17человек

мне трудно усвоить учебный материал – 6 человека

 

Эти ответы учеников говорят о том, какие они все разные наши пятиклассники. Каждый из них требует особого внимания, подхода. Я думаю, что совместными усилиями учителей и родителей мы будем делать всё, чтобы дети чувствовали себя комфортно  в школе.

 


Количество коментариев: 0