Статья: "Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей старшей группы «В осеннем заколдованном лесу»"

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей старшей группы «В осеннем заколдованном лесу»

                                                                                                                                                               Воспитатель д/с № 1о6 «Изюминка» Кирилюк Е.А.

Цель: уточнение и расширение знаний об осени. Упражнение в употреблении слов - антонимов. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания об осени, употреблении слов – антонимов, употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением, составлении предложений, употреблении однокоренных слов,

закрепить умение отвечать полным ответом,

Развивающие: Развитие логического мышления, память, воображение, наблюдательность;  развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные: Воспитание доброго отношения друг другу. Воспитывать умение слушать своих товарищей, оценивать их и свою работу; воспитывать культуру общения.

Словарная работа: соловушка,  жаворонушек, скворушка, ласточка, стрижонок,  журавушка, лебедушка, кукушечка, трясогузочка, дуб, осина, клен.

Оборудование и материал: карта - плакат, карточки с заданиями, магнитофон с записями, игрушка- баба Яга,  игрушка- Лесовичок, пень, 2 дерева, куст елки, паутина, листья разных деревьев, картинки с птицами, картинки с грибами, картинки овощей.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, игра « Скажи наоборот», «Скажи со словом осенний», « Подбери листочек».

Ход занятия

части

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Вводная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключи-тельная

В.:  «Собрались все дети в круг,

        Я твой друг и ты мой друг.

        Крепко за руки возьмёмся

        И друг другу улыбнёмся»

В.:  Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение,

( наше правило – « Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре – смело, чётко говорим и тихонечко сидим» (воспитатель предлагает сесть на стульчики)

 

В.: Ребята, вы хотите отправиться в путешест-вие?

-Хорошо, мы отправляемся в сказочное путешествие, в лес и не простой, а заколдо-ванный! Представьте что мы в осеннем лесу. У нас с вами есть карта (показываю плакат-карту).

- Посмотрите внимательно,  вот здесь находимся мы, а впереди ворота, чтобы пройти через волшебные ворота, надо выполнить задание.( берет карточку с заданием, прикрепл. к карте)

- Мы сыграем в игру  «Скажи наоборот»: я называю слово, а вы слово –наоборот. Всем понятно?

Большой –

громко –

грустный –

высокий –

открыть –

пустой –

вежливый –

легко –

тепло –

сильный –

солнечный –

чистый –

В.: молодцы! Вот мы и попали в лес.  Представьте, мы идем по тропинке, а  тут ……? Что вы видите?

В.: да!  «Курьи ножки у избушки,

             А в избе живет старушка,

             Пол метлою подметает,

             В ступе над землей летает».

              Кто это?

(Звучит музыка, появляется Баба –Яга – игрушка)

Баба Яга: Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит вы меня не любите! Не хотите со мной дружить?

- Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в закол-дованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

(Музыка,  свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания).

Б.Я.: встаньте, сядьте на корточки, закройте глаза!!! (Колдует)

(Воспитатель выставляет на ковре  декора-ции: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает.

В.: Ребята! Открывайте глаза! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдо-ванный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво. Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги,

И опять вверх, вниз.

В.: правда красиво? садитесь на стульчики и посмотрите на нашу карту, мы сейчас вот здесь(показывает место на карте)

- А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?( берет карточку с заданием, прикрепленного к карте).Слушайте внимательно:

- Кто живет в лесу и охраняет его?

Тропинка в лесу какая?

Как называется маленький лес?

Как называется сказочный человек, который живет в лесу?

Так кто нам поможет найти тропинку и выб-раться из заколдованного леса?

Тогда давайте позовем его.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, как вы уже заме-тили  состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса.

В.: Ну что, ребята, постараемся?

Л.: Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? Садитесь поудобней на ковер и представьте, что вы вот на этой полянке ( показывает на карте). Вот задание, надо: надо от существительных. Составить такие же прилагательные, например:

Если идет дождь, какая погода?

Правильно, начнем:  дует ветер -

Если холодно -

если пасмурно -

если хмуро -

если сыро -

если солнечно -

если ясно -

если мороз -

Л.: молодцы, легко справились заданием. А теперь давайте, ребята, поиграем в игру: «Скажи со словом осенний», внимательно на окончание:

Небо какое? -

Ветер какой? -

Аллея какая? -

Солнце какое? -

Туча какая? -

Дождь какой? -

Цветы какие? -

Лес какой? -

Погода какая? -

Сапоги какие? -

Утро какое? -

Пальто какое? -

В.: Молодцы, ребята! Представьте, ребята, что пошел дождь!

- Какой дождь?

- Да, еще моросящий можно сказать. Покажи-те, как вы замерзли.

Дождик бегает по крыше

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте

Бом! Бом! Бом!

 

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом!

 

- Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше. Посмотрите на карту( показываю на карте место)

- Куда мы попали?

- что на ней растёт?

- значит как полянка называется?

Пальчиковая гимнастика «Опята»

На пеньке живет семья

Мама. Папа, брат и я.

 

 

Дом у нас один, а крыша

Есть у каждого своя

 

 

Л.: Давайте, ребята соберем в корзину грибы. (На ковре разложены картинки с грибами)

- Какие грибы мы собрали?

 

- как из можно назвать одним словом?

-А какие остались на полянке?

 

В.: А теперь, ребята садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу Ягу считать,  поиграем в игру «Мы считаем»: одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, пенек, подберезовик, подосиновик).

Л.: молодцы и с этим заданием справились! Ну что? Дальше?Поскачем на одной ноге на другую полянку.

(Раскладываю картинки  с птицами)

- На какую полянку мы прискакали?

- Какие птицы на поляне?

- Почему их так называют?

 

- Почему улетают?

В.: Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то поможем им улететь в теплые края, например:

Соловей – как будет ласково?

Жаворонок -

Скворец -

Ласточка -

Стриж -

Журавль -

Лебедь -

Утка -

Кукушка -

Трясогузка -

(Музыка, звук ветра)

В.: послушайте, что это?

- да правильно у нас  дыхательное упражнение «Ветер»

Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер?

Подул маленький ветер

Подул сильный ветер

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый

Рябиновый

Березовый

Дубовый

- Давайте, соберем листья с дорожки и назовем  «Какой лист у….?»

Лист дуба -

Лист березы -

Лист рябины -

Лист осины -

Лист клена -

Шишка сосны –

Шишка ели -

В.: Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. ( показываю на карту) -Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил?

А почему?

В.:Я предлагаю, ребята, пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.

- Посмотрите,  что находится на этой полянке? (раскладываю картинки)

- как можно назвать полянку одним словом?

Какие овощи здесь лежат?

 

Давайте приготовим из них сок.

сок из помидоров -

сок из огурцов -

сок из моркови -

сок из свеклы -

сок из капусты -

сок из тыквы -

Так, какой мы сок приготовили?

 

Л.: Молодцы, ребята! Баба Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!

В.: Спасибо, Лесовичок, за помощь. (Лесовичок уходит)

- Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком. Появляется Баба Яга:

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадова-ло и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания! (Уходит) (Звучит музыка)

В.: Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Грустно возвращаться назад - покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся - скорее улыбнитесь.

Вот и детский сад.

 

- Понравилось вам в лесу?

Какая Баба Яга стала?

Где мы сегодня побывали?

– какие задания нам помогли добраться домой?

- Молодцы!

Дети стоят в кругу и держатся за руки

 

 

 

 

 

 

Садятся на стульчики на ковре

 

 

 

- да!

 

 

 

Смотрят

 

 

 

 

 

 

 

 

- да!

- маленький;

- тихо,

- радостный,

- низкий.

- закрыть.

- полный,

- грубый,

- трудно,

- холодно,

- слабый,

- пасмурный,

- грязный

 

 

- избушку,

 

 

 

 

- баба Яга!

 

 

- Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная;

 

 

 

 

 

Дети встают со стульчиков приседают на ковер, закрывают глаза,

 

 

 

Открывают глаза,

 

 

 

Голову вправо-влево,

Вправо-влево,

Вверх,

Вниз,

Вверх, вниз.

 

 

 

 

 

 

 

Лесник, лесничий,

- лесная,

- Лесок

 

- Лесовичок,

 

Лесовичок

Зовут Лесовичка,

- здравствуй, Лесовичок,

 

 

 

 

- да!

 

- нет!

- да!

Садятся на ковер

 

 

 

- дождливая,

- ветренная,

- холодная,

- пасмурная,

- хмурая.

- сырая.

- солнечная,

- ясная,

- морозная,

 

 

 

 

- осеннее,

- осенний,

- осенняя,

- осеннее,

- осенняя,

- осенний,

- осенние,

- осенний,

- осенняя,

- осенние,

- осеннее,

- осеннее,

 

 

- Холодный, сильный,

 

 

Стучат ладонями по спинкам друг друга,

Постукивают пальчиками,

Поколачивают кулачками,

Растирают ребрами ладоней,

Кладут ладони на пле-чи и большими пальца-ми растирают плечи круговымидвижениями

Поглаживают ладонями,

- Да!

 

 

- на полянку,

- грибы,

- грибная,

одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки,

поочередно пальчики разжимают,

две руки вместе ладонями вверх,

«крыша» из ладошек,

 

Собирают,

 

Сыроежки, подосино-вик, подберезовик.

- съедобные,

Несъедобные: мухомор, поганки, садятся на стульчики.

 

Играют-считают

 

 

 

Встают скачут на одной ноге

 

 

- птичья,

- перелетные,

-улетают в теплые края,

Трудно найти зимой корм,

 

 

- соловушка;

- жаворонушек,

- скворушка,

- ласточка,

- стрижонок,

- журавушка,

- лебедушка,

- уточка,

- кукушечка,

- трясогузочка,

 

- ветер дует,

 

 

 

- ветерок,

- у-у-у

- У-У-У

 

 

- а-а-а

- и-и-и

- о-о-о

- e-e-e

 

Дети называют,

- дубовый;

- березовый;

- рябиновый;

- осиновый;

- кленовый;

- сосновая;

- еловая,

 

 

- Баба Яга,

- Она на нас обиделась,

 

 

 

 

 

 

- Овощи,

- овощная,

- Морковь, помидоры, огурцы, тыква,капуста,

 

- томатный;

- огуречный;

- морковный;

- свекольный;

- капустный;

- тыквенный,

- Овощной,

 

- до свидания. Спасибо!

 

 

Зовут,

 

 

 

 

Угощают соком,

 

 

 

 

Показывают,

Закрывают глаза, покружились,

Улыбнулись,

- да!

Добрая,

В лесу,

Ответы детей

Орг момент

Худ слово стих-е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение,

 

 

 

 

 

Вопросы

Ответы,

 

 

 

 

 

 

 

 

Худ.

слово.

сти-е,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность детей

 

 

 

 

Показ,

 

 

 

Вопросы

Ответы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

показ

 

 

объяснение,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Ответы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ

 

 

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

Ответы,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность детей,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Ответы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проща

ние,

 

 

 

 

подведение итогов,

 

похвала

 

 


Количество коментариев: 0