Статья: "Проект "Вместе с книгой я расту". Сотрудничество ДОУ и детской библиотеки."

СОЦИАЛЬНОЕ  ПАРТНЁРСТВО

МБДОУ «Романовский детский сад №1»  и детской библиотеки

в ходе реализации проекта

«Вместе с книгой я расту»

 

  Актуальность:

      Дошкольное детство как период  человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

       Непреходящей ценностью во все времена считалось воспитание и образование. «Воспитание  - великое дело: им решается участь человека», писал В. Г. Белинский. Народные сказки, рассказы, стихи, широко используемые в работе с дошкольниками, оказывают на детей своё воспитательное воздействие. Активно используемое художественное слово бесценно влияет на всестороннее развитие ребёнка. В процессе общения с книгою дошкольник не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

      И как бы ни  менялось наше общество, мы обязаны расширять кругозор детей, овладевать родным языком, активно способствовать использованию в речи языковых средств выразительности, знакомить с русским литературным творчеством.  Взаимодействие открытых структур, таких как детский сад и детская библиотека   помогают решению этих задач. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг», писал В.А. Сухомлинский.

Конституция Российской Федерации социальное партнерство рассматривает «как согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования», а также принципы социального партнерства, основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44).

 Важной задачей воспитания является поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности. После четырёх лет у ребёнка возникают новые возможности в понимании литературного произведения, т.к. у них расширяется детский жизненный опыт. Поэтическое слово, напевность стихотворной речи, ритмичность способствуют воспитанию художественного вкуса детей. Книга помогает ребенку получать новые знания, впечатления, обогащать сюжетную, театрализованную и художественную деятельность.

      Детская библиотека для детей – это уникальное пространство для творчества и общения на основе книги.

 

 

 

Цель проекта:

      Используя различные  формы библиотечной деятельности, своевременно ввести дошкольников  в литературный мир, который поможет сформировать душу и ум ребёнка, приобщить к живой и выразительной русской речи.                                       

Задачи проекта:

  • Сформировать представления детей о библиотеке, об общественной значимости труда библиотекаря.
  • Развивать интерес дошкольника к самому процессу чтения, потребности в постоянном общении с книгой. Знакомить с книгой как источником получения новых знаний, познания мира.
  • Формировать  у детей первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, воспитывать бережное отношение к книге.
  • Дать представления о книгах, журналах, их оформлении. Знакомить дошкольников с художниками-иллюстраторами.
  • Формировать представления о различных литературных жанрах, их особенностями, выразительными средствами (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения).
  • Развивать речь детей; обогащать бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь дошкольника; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, драматизации.
  • Дать представления о мире человеческих отношений, нравственно-этических ценностях через художественные произведения.
  • Формировать у дошкольников эстетический вкус; эмоциональное отношение к литературным произведениям; коммуникативную культуру; развивать творческие способности;
  • Знакомить дошкольников с отечественными и зарубежными писателями, их творчеством;
  • Знакомить детей с творчеством поэтов и писателей Алтайского края;

 

 

Основные положения проекта:

      Детская библиотека становится своеобразным центром познания, творчества и досуга. Разнообразные формы работы с дошкольниками, организация досуга должны быть построены так, чтобы дети с удовольствием приняли участие в предлагаемых мероприятиях. Выбор тем занятий и мероприятий с детьми соответствует комплексно-тематическому планированию общей образовательной программы ДОУ.  

Участники проекта:

Дети средней, старшей, подготовительной к школе группы, воспитатели.

Сроки работы над проектом:   2018-2019 учебный год (сентябрь-май)

 

Формы  работы с дошкольниками:

  • экскурсия
  • литературная гостиная
  • литературный марафон, литературный калейдоскоп
  • игры-путешествия, литературные игры
  • познавательная страничка
  • викторины
  • беседы
  • книжные выставки
  • просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций
  • акции
  • художественная деятельность

 

Реализация проекта:

Подготовительный этап:

Содержание деятельности:

Цель:

Срок:

Участники:

Консультация для воспитателей «Сотрудничество ДОУ и детской библиотеки».

 

Познакомить педагогов ДОУ с проектом, его актуальностью, целями, задачами, мероприятиями.

Август 2018

Старший воспитатель

Коваленко И.Р.

Воспитатели средней, старшей, подготовительной группы.

Консультация для библиотекаря «Работа с дошкольниками по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой»

Познакомить с особенностями организации образовательной деятельности с дошкольниками; подобрать и изучить литературу, практический материал (презентации, мультфильмы, игры) по темам занятий, мероприятий.

Август 2018

Библиотекарь

Березняк Л.А.

Старший воспитатель

Коваленко И.Р.

 

Сбор, обработка, адаптирование материала.

Ознакомление воспитателей с  библиотечным фондом, книжными новинками; составление списка рекомендуемой литературы для чтения детям,  работы с дошкольниками.

Август 2018

Библиотекарь

Березняк Л.А.

воспитатели

Оформление в группе «Уголка книги».

Развивать интерес дошкольника к самому процессу чтения, потребности в постоянном общении с книгой. Знакомить с книгой как источником получения новых знаний, познания мира.

Август 2018

Воспитатели средней, старшей, подготовительной группы.

 

 

Практический этап (мероприятия с дошкольниками):

 

Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

 

Участники

1«Почемучка»

 

 

2.«Путешествие в прошлое книги»

3.«Путешествие в страну Читалию»

1.Выставка познавательных книг, энциклопедий, журналов.

2.Игра-путешествие

 

 

3.Экскурсия по библиотеке. 

Сентябрь

 

 

 

Сентябрь

 

 

Сентябрь

1.Подготовительная группа

 

 

2.Старшая группа

 

 

3.Средняя группа

1.«Ребятам о зверятах»

2.«В мире животных»

1.Галерея (знакомство с художниками –иллюстраторами)

2.Викторина

Октябрь

 

 

Октябрь

1. Подготовительная группа

2. Старшая группа

1.«Москва величавая»

 

2«Все работы хороши, выбирай на вкус»

1.Познавательная страничка. Просмотр презентации

2.Литературный марафон

Ноябрь

 

 

Ноябрь

1.

Подготовительная группа

2.Средняя группа

1.«Зимние забавы»

 

2.«Зимой и летом одним цветом»

1.Литературный калейдоскоп

2.Познавательная страничка. Рисование «Елочка – зеленая иголочка»

Декабрь

 

Декабрь

1.Старшая группа

 

2. Подготовительная группа

1.«В гостях у сказки»

2.«Подари книгу детской библиотеке»

3.«Такая разная одежда»

1.Игра-путешествие

2.Акция

 

3.Познавательная страничка, книжная выставка

Январь

Январь

 

Январь

1.Средняя группа

2.Все группы

 

3.Старшая группа

1.«Народные игрушки»

2.«Наша армия»

1.Игра-путешествие

2.Викторина. Просмотр презентации 

Февраль

 

Февраль

1.Средняя группа

2. Подготовительная группа

1.«Пробуждение природы»

 

2.«Театр открывает двери»

1.Литературная гостиная (Алтайские авторы)

2.Познавательная страничка. Драматизация сказки.

Март

 

 

Март

1.Старшая группа

 

 

2. Подготовительная группа

1.«День космонавтики»

 

2.«В гостях у дедушки Корнея»

3.«Путешествие в Африку»

1.Познавательная страничка

 

2.Литературный калейдоскоп

3. Игра -путешествие

 

Апрель

 

 

Апрель

 

Апрель

1.

Подготовительная группа

2. Средняя группа

 

3.Старшая группа

 

1.«Мои первые книжки»

 

2.Азбука дорожного движения «Берегите руки, ноги, не шалите на дороге»

1.Книжная выставка

 

 

2Познавательная страничка. Просмотр мультфильмов

Май

 

 

май

1.

Подготовительная группа

2.Старшая группа

 

1.«Веселые книги веселых писателей»

2.«На золотом крыльце сидели»

1. Литературный марафон

2Рисование любимой сказки

Лето (по согласованию)

Старшая группа

 

Средняя группа

 

Работа с родителями:

– консультации:

  • «Как организовать домашнее чтение»
  • «Прививаем ребенку любовь к чтению»
  • «Учить ли детей читать?»
  • «Сказкотерапия»
  • «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»;
  • «Воспитание будущего читателя»;

- акция «Подари книгу детской библиотеке»

Заключительный этап

-обобщение результатов работы

-блиц-опрос детей

-отзыв библиотеки

-фотовернисаж «Встреча с книгой»

 

Предполагаемый результат:

  • формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям
  • увеличение количества новых читателей
  • умение пользоваться библиотечным фондом;
  • бережное отношение к книге – источнику знаний
  • активизация чтения
  • повышение рейтинга книги в досуге дошкольника

Уровень развития интегративных качеств дошкольника

 

«Портрет маленького читателя»

 

Любознательный, активный

Проявляет активный интерес к чтению как процессу. Обнаруживает  явные предпочтения в художественной литературе (в тематике, произведениях определённых жанров, авторах, героях).

Эмоциональный, отзывчивый

Эмоционально откликается на прочитанные произведения: сопереживает положительным героям, осуждает отрицательных персонажей, радуется оптимистической концовке текста, воспринимает средства художественной выразительности, с помощью которых автор характеризует и оценивает своих героев, описывает явления окружающего мира.

Овладевший

средствами общения

и способами

взаимодействия со

взрослыми и

сверстниками

Увлечён совместным со взрослым и сверстниками чтением, анализом и инсценировкой отдельных фрагментов или небольших целых художественных произведений. Общается со взрослыми и сверстниками по содержанию прочитанного, высказывая своё отношение, оценку.

Способный

управлять своим

поведением,

в соответствии с

нормами и правилами.

Способен слушать художественное произведение в коллективе сверстников. Запоминает прочитанное и достаточно долго удерживает информацию в памяти.

 Соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке, коллективного чтения книг.

Способный

решать

интеллектуальные и

личностные задачи.

 

Использует прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной деятельности, общении со взрослыми).

В поведении стремится подражать положительным героям прочитанных книг. Создаёт ролевые игры по сюжетам известных произведений, вносит в них собственные дополнения. Способен решать творческие задачи: сочинять небольшое стихотворение, сказку, рассказ, загадку, употребляя соответствующие художественные приемы (характерные для сказок названия героев, сравнения, эпитеты). Соотносит содержание прочитанного с личным опытом.

Имеющий

первичные

представления о

себе, семье,

обществе

(ближайшем

социуме),

государстве

(стране), мире и

природе

Имеет собственный, соответствующий возрасту, читательский опыт, который проявляется в знаниях широкого круга фольклорных и авторских произведений разных родов и жанров, многообразных по тематике и проблематике; умении с помощью взрослых анализировать их с точки зрения формы и содержания, инсценировать и иллюстрировать отрывки художественных текстов; навыках выбора книги для чтения из числа предложенных и  увиденных.

 

Овладевший

универсальными

предпосылками

учебной деятельности.

Читает наизусть  стихотворения, самостоятельно рассказывает хорошо знакомые сказки, рассказы.

 

 

 


Количество комментариев: 0