Статья: "Формы и методы экологического воспитания дошкольников"

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Рахимова Маргарита Атаулловна,

 воспитатель

МБДОУ №119 город Дзержинск Нижегородской области

Экологическое воспитание  дошкольников, согласно ФГОС, - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

-устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

-бережного отношения к природе;

-правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

-моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

-эмоциональной отзывчивости к живой природе;

-положительных эстетических  ощущений от любования природой;

-умений познавать особенности окружающего мира.  (3)

Знакомя детей с природой, необходимо опираться на решение следующих задач: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек- часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.  (4)

Решение этих задач, безусловно, требует комплексного подхода. Работа по экологическому воспитанию должна проводиться не только во время организованной образовательной деятельности , но и в других режимных моментах.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет различные методы и приемы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение знаниями. Это такие методы, как наблюдение, эксперимент, труд, игры, проектирование.

Не менее важны методы, основанные на слове воспитателя: рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Выше названные методы и приемы могут применяться в сочетании: наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом, слово воспитателя с компьютерной презентацией и т.д.

Основным методом экологического воспитания является наблюдение, оно проводится ежедневно на прогулке. Наблюдать можно погоду, небо, сезонные явления в жизни растений и животных. Наблюдения эти обычно кратковременные, но за одним и тем же объектом или явлением проводятся  многократно. Сочетание наблюдений с художественным словом способствует образованию ярких, прочных образов и в то же время обогащает словарь детей. Поэтому во время наблюдений хорошо использовать стихотворения, песни, загадки, поговорки.

Для закрепления того, что дети наблюдают, необходима фиксация наблюдений. Это могут быть зарисовки рассматриваемых цветов, листьев, деревьев, плодов, животных. То же значение имеет лепка овощей, фруктов, животных.

Действенным методом экологического воспитания, на мой взгляд, является создание экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий. Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка»,  «уголка природы» (разведение комнатных цветов, оформление клумбы). Данная деятельность будет эффективной, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними.

Игра- не только развлечение, она служит и методом, при помощи которого дети знакомятся с окружающим миром. Сюжетно-ролевые игры детей часто воспроизводят воспринятое ими на экскурсиях и прогулках. В них находят отражение полученные представления о растениях, животных, труде человека. В таких играх дети, повторяя то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки.На прогулках широко применяются игры детей с естественными материалами. В многочисленных играх с водой, песком, снегом, камешками дети знакомятся с естественным материалом природы, его качествами и свойствами, накапливают чувственный опыт.

Как на занятиях, так и на экскурсиях, прогулках проводятся дидактические игры, в которых используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни), картинки с изображением растений и животных, настольные игры, всевозможные игрушки. «Закрепить знания детей о диких и домашних животных можно в играх «Охотники», «Расселим животных», «Узнай  по описанию», «Кто чем питается?» и т.д.

Для закрепления знаний об окружающей действительности целесообразно проводить дидактические игры «Осенние листочки», «Магазин «Семена», «Детки на ветке», «Овощехранилище», «Собери урожай», «Быстро собери яблоки», «Собери грибы в лукошко», «Съедобное-несъедобное», «Волшебный мешочек», «Вершки и корешки» и т.д.». (1)

«Отличным средством объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них  личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами.

Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить  теоретические знания, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками  можно реализовывать исследовательские, практико-ориентировочные, ролево-игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты.» (3)

«Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения и произведения устного фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.), инсценирование сказок на экологические темы. В экологическом театре могут быть поставлены спектакли по сюжетам знаменитых произведений, а также по сказкам, придуманным детьми и педагогами.

Целесообразно знакомить детей с живописными и музыкальными произведениями, отражающими красоту природы. Необходимо сформировать у детей убеждение, что красота и творение природы бесценны, а потому их надо бережно охранять.» (1)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.

3.Интернет ресурс.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

5.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.


Количество коментариев: 0