Статья: "Экологическое воспитание в семье"

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ.

Лаверженцева  Оксана Вячеславовна,

 воспитатель

МБДОУ №119 город Дзержинск Нижегородской области

 

 

 «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский В. А

 

Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, в том числе и экологического. Экологическое воспитание - это процесс непрерывного воздействия родителей на сознание и поведение детей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическая культура является тем импульсом, который поможет преодолеть отчуждение людей от окружающей среды и решить экологические проблемы. Важная задача экологического воспитания детей в семье - сделать окружающую среду, среду их жизни объектом эстетического, патриотического и нравственного воспитания.

Формировать личность ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбираю свой жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительный результат, если родители вооружены психолого-педагогическими, экологическими знаниями и непрерывно пополняют их самостоятельно или через систему народного образования, обмениваются опытом семейного воспитания.

Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Дошкольное учреждение должно вести большую разъяснительную работу, популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру. Экологическую информацию взрослые получают:

  • на родительских собраниях;
  • в процессе посещения территории детского сада;
  • из консультаций для родителей;
  • в совместной деятельности с детьми. https://solncesvet.ru

Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. infourok.ru

Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой, проявление бережного отношения к ней. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. www.maam.ru

Одно из важнейших задач экологического воспитания семье является задача формирования отношений, которые связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, явлений и т.п., сколько с их сущностью, с их смыслом. В отношениях выражается жизненное значение всего того. Что окружает человека, с чем он соприкасаться. Они и становятся движущей силой поведения и активности человека. Очень важным в экологическом воспитании являются учет эмоционального компонента отношений. Положительные эмоции у человека могут возникнуть при наблюдении за природой  (восхищение красками осеннего леса, разливом реки, цветком, маленькой собачкой т.д.), заставят самое жестокое сердце сделаться добрее. Но не только положительные эмоции мигать помочь в формировании положительного отношения, а в педагогике - ответственного отношения к окружающему миру. Отрицательные эмоциональные состояния страха, гнева. Отвращения способны вызывать конфликты, стрессы, фобии. Но они же способны заставить человека разобраться, вникнуть в суть, влияющих на самочувствие, здоровье его или членов его семьи и близких дискомфортных условий, связанных с изменением качества окружающий среды. Отрицательные эмоции могут при этом вызвать волевое усилие, направленное на преодоление трудностей, заставит действовать.

Семья должна учить детей гуманистическому стилю общения: доброжелательности, теплоте, принятию внутреннему переживанию другого человека, открытости, способности к самоочищению. Общаясь, человек не познает другого, но получает знания, познает мир.

Формирование нового экологического мышления у своих детей – это тот путь и те экологические ориентиры, на которые должна направит свои воспитательные условия современная семья.

Важную роль в изменении экологического мышления играет сама природа. Окружающая природная среда является неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие, музыку звуков и красоту. Красота окружающего мира помогает развивать у детей эстетический вкус и приобщать их к творчеству, воспитывает любовь и уважение к природе. Родители должны с первых шагов каждым своим действием закладывать в сознание ребенка, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой, что человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Этот мироощущение можно сформировать, используя многолетний опыт народной педагогики.

Экологического воспитания в семье осуществляется успешно, если:

Во – первых, взрослые члены семьи передают своим детям накопленный обществом социальный опыт гармонического взаимоотношения человека и природы, формируют экологическое сознание и экологическую культуру, воспитывают высоконравственных людей, соблюдающих этические нормы поведения в природе, сами владеют знаниями об окружающей среде обитания, готовы быть рачительными хозяевами Земли, способны вести здоровый образ жизни.

Во – вторых оказывают систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи, используя принципы возрастного, дифференцированного и индивидуального подхода к личности.

В – третьих, дети постоянно влияют на родителей, побуждаю последних активно заниматься самовоспитанием.

Существует еще одно очень важное условие – экологическое воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям.

Основными методами  экологического воспитания личности детей и подростков в семье являются различные формы жизнедеятельности, формирующие экологическую, духовную, материальную, социальную. Личностную и организационную культуру семьи, тем самым создавая разносторонне развитую, целостную, гармоническую, природосообразную семью.

Очень важно использовать в экологическом воспитании семейные традиции. Родился ребенок – посади дерево. С какой теплотой дети вспоминают праздники: семейные, дома, двора, улицы, города. Все они вызывают в сердце радость, а значит, ощущение счастья Любовь к людям рождает в душе детей любовь ко всему живому на Земле и к самой природе.

Итогом экологического воспитания детей будут природосообразные поступки, направленные на улучшение состояния окружающей среды и ответственность за природу и жизнь на Земле.

 

 


Количество коментариев: 0