Статья: "Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как средство развития трудовой деятельности"

Развитие трудовых навыков у детей пятого года жизни как средство развития трудовой деятельности (фрагмент).

 

Щепетова Татьяна Александровна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №62»

г. Дзержинск Нижегородская обл.

 

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Развивая у детей трудовую деятельность, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.

Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).

Для развития у детей способности ставить цель в труде важны:

- осознание цели;

- умение видеть результат;

- владение способами действий, навыками.

Таким образом:

Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно

Трудовая деятельность у детей пятого года жизни носит в основном исполнительский характер.

Участие взрослого в труде (совместный труд) пока остается одним из ведущих в руководстве трудовой деятельностью

Наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослым к самостоятельной.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Овладение навыками трудовой деятельности - одно из основных условий воспитания у детей желания и умения трудиться. В трудовой деятельности решаются задачи нравственного, умственного, физического, эстетического воспитания.

Однако:

  • В настоящее время развитию трудовой деятельностименьше стало уделяться внимания.
  • Труд детейв детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере

Таким образом, труд должен войти в жизнь ребенка, и помочь для дальнейшего развития. Исходя из этого мы определили

цель: обосновать эффективность формирования трудовых навыков у детей 5-го года жизни как средство развития трудовой деятельности.

И поставили задачи:

  • Расширять взаимодействие ребенка с окружающим через организацию трудовой деятельности
  • Формирование трудовых навыков
  • Формирование компонентов трудовой деятельности
  • Формирование общественных мотивов труда
  • Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми.

Свою работу мы осуществляли в несколько этапов. В начале учебного года нами было проведено обследование детей с целью определения развития сформированности трудовых навыков.

Критерии для обследования были определены на основе задач программы:

- самостоятельно одевается, раздевается;

- самостоятельно дежурит по столовой;

- готовит и убирает свое рабочее место.

По результатам обследования был сделан вывод:

У детей навыки развиты хорошо, но дети не всегда замечают неопрятность в одежде, не могут самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Практически всегда нужен контроль или помощь со стороны взрослого. В силу своих возрастных особенностей, из-за неустойчивого внимания дети отвлекаются от поставленной задачи и переключаются с одной деятельности на другую.

 


Количество комментариев: 0