Статья: "Экспериментальная деятельность в старшей группе."

Доклад на тему: «Экспериментирование в старшей группе».

В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключеия, абстракции.

В ходе экспериментально — познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает с посредством проведения опыта и, анализируя делает вывод, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе или явлении.

Экспериментальная работа вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы. Развивает мыслительные операции( анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности, и возможность самому достичь желаемого цвета на занятии . Эксперимент, самостоятельно проводимый ребёнком, позволяет ему создать модель естественно научного явления и обобщить полученные действенным путём результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явленийдля человека и самого себя.

Развитие способностей детей экспериментировать представляет собой определённую систему, в которую включены демонстрацонные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности. Каждое фундаментальное естественно — научное понятие (температура, время, жидкость, газ, твёрдое тело, тяготение, свет, звук и т. д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребёнка в процессе наблюдений, мыслительного и раельного наблюдения. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно как результат постановки опыта.

В обычной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что — то новое, они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металические предметы и т. д.; но опасность таких исследований заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент, организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.

Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством взрослого, а затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов вносятся в пространственно — предметную среду для самостоятельного воспроизведения ребёнком, если это безопасно тдля его здоровья.

В связи с этим эксперимент в дошкольном образовательном учреждении должен отвечать следующим условиям:

  1. максимальная простота констукии простоты приборов и правил обращения с ними,
  2. безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов,
  3. показ только существенных сторон явления или процесса,
  4. отчётливая видимость изучаемого явления,
  5. возможность участия ребёнка в повторном показе эксперимента.

В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почемуему я это делаю?», «Почему так, а не иначе?», «Что хочу узнать?», «Что получить в результате?».

Усвоение системы научных понятий позволит ребёнку научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.

В дошколшьном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания, повторения правил и законов в формализованном виде.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.

Какую же экспериментальную деятельность нужно проводить в старшем дошкольном возрасте? Содержание программы «Детское экспериментирование».

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать ИЗМЕРЕНИЕ.

В данном разделе необходимо познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средства познания мира, установления отношений человека с окружающим миром: линейка, измерительная лента, весы (стрелочные и пружинные), мерный сосуд, термометр (для измерения температуры тела, воды, воздуха), познакомить детей с понятием время, развивать способность пользоваться измерительными приборами (узнавать длину, ширину, размер, вес температуру и т. д .).

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать ЗЕМЛЯ И ЕЁ МЕСТО В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ.

В данном разделе необходимо познакомить детей с моделью Солнечной системы, местом планеты Земля в ней, вращением Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца. Способствовать установлению ребёнком зависимости наступления утра, дня, вечера и ночиот положения Земли по отношению к Солнцу, а также смены времён года.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать ВЕЩЕСТВО.

В данном разделе необходимо познакомить детей с веществом тремя оновными состояниями веществ: твёрдое, жидкое и газообразное.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать ДВИЖЕНИЕ.

В данном разделе необходимо познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегу, скачут, вертят головой; машины, самолёты, механизмы перемещаются в различных пространствах; планеты и спутники вращаются в космосе. Создать условия для установления ребёнком связи движения и действия на предметтянущих или толкающих сил.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать СВЕТ И ЦВЕТ.

В данном разделе необходимо познакомить детей со светом, как одной из форм энергии, со светящимися предметами: лампочка, телевизор, свеча, Солнце и др.; отражением света, с различными видами зеркальных поверхностей, преломлением света и увеличением изображения, сформировать представления о принципе разложения белого света на составляющие цвета, появлении уникального природного явления — радуги.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать ЗВУК И СЛУХ.

В данном разделе необходимо познакомить детей с источниками звука и способами восприятия звуков человеком и животными.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать МАГНЕТИЗМ.

В данном разделе необходимо познакомить детей с магнитом, его свойствами, магнитными свойствами Земли и рассказать , что такое компас и для чего он нужен.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать МИР ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.

В данном разделе необходимо познакомить детей с электричеством как особой формой энергии, расширять представления об электрических приборах, расширять интерес к электрическим явлениям, знакомить с историей открытия электричества. Познакомить со статическим электричеством.

В  старшем дошкольном возрасте можно изучать тему: ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.

В данном разделе происходит обобщение знаний детей о законах существования всего живого на земле: закон всемирного тяготения,земного притяжения, закон действия и противодействия, видоизменения вещества и перехода его из одного состояния в другое под действием элемента — посредника и др. дети осознают, что чудеса, происходящие в природе объяснимы подчиняются неопровержимым физическим законам.

Использовала при составлении интернет источники: портал маам и учебно методический кабинет.


Количество коментариев: 0