Статья: "Методическая разработка занятия по теме: «Изготовление панно из бросового материала и цветной бумаги»"

 

 

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Районная станция юных техников»

Грачевского муниципального района Ставропольского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

занятия по теме: «Изготовление панно «Жар-птица»

из бросового материала и цветной бумаги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Ермакова Н.В.

педагог дополнительного образования

МКУ ДО «РСЮТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

В методической разработке показаны этапы творческой  деятельности  обучающихся  из  объединения  «Сувенир» МКУ  ДО  «Районная станция юных техников»  Грачевского муниципального района Ставропольского края  по  изготовлению  панно «Жар-птица»  с  использованием бросового материала и цветной бумаги.  Методическая  разработка  составлена  на  основе  материала,  апробированного педагогом на практике.   Данный опыт будет полезен педагогам дополнительного образования  художественно-эстетической  направленности,   учителям технологии и начальных классов.

Введение и методические пояснения

Игры  и  сказки  –  верные  спутники  детства  и  незаменимые  «инструменты» формирования личности ребенка. То, что ребенок видит,  слышит и воспроизводит,  является первыми  опорными точками  для  его  развития.   Он  накапливает  материал,  из  которого  впоследствии  будут  строиться  его  знания,  фантазии  и  увлечения.  Игры,  книги  и  игрушки,  именно они несут новую информацию, учат и вовлекают ребенка в новые  действия, ставя перед ним различные игровые и интеллектуальные задачи. 

            На  занятиях  в  объединении  уделяется  значительное  внимание  выполнению  учебно-практических  заданий  по  созданию  продукта,  обладающего субъективной, а иногда и объективной новизной,  методом  индивидуальных  и  коллективных  творческих  проектов.  Применение  педагогом  в  образовательно  –  воспитательном  процессе  активных  и  интегрированных  методов  обучения  положительно  влияет  на  развитие  самостоятельности, познавательной и учебной активности обучающихся. Предлагаемый материал поможет организовать полезную и интересную деятельность с детьми. Нам не понадобятся сложные, трудоемкие действия , дорогие или труднодоступные материалы. Практически всю работу дети смогут выполнить сами, при минимальной помощи и поддержке. Однако полученный результат эстетически и эмоционально привлекателен.

            Актуальность методической разработки в том, что использование бросового материала является мотивацией  на развитие у обучающихся экологической компетентности, экологической культуры. Это означает, что у обучающихся формируются не только знания и умения в области декоративно-прикладного искусства, но и компетенции по организации экологической деятельности.

Цель методразработки  – показать эффективность применения  метода  совмещения технологии квиллинг и бросового материала  в  организации  творческой  деятельности  обучающихся и активного сотрудничества с родителями. 

Организуя занятия, мы должны помнить, что учащиеся не просто занимаются трудовой творческой деятельностью, но и доводят начатое дело до конца. В связи с этим  нами были поставлены следующие задачи:

 - формирование у учащихся положительной мотивации предстоящей работы;

 - развитие творческих способностей детей;

 - осуществление личносто-ориентированного подхода к каждому ребенку;

 - научить обучающихся работать по технологической карте;

 - расширить знания в области устного народного творчества;

 - сформировать умения поэтапного вырезания деталей  из бросового материала; 

 - развивать  эстетический  взгляд при оформлении внешнего вида панно;

 - формирование экологической культуры;

 - воспитать у ребенка интереса к объектам природы, условиям жизни людей;

На занятиях в объединении обучающиеся наблюдают всевозможные преобразования различных материалов, знакомятся с их свойствами, что дает возможность самостоятельного поиска, способов обращения и использования этих материалов.

При работе с бумагой используем технологию бумагокручения – квиллинг. Бумагокручение основано на умении скручивать полоски двухсторонней цветной бумаги различной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук ребенка, усидчивость, целеустремленность, учит наблюдать, анализировать, представлять конечный результат, сравнивать изображение с реальными предметами. В процессе исследовательской деятельности работает и воспитательный  процесс. У обучающихся формируются положительные черты характера:  чувство  коллективизма,  ответственность,  толерантность,  эстетический  вкус, а главное, любопытство к окружающему миру и стремление к его  познанию. 

 

Технологическая карта

Детали изделия

Приемы, способы выполнения

Соединение деталей из данных материалов

Бросовый материал

Бумага для квиллинга

Перья хвоста и шеи

 

42 шт

Из упаковок для конфет вырезаем  розетки каплевидной формы

 

 

Берем полоски бумаги размером 0,8см желтого, красного, черного цветов. Склеиваем полоски бумаги в последовательности цветов: желтый, черный, красный и начинаем закручивать на зубочистку или стержень с желтого цвета. Получаем круг диаметром 2-2,5см.

 

 

Срезаем дно у розеток

 

Из черной бумаги вырезаем  детали каплевидной формы, надрезаем края. Получаем основу для пера.

На основу для пера наклеиваем розетку с отрезанным дном. В розетку вставляем внутрь и приклеиваем полученный круг из цветной бумаги.

 

Перья туловища

 

38 шт

Вырезаем детали из плоской части упаковок для конфет в форме чешуи.

Из бумаги желтого и красного цветов вырезаем перья серповидной формы и надрезаем края. Перья желтого цвета имеют больший размер, чем перья красного цвета

 

Наклеиваем на перо желтого цвета перо красного цвета, а затем деталь из бросового материала

Оперенье грудки

 

60 деталей

-

Склеиваем полоски желтого и красного цвета. Накручиваем туго в круг диаметром 1-1,5см. наклеиваем их на основание из бумаги желтого цвета.

 

-

Голова птицы

Клюв 2 детали, хохолок 6 деталей

Вырезаем клюв в виде двух острых треугольников из плоской части упаковки для конфет

Для хохолка жар-птицы склеиваем полоски из желтой и красной бумаги. Плотно скручиваем в круг диаметром 1-1,5см.

 

На головой наклеиваем хохолок на основание из бумаги черного цвета. Наклеиваем клюв из бросового материала. Черным фломастером рисуем глаз.

Шея птицы

25 деталей

Для оперения шеи вырезаем из плоской части упаковки для конфет детали каплевидной формы размером 2,5х1,5см

По шаблону вырезаем из бумаги желтого цвета шею птицы.

На деталь шеи наклеиваем оперение из бросового материала

Лапы птицы

 

Из ребристой поверхности упаковки для конфет делаем  детали трех видов:

-

Наклеиваем на ткань в определенном порядке

Тонкие перья

-

Из бумаги черного, желтого, оранжевого цвета делаем полоски  шириной 2-3мм и длиной 8-10см, закручиваем ножницами, прикрепляем между перьями хвоста, туловища и шеи

-

Основание панно

Из тарного картона вырезаем основу панно нужного размера. Ткань темного цвета.

-

Оклеиваем основу из картона тканью.

Рамка для панно

По размерам основы делаем отрезки из потолочного плинтуса.

-

Склеиваем рамку из отрезков потолочного плинтуса. Окрашиваем рамку в яркий цвет.

Заключение

 В  данной  методической  разработке  представлен  проект,  который  является  продолжением  опыта  педагога  по  внедрению  и  применению  метода совмещения бросового материала и бумаги в объединении декоративно-прикладного творчества.  Именно  исследовательская  деятельность  позволяет  формировать  такие  личностные качества ребенка, как умение творчески мыслить и относится  с  интересом  к  делу,  работать  в  коллективе,  быть  ответственным  в  достижении  цели,  а  это  в  дальнейшей  взрослой  жизни  позволит  быть  инициативным, конкурентоспособным и успешным.  Привлечение  родителей  к  образовательному  процессу  ребенка,  помогает хорошим дружественным отношениям УДО с семьей. Родители  становятся активными помощниками педагогу и ребенку, дети получают  положительную мотивацию и поддержку.

 

Приложение 1

Проект сметы расходов

№  п/п 

Наименование

Количество 

Цена за   1 штуку 

Сумма, руб.

1

Бросовый материал  упаковки из коробок для конфет

3шт

0,00

0,00

2

Бумага цветная (желтая, оранжевая, красная, черная)

15шт

1,00

15,00

3

Ткань для обтяжки панно

80,00

80,00

4

Потолочный плинтус для рамки

2шт

9,00

18,00

5

Клей ПВА

1шт

18,00

18,00

Итого:

131,00руб.

 

Приложение 2  

Итоговая самооценка обучающихся

Ф.И.  ______________________________________________   

Отметь  знаком «+»  те  качества,  которые ты  приобрел  в  процессе  работы над проектом.  Я научился: 

 

  • Искать информацию в книгах и энциклопедиях
  • Вести наблюдения
  • Обсуждать результаты работы в группе
  • Задавать вопросы, когда возникают трудности
  • Просить помощи, когда возникают трудности
  • Помогать товарищу, когда он об этом просит
  • Радоваться успеху товарища
  • Видеть необычное в привычном

 

 Ответь пожалуйста на вопросы: чему ты научился за время проекта?  Как сработала ваша группа? Что нового ты узнал(а) о своих способностях  и  о талантах других?  Что можно  было  сделать  лучше?  Какие знания  и  умения  для  этого  потребовались  бы?  Как  ты  оцениваешь  результаты  проекта?

 


Количество коментариев: 0