Статья: "Проект "Русская народная игрушка" в старшей группе"

Проект «Русская народная игрушка» в старшей группе

Подготовила: Изгагина М.В.

Актуальность.

Сейчас много говорят о том, какими должны быть игрушки наших детей. Но споры эти появились не сегодня. Ведь игрушки для детей – это особый мир, по сути, мир взрослых в миниатюре, где ребенку лишь остается роль владельца и пользователя, но не творца; он ничего не изобретает, а только применяет. Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.

Исходя из идеи развития у ребенка творческих способностей посредством народной культуры, с детьми старшей группы был разработан проект «Народная игрушка».

Этот проект способствует приобщению детей к истокам русской народной культуры, помогает напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес и уважение к истории России.

Проблема:

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.

Задачи:

  • Вызвать желание у детей познакомиться с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тряпичная, соломенная, берестяная и др.)
  • Обеспечить запоминание игр с народными игрушками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки).
  • Способствовать развитию познавательных интересов, эстетического восприятия, логического мышления, внимания, воображения, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
  • Формировать и развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушкив совместной и самостоятельной деятельности.

Тип проекта: информационно – творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность: краткосрочный

Возраст: 5-6 лет

Участники: педагоги, дети и родители старшей группы

Этапы проекта

1 этап - подготовительный

-Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

-Создание необходимых условий для реализации проекта

-Перспективное планирование

2 этап - основной (практический)

-Внедрение в воспитательно – образовательный процесс приемов и методов на расширение знаний детей о народной игрушке

-Продуктивная деятельность

3 этап – заключительный

-Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Тряпичная игрушка».

-Выставка детских работ из глины.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

-Знание разнообразных видов народных игрушек, содержания игр с ними

-Умение организовывать совместную и самостоятельную игровую деятельность с народной игрушкой

-Устойчивое желание играть с народной игрушкой

Реализация проекта

Познавательное развитие:

«Русская народная игрушка». Загадывание загадок по теме проекта.

Считалки, потешки, заклички, скоговорки, частушки.

Д/игра: «Узнай игрушку по описанию»

Д/игра: «Составь узор» «Сосчитай матрешек» (ФЭМП)

Художественно – эстетическое развитие:

Лепка филимоновской игрушки  - «Черепашка» «Улитка».

Роспись силуэтов дымковских игрушек, рисование матрешек

Чтение художественной литературы:

Стихи: И. Кадухина, Т. Маврина, В. Фофанов, Л. Дьякова.

Г. Л. Дайн. «Игрушечных дел мастер»

Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей».

М. Ю. Юрьева «Не от скуки на все руки».

Ю. Анохин «В музее игрушек»

Социализация: Сюжетно-ролевая игра: «Ярмарка игрушек», «Путешествие в страну «Народных игрушек», Пальчиковый театр «Веселые матрешки»

Художественно – эстетическое развитие. Музыка:

Игра хоровод с матрешкой, Песня «Русский сувенир» Слова и музыка Э. Чуриловой». Магнитофонная запись «Калинка – малинка».

Физическое развитие. Здоровье:

Русская народная игра: «Сиди, сиди, Яша», «Бабки», Подвижная игра: «Лошадки», «Ручеек».

Физкультминутки, Дыхательная гимнастика: «Подуй на платочек», Пальчиковая гимнастика: «У матрешкиной сестрицы»

Коммуникация,беседы с детьми на тему:

«Народная игрушка» (филимоновская, каргопольская, дымковская, русская матрешка).

Составление описательного рассказа о народной игрушке.

Сочиняем сказку «В гостях у Матрены».

Безопасность:

Беседа: «Как играть с игрушкой» -соблюдение правил безопасности.

Познавательно – исследовательская деятельность, ручной труд:

«В гости к русским мастерам»

Работа с родителями:

-Консультация «Игрушки для современных детей»

-Анкетирование на тему: «Народная игрушка»

-Консультация «Русская матрешка. Кто она?»

Результаты реализации проекта:

Проект реализовал поставленные цель и задачи. Много теплых слов о проекте было сказано родителями. Они отметили, что дети много узнали интересного о народных промыслах, накопили опыт игр с народными игрушками, использование их в самостоятельной деятельности, стали делиться своими впечатлениями с родными и друзьями.


Количество коментариев: 0