Статья: "ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»"

Шайдулина Н.Г., учитель-логопед

ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

МКДОУ детский сад №28, ГО Ревда Свердловской области

В соответствии с Комплексной программой «Уральская инженерная школа», утверждённой Указом губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ, передо мной, учителем-логопедом, встал вопрос, как в своей деятельности «… пробудить в ребёнке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла…». Следовало реализовать задачу, направленную на решение мероприятий направления «Довузовская подготовка».

Решение было найдено посредством проектирования своей деятельности с использованием ЛЕГО-технологий. Идея проекта заключается в том, что использование ЛЕГО-технологий позволит учителю-логопеду, помимо формирования у дошкольников инженерного мышления, выстроить систему работы с детьми с нарушениями речи, решая сопутствующие задачи, а именно: коррекция сенсорных представлений, мелкой моторики, лексико-грамматического строя, звуко-буквенного анализа и т.д.

Оригинальность, особенность данного инновационного проекта выражается в его особенностях.

Первая особенность заключается в том, что субъектами инновационного проекта являются дети, родители и педагоги. Данная педагогическая инновация включает образовательно – техническую   направленность, что определяет гуманистическую составляющую инновационной деятельности.

Второй отличительной особенностью данной инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем, а именно:  формирование у детей навыков практической деятельности, необходимой для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ. 

Целью проекта будет создание организационных и содержательных условий для развития речевой и познавательной активности у детей с нарушениями речи посредством ЛЕГО-технологий на логопункте ДОО.

Для того чтобы понять механизм реализации проекта, остановлюсь лишь на одной составляющей речевой системы – это лексический компонент.

Для осуществления проекта необходимы тематические наборы конструкторов ЛЕГО «Ферма», «Дом» и др. Именно тематические наборы способствуют развитию у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) лексического компонента.

Любую лексическую тему можно изучить, используя данный конструктор (например, «Игрушки», «Семья», «Посуда», «Животные жарких стран», «Домашние животные» и т.д.)

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Так, к примеру, при изучении темы «Домашние животные» из кубиков ЛЕГО строятся места обитания домашних животных и составляются совместно с детьми предложения. Например. Собака живёт в конуре. Корова живёт в коровнике. Лошадь живёт в конюшне. И т.д. С использованием ЛЕГО и в рамках темы был продуман комплекс игр, способствующих развитию словарного запаса, умений словоизменения и словообразования.

  • Игра «Назови ласково». Образовывать уменьшительные формы имён существительных (лошадь – лошадка, телёнок – телёночек и др.)
  • Называть и показывать части тела животных (хвост, голова, уши, морда, когти, туловище и др.)
  • Игра «Кто как голос подаёт?». Обговаривать, что лошадь ржёт; собака лает, гавкает, коза блеет, баран блеет, поросёнок хрюкает, котёнок мяукает и т.д.
  • Образовывать приставочные глаголы. Например, привёл, вывел, подвёл, отвёл; приходит, уходит, выходит, подходит. Развитие умения употреблять их в простых предложениях, отвечая на вопросы: Что делает кошка, когда хочет поймать мышку? (Крадётся, подкрадывается, ползёт, подползает).
  • Составлять предложения с предлогами. Например. У коровы телёнок. Около лошади жеребёнок.
  • При конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания. Например. Котёнок без чего?- Без хвоста.

Такого рода мероприятия планируются для развития других компонентов речевой системы. Отличительной особенностью данного вида работы является обязательное использование конструктора ЛЕГО.

Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта.

Применение ЛЕГО в совместных видах образовательной деятельности позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
  • формированию грамматической составляющей речи (обрабатывание навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами и без, словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов);
  • формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа;
  • постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  • овладению звукобуквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • формированию пространственной ориентации, схемы собственного тела (классическая профилактика нарушений письма);
  • развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Перспективами дальнейшего развития проекта может быть следующее:

– разработка конспектов для детей младших и средних групп с целью обучения воспитателей и родителей умению работать с конструктором ЛЕГО;

– подготовка мастер-классов с целью обмена опытом в образовательном учреждении, на уровне города;

– разработка диагностического инструментария с использованием ЛЕГО для обследования речевой и познавательной активности дошкольников различных возрастных групп.


Количество коментариев: 0