Статья: "Проект « Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

       детский сад № 17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с № 17)

Адрес:155800, г. Кинешма Ивановской области, пер. Дунаевского, д. 12,

Тел./факс 8(49331) 3-41-82

e-mail:  kindetsad17@yandeх. ru

ИНН 3703010223; КПП 370301001; ОГРН 1023701274519

 

 

Проект « Чем дальше в будущее входим,

тем больше прошлым дорожим»

        В настоящее время назрела необходимость обращения к истокам народной культуры. Праздники, существовавшие в старину, забылись новым поколением. Поэтому важно познакомить с ними детей, приобщить к истокам народной культуры.

      У каждого народа есть свои праздники, которые пришли из глубины веков. Народные праздники России, самые любимые и известные – это , без всякого сомнения, снежное и морозное Рождество, ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, светоносное торжество Пасхи, весеннее – летняя троица и солнечный, радужный день Ивана Купалы.

        Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художественной литературы, проявить себя в продуктивной деятельности, даёт детям новые впечатления.

         Основная направленность праздников – воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка.

Цель проекта: приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство с

                           народными праздниками.

Задачи проекта:

  • Знакомство детей с различными формами культуры;
  • Поддержание у детей интереса к познанию жизни своих предков;
  • Расширять знания детей о народной культуре, обычаях, обрядах, праздниках, изделиях мастеров, о труде и быте крестьян;
  • Формирование нравственно – патриотических чувств;
  • Развитие художественно – творческой активности детей.

Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта:

                                        дети в возрасте 4-5 лет,

                                         воспитатели,

                                         родители.

Методическое обеспечение:

Г.А. Антонова «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»

И.В. Алфёрова «Иллюстрированная история России»

Н.В. Терещенко «История культуры русского народа»

О.В. Дыбина «Что было до…» (игры-путешествия в прошлое предметов)

Е.В. Пчелинцева «Неприходящие ценности малой Родины»

Т.А. Попова «Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре»

И.А. Лыкова «Народный календарь» (осень золотая)

И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду»

Сроки реализации проекта:  2017 – 2018 учебный год.

 Основные формы реализации проекта:

  • Беседа;
  • Заучивание небылиц, закличек, народных песен;
  • Детское творчество;
  • Праздники;
  • Развлечения;
  • Народные подвижные игры;
  • Русские - народные хороводы;
  • Театрализованные занятия;
  • Дидактические игры.

 

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны глубже чувствовать атмосферу прошлого русского народа;
  • Любознательность, активность, интерес к новым знаниям;
  • Интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи, народных промыслов;
  • В процессе художественной творческой деятельности дети могут выполнять элементы декоративной росписи;
  • Дети поют и водят хороводы, выполняют движения русских народных танцев.

Этапы работы:

                              I    Подготовительный:

           Организационная работа:

  • Выбор темы и разработка проекта;
  • Подготовка теоретического материала по вопросам проведения народных фольклорных мероприятий;
  • Составление перспективного плана по реализации проекта;
  • Обсуждение плана с родителями;
  • Создание условий для реализации проекта.

           II    Практический:

          1.Работа с детьми:

  Святая Троица

   а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Краеведение «Красная изба»;
  • Рисование «Ай да берёза, белый ствол…»

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Детский фольклорный праздник «Троица»;
  • Театрализованное занятие «Берёзонька растёт»;
  • Рассматривание изделий народных умельцев из бересты;
  • Рассматривание картин с изображением старинных домов на Руси;
  • Прослушивание русских народных песен в аудиозаписи: «Во поле берёзка стояла», «Со вьюном хожу», «Берёзонька»;
  • Русские народные игры: «Колпачок и палочка», «Овёс», «Чурбан»;
  • Дидактические игры: «Какие предметы сделал плотник, какие гончар, какие – кузнец», «Собери картинку».

                                День бабы Василисы Льняницы

а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Рисование «Укрась фартук»;
  • Аппликация Нарядное платье»;
  • Художественная литература К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Совместная творческая продуктивная деятельность « В сентябре всякое семя из колоса плывёт»;
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками о растениях;
  • Рассматривание картин «Одежда наших предков изо льна»;
  • Рассматривание картины А. Пластова «Сенокос»;
  • Дидактические игры:
  1. «Составь узор»;
  2. «Собери цветок»;
  3. «Найди отличия»

 

Успение

Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Развлечение «Величание последнего снопа»;
  • Рассматривание репродукций картин: А.Васнецов «На пашне», А.Пластов «Жатва», Т.Яблонский «Хлеб»;
  • Рассматривание орудий труда ( серп, соха, борона, жернова);
  • Разучивание народной песни «Улица широкая»;
  • Заучивание пословиц, поговорок, потешек о хлебе, труде;
  • Рассматривание колосьев пшеницы и ржи;
  • Прослушивание русских народных песен «Ой, вода, водица», «Уж как зорюшка – заря» в аудиозаписи;
  • Народные игры «Гори, гори, ясно», «Община», «Логово»;
  • Дидактические игры:
  1. «От зерна до каравая»;
  2. «Мельница;
  3. «Как хлеб пришёл на стол»

 

  Пётр и Павел Рябинники

а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Аппликация + рисование «Рябиновые грозди»;
  • Аппликация + рисование «Зябнут берёзы, зябнут осины, только горят на морозе рябины»;

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Совместная творческая продуктивная деятельность «Рябина – именинница»;
  • Загадки, частушки о рябине;
  • Экскурсия к рябине;
  • Коллективный труд: сбор плодов рябины;
  • Народные подвижные игры: «Чики – чикалочки», «Две тетери»;
  • Разучивание русской народной песни «На горе-то калина»;
  • Рассматривание картины Н.Криворучко «Народные гуляния»;
  • Прослушивание русских народных песен «Я пойду ли молоденька», «Прялица», «Ты, рябинушка, белкудрявая»

 

 

Покров

а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Рисование «Ложечка резная, ложка расписная»;
  • Рисование «Хохломская роспись»

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Развлечение «Покровская ярмарка»;
  • Рассматривание картин с изделиями городецких, хохломских, дымковских, гжельских мастеров;
  • Рассматривание картин «Ярмарочные гуляния»;
  • Знакомство с пословицами и поговорками;
  • Разучивание хоровода «На горе-то нашей»;
  • Дидактическая игра «Каждое изделие в свой город».

 

Рождество Христово

а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Рисование «Рождественский сапожок»

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Разучивание колядок;
  • Знакомство с народными приметами зимы;
  • Развлечение «Рождественские посиделки»;
  • Знакомство с обычаями, поверьями, обрядами;
  • Народные подвижные игры: «Салки», «Баба – Яга», «Два Мороза», «Горелки»

                                                

                                 Широкая Масленица

а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Краеведение «Приходите в гости к нам»;
  • Художественная литература «Докучные сказки»;
  • Аппликация «Блины»;

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Праздник «Широкая Масленица»;
  • Рассматривание картин «Масленичные гуляния»;
  • Прослушивание обрядовых песен в грамзаписи;
  • Русские народные игры: «»Кто что делает», «Карусель», «Голубь», «Перетягивание каната».

 

                            Сороки

а) Непосредственная образовательная деятельность:

  • Лепка из солёного теста «Жаворонки, прилетите, весну - красну принесите»;
  • Рисование «Скалка моей бабушки»

б) Образовательная деятельность в режимных моментах:

  • Знакомство с народными приметами весны;
  • Рассматривание картин с народными музыкальными инструментами (гусли, балалайки, трещотки и т. д.);
  • Разучивание «Закличек», «Веснянок», пословиц, поговорок;
  • Русские народные игры «Ловишки», «Лягушки и цапля», «Ванюша и лебеди», «Коршун и наседка»;
  • Дидактическая игра «Угадай инструмент.
  1. Взаимодействие с родителями:
  • Консультации:
  1. «Народные праздники осени»;
  2. «Народные праздники зимы»;
  3. «Народные праздники весны»;
  4. «Народные праздники лета»;
  5. «Как отмечают Рождество в разных странах»;
  6. «Широкая Масленица»;
  7. «Блины, блинчики, блинцы».
  • Фотовыставки:
  1. «Наши мамы и папы на широкой Масленице»;
  2. «Покровская ярмарка»;
  3. «Рождественские посиделки»;
  4. «Театрализованное занятие в группе».
  • Творчество родителей:
  1. Поделки из рябины «Осенняя фантазия»;
  2. Поделки масленичных кукол «Широкая Масленица».
  • Родительское собрание «Делу время – потехе час»
  • Анкетирование по нравственно – патриотическому воспитанию «Я помню, я горжусь!»

                     

                            III  Обобщающий:

    Подведение итогов:

  • Презентация проекта – викторина «Я листаю календарь»;
  • Анализ результатов работы по проекту;
  • Корректировка дальнейшей работы с семьёй по эстетическому развитию дошкольников;
  • Подготовка отчёта по проделанной работе;
  • Оформление материалов.

        


Количество коментариев: 0