Статья: "«Перспективы развития детей с нарушениями речи в современном пространстве образования»"

«Перспективы развития детей с нарушениями речи в современном пространстве образования»

Основные направления работы с учащихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное общим недоразвитием речи.

  1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и синтеза.

    а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

    — уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

    — выделение его на фоне слога;

    — определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);                                                                                                                                       — определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

    — выделение его из предложения, текста.

    а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из смешиваемых звуков:

    — уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

    — выделение его на фоне слога;

    — определение наличия и места в слове (начало, середина, конец);                                                                                                                                       — определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);

    — выделение его из предложения, текста.

    б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

    В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию звуков.

    1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

    — развитие языкового анализа и синтеза (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.;

    — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

    — уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

    1. Формирование связной речи:

    — развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

    — установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).                                                                                                                                                                                                            4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    — устойчивости внимания;

    — наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    — способности к запоминанию;

    — способности к переключению;

    — навыков и приемов самоконтроля;

    — познавательной активности;

    — произвольности общения и поведения.

    1. Формирование полноценных учебных умений:

    — планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

    — контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

    — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

    — применение знаний в новых ситуациях;

    — анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    — умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

    — умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    — умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    — умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    — ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    — ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    — ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

    — применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

    — употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    — обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    — пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

    — развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

    — формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    — проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

    — соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: “Скажите, пожалуйста”, “Спасибо”, “Будьте любезны” и т.п.);

    — составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

     


Количество комментариев: 0