Статья: "РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

 

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  1. «3.2.1.Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
  • Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфичных для них видах деятельности»

(ФГОС ДО от 17.10.2013г. № 1155)

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Для   развития самостоятельности  у детей я стараюсь  использовать все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

  1. САМООРГАНИЗАЦИЯдеятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности.

 Предметно-развивающая среда в нашей  группе организована  таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу (девочки любят играть в  куклы : игра «Дочки-матери»; мальчики в мягкие модули, они любят конструировать, играть с машинами), уровню развития детей.

Для самостоятельных игр оборудована игротека, в которой собраны игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию и др.

Дети сами моделируют свою  игру, её  сценарий и это  способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий. Для этого нами используются разнообразные предметы-заместители, обладающие,  наибольшим развивающим эффектом, позволяющие ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры: бросовый и природный материал, различные атрибуты для развития сюжетов игр ( например, мягкие модули: это может быть стул, подушка) – все это приходит детям на помощь по ходу игры, ввиду недостающего атрибута.

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Формирование коммуникативной самостоятельности  должно быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением как к совместным играм (дидактическим, подвижным, сюжетно-ролевым, театрализованным), так и ко всевозможным мероприятиям.

 Во время свободной деятельности я стараюсь максимально дать свободу выбора детям, но особенно увлекательной для детей моей группы стала театрализованная деятельность. В нашей группе есть «уголок ряженья». Это подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Дети отдают предпочтение уголку ряженья, объединяются в группы,  распределяют роли, подбирают наряды и атрибуты, сочиняют диалоги. Результатом этой игры становится коллективное представление для сверстников  группы. И вот, однажды, в  ходе игры в театр произошла    такая 

ситуация   «Поссорились Антон и Полина».  Дети купили билеты в театр на 1-й ряд : Антон на 3-е место , а Полина на 5-е место ( в ряду 7 мест). Неожиданно друг для друга они оказались на одном месте и не могли понять , как это произошло. Каждый  из детей  считал , что это его место. Почему дети сели на одно место, хотя билеты у них были разные?

Варианты ответов детей группы:

-Антон прав, а Полина  села неправильно.

- Это  Полина села правильно, а Антон нет.

-Оба перепутали места.

Дети ищут правильное решение. Берут билет Антона и находят  его место

( при  этом считают слева направо). Затем проверяют, правильно ли Полина нашла своё место. Оказалось, что Полина считала справа  налево, а надо было считать слева направо. Антон был прав. Дети сами обосновали своё решение.

  1. САМООБСЛУЖИВАНИЕ И ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ БЫТОВОЙ ТРУД.

Для воспитания самостоятельности у детей в процессе трудовой деятельности большое значение имеет пример взрослых. Поэтому мы организуем экскурсии, по нашему детскому саду, во время которых имеем возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде. Дети видели работу медсестры, повара, дворника, прачки ,наблюдали за работой младшего воспитателя. Эмоциональные впечатления, полученные на этих экскурсиях, давали пищу для разговоров, формировали общие интересы, помогали воспитывать у детей активность в труде. Дети с удовольствием ухаживают за растениями в уголке природы, ремонтируют книги, убирают игрушки после игр( дети сами решают какие цветы нужно полить, а книги подклеить, договариваются кто какие игрушки будет убирать ).

Я стараюсь предоставить детям больше самостоятельности в трудовой деятельности, привлекаю их к участию в планировании работы (а что будем делать завтра?).

Пример. После экскурсии в мед кабинет  выяснилось, что для игры в «больницу» у детей нет некоторых атрибутов (градусников, листков для рецептов, ватных тампонов). А так как они любили эту игру, то решили изготовить их самостоятельно. Стали думать, что из чего и как можно сделать. Дружно обсудили все и принялись за работу. После этого дети сами не раз объединялись для изготовления атрибутов к другим играм (Например, для игры  «Магазин») .

  1. ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности.

При организации продуктивной деятельности  я стараюсь мотивировать достижение  цели (выражая уверенность в том, что ребенок желает и может успешно выполнить задание), определяю значимость деятельности (к примеру - изготовление поделок для малышей, открытка маме, поделка для папы  и т. п.), выражаю личное переживание успеха (создавая эмоциональное предвосхищение результатов деятельности). Часто даю задания, которые дети выполняют небольшими группами

. Например,  накануне Нового года дети  по своей инициативе изготовили украшения  для группы( Например, фонарики , бусы и т.д.),, но в итоге их получилось так много , что оставшиеся  я предложила убрать в коробку , но детьми было принято решение подарить их детям младшей группы.( своими вопросами я подводила детей к принятию подобного решения) Выполнив задание, дети сами отнесли игрушки малышам и организовали там игру. Радость детей младшей группы послужила серьезным стимулом для последующей самостоятельной деятельности, способствовала усилению эмоционального предвосхищения результатов своей работы.

 Для самостоятельной продуктивной деятельности в нашей группе был оборудован "Уголок творчества", который создан по принципу доступности  и мобильности.  В уголке собранны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши, , цветная бумага, тонированная бумага, , зубочистки, зубные щетки, и другие средства для нетрадиционной техники художественной деятельности).

В НОД также  стараюсь предоставить свободу, самостоятельность, инициативность  продуктивных  творческих действий, которые находят отражение в детских работах.

« Мастер-класс»

 Детям понравилось делать подарки и они  стали думать кому и когда  ещё можно  их подарить? Совместно решили  сделать подарки  мамам к 8-му  Марта. ( открытка « Мимоза»). Я  поддерживать инициативу детей. Накануне  были сделаны заготовки  веточек, вырезанных из  цветной бумаги, из  которых  дети  выбирали  нужные по форме и располагали  их на листе бумаги  так , как хотят; затем салфетку жёлтого цвета резали( рвали ) на полоски ,а затем на маленькие квадратики  и скатывали из них шарики , приклеивали их на бумагу. Я создавала ситуацию успеха и говорила: « Ты сможешь. Я тебе помогу». И вот готовый результат.

6 .Работа с семьей по поддержке детской инициативы

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Необходимо нацелить родителей на поддержания в ребенке  любознательности. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Например, осенью у нас в д/с проходил конкурс « Осенние фантазии».Подобные мероприятия   позволяют не только вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивают семью (многие задания выполняются совместно). 

Рекомендации по развитию детской инициативы для родителей.

  • Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.
  • Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
  • Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
  • Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
  • Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).
  • Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
  • Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить.

« Мастер-класс»

В режимных моментах у нас проходила  акция « Сад на подоконнике» в рамках опытно- экспериментальной  деятельности, где дети выясняли , что было сначала , а что  потом, но моя  цель была - подарки  мамам к 8-му  Марта.  ( Посадили овёс, накрыли плёнкой, наблюдали за всходами).

По окончании наблюдений  предложила ( можно сказать провоцировала) освободить стаканчики  от травы, но дети не захотели  и предложили их украсить. Я  поддерживать инициативу.

 Возник вопрос : « Чем будем украшать?»  Поступили  предложения : ленточками, цветами и т.д. Началась работа. Дети самостоятельно выбирали цветовую  гамму цветов , которые сами вырезали  из бархатной бумаги; бусинок; форму бантиков. Я продолжала  создавать  для каждого ребёнка ситуацию успеха «Это просто, я тебе помогу».И вот готовый продукт детского творчества. Задаю детям вопрос: « Что с этой красотой будем

делать ?»  Своими вопросами я подводила  детей к тому, чтобы  они приняли  решение , которое позволяло бы решить поставленную мною цель. 

Теперь  у детей был выбор: подарить  маме открытку « Мимозу» или

« Цветок в стаканчике.» ( Кто подарил маме 2 подарка, а кто-то решил подарить  маме  и бабушке)

7.Для развития  детской инициативности нужно:

  • Давать простые и интересные задания( снимать Страх « не справлюсь», развивать инициативу.
  • Поддерживать инициативу.
  • Формировать установку « Я смогу», « Я сумею».
  • Создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка: « Это очень просто, я тебе помогу».
  • Педвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребёнок, у тебя всё получится».
  1. Итак, организация образовательного процесса в форме самостоятельной деятельности –это не только создание условий предметной среды и деятельность детей без педагога, это целенаправленный, спланированный процесс, который предполагает обязательный результат.

Количество коментариев: 0